СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нравственно-патриотическое воспитание как возможность личностного развития дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Пробуждать любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа; 
  • Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; 
  • Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятия её красоты и многообразия; 
  • Формировать гражданственность, чувство любви и гордости на основе изучения военной истории Отечества.

Просмотр содержимого документа
«"Нравственно-патриотическое воспитание как возможность личностного развития дошкольников"»

Нравственно-патриотическое воспитание как возможность личностного развития дошкольников


Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получаем возможность приобщения детей к духовной культуре, пробуждаем у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства Родины.

Поэтому работа по данному направлению включает в себя решение многих задач:

  • Пробуждать любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа;

  • Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

  • Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятия её красоты и многообразия;

  • Формировать гражданственность, чувство любви и гордости на основе изучения военной истории Отечества.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста  - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются  в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. 

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в  игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку. 

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит воспитание нравственных и патриотических чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

 Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Актуальность программы «Люблю свою малую родину» обусловлена повышением общей и коммуникативной культуры дошкольников, развитием речи, повышением качества формирования представлений у детей о родном городе. Программа способствует формированию личности ребёнка, его гражданственности, социальной адаптации к условиям окружающего мира, а самое главное она даёт возможность объединить совместную деятельность детей, педагогов и родителей - младшее поколение со старшим, что, к сожалению, ушло в наше время, а закрепляют полученные знания на непосредственной образовательной деятельности.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Формы работы:

— Наблюдения

— Организация экскурсий и целевых прогулок

— Продуктивная деятельность

— Проектная деятельность

— Моделирование и решение проблемных ситуации

— Придумывание сказок, историй и их театрализация

— Трудовая деятельность

— Досуговая деятельность

— Познавательно-исследовательская деятельность

— Чтение

— Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым

— Игровая деятельность

Методы и приемы:

1. Формирование нравственного поведения

  • Упражнения

  • Поручения

  • Требование

  • Воспитывающие ситуации

  • Положительный пример взрослого

  • Формирование нравственного сознания

  • Объяснения

  • Внушения

  • Просьба

  • Этическая беседа

  • Пример

2. Методы стимулирования

  • Поощрение

  • Соревнование

  • Одобрение

  • Награждение


Отличительной особенностью данной программы является организация педагогического процесса. Содержание дополнительной образовательной программы «Люблю свою малую родину» разделено на 6 разделов: родная семья; родная природа; родной город; родная страна; родная культура.


Цель нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, «Малой Родине», воспитать патриотов своего края, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Задачи нравственно - патриотического воспитания:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа, заинтересованности народными промыслами и традициями.

  2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

  3. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом

  4. Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье.

  5. Расширение знаний ребенка о городах республики.

  6. Воспитание любви и уважительного отношения к труду

  7. Формирование у ребенка базовых представлений о правах человека

  8. Знакомство с государственными символами – гербом, флагом, гимном

  9. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов

  10. Развитие чувства гордости за достижения родины


Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей


Ожидаемые результаты


1. Дети средней группы должны знать к концу года:

  • из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знание домашнего адреса, умение составлять короткий рассказ о семьи;

  • из раздела родная природа: знать названия времен года, диких животных, умение рассказывать о характерных признаков зверей, птиц, умение называть зимние забавы;

  • из раздела родной город: название родного города, умение узнавать достопримечательности города, знать виды городского транспорта;

  • из раздела родная страна: знание название нашей страны, знание государственных символов;

  • из раздела родная культура: знание праздников и русских народных праздников, знание предметов декоративно-прикладного искусства.

2. Дети старшей группы должны знать к концу года:

  • из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знание домашнего адреса, умение рассказывать о семейных традициях и короткий рассказ о семье;

  • из раздела родной город: знать название родного города, домашний адрес, профессии родителей, знание сотрудников детского сада, название достопримечательностей города, виды городского транспорта;

  • из раздела родная природа: название времен года, название диких животных, знание зимующих и перелетных птиц, название растительности;

  • из раздела родная страна: знание название нашей страны, знать государственные символы России и умение узнавать их среди других;

  • из раздела родная культура: знание народных праздников и их названия, знание русских народных праздников, знание русских народных пословиц и поговорок о Родине, знание предметно – декоративного искусства.

3. Дети подготовительной к школе группы должны знать к концу года:

  • из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знать домашний адрес, умение составлять рассказ о семье и о семейных традициях;

  • из раздела родная природа из раздела родная природа: название растений, животных и птиц разных климатических зон России, умение объяснить назначение заповедников, Красной книги РФ;

  • из раздела родной город: знание название родного города, символы города их значение, знание народов населяющих родной город, знание животных, птиц и растений родного края;

  • из раздела родная страна: название, страны и столицы, знание русских былинных богатырей, знание образцов русских народных промыслов, знание климатических зон РФ, название крупных городов и рек России, знание народов населяющих РФ, знание символического значения государственных символов России, знание о столице России, достопримечательностей Москвы, знание прав и обязанностей гражданина РФ.

Тематическое планирование  способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей семье, улице, городе, своей стране. Все темы логически связаны  между собой  и вместе представляют целостную картину сведений о России.

В основу реализации работы по данной теме заложены следующие принципы:

  • принцип последовательности

  • принцип наглядности

  • принцип занимательности

Рассмотрим все принципы на примере планирования работы по теме «Родной город»

1. Принцип последовательности.

Он предполагает планирование изучаемого  познавательного материала последовательно (от простого к  сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

Средняя группа.

Большая часть работы по ознакомлению с городом проходит вне занятий: целевые прогулки по ближайшим улицам, наблюдения за трудом горожан по благоустройству города, наблюдение за работой транспорта на перекрестке. Большое значение имеют беседы с детьми: где они побывали и что знают о городе. Еще один вид деятельности – чтение художественной литературы о народном героизме, о людях труда.

На занятиях воспитатель знакомит детей с понятиями город и село, выясняет, чем отличается город от села (транспорт, дома людей, труд людей). Воспитатель знакомит детей с главными достопримечательностями города, для того, чтобы вызвать чувство восхищения красотой города.  Это может быть парк, или музей, или большой и красивый фонтан, большие цветочные часы и т.д. Если нет возможности сходить и посмотреть — воспитатель показывает большие и красочные фотографии видов города, называет улицы, повторяет с детьми.

Составление альбомов «Мой дом», «Моя улица», «Наш любимый город», «Машины на нашей улице», «Слава героям» (можно фотографии распечатать на цветном принтере и собрать в файлы)

Составление коллажей «Дома на улице», «Что есть в нашем городе».

Старшая и  подготовительная  группа

Программная задача: приступить к ознакомлению детей с историей города, показать, что город, в котором живут дети, красив, современен, город-труженик, рассказать, какие есть промышленные предприятия в городе, какую продукцию они выпускают. Закрепить знания о профессиях и труде родителей, познакомить с учреждениями, которые находятся вблизи детского сада (библиотека, школа, завод  или фабрика). Закрепить знания об улице, где живет ребенок, его домашний адрес.

2.Принцип наглядности.

Заключается в широком представлении соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей. В группах оформляется уголок патриотического воспитания, где собраны иллюстрации и фотографии (старые и новые) города, герб и флаг города, макет улицы иллюстрации народных промыслов, картины родных пейзажей, фотографии героев ВОВ, родившихся в нашем городе, книги, буклеты о родном городе.

3.Принцип занимательности.

Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, эстетично оформлен, познавателен и доступен для понимания. Если прошла экскурсия на почту, необходимо предложить детям сюжетно-ролевую игру «Почта» с атрибутикой для игры, можно создать небольшой коллаж, собранный с помощью родителей «Что я видел на почте» — открытки, конверты, бланки почтовых переводов, марки, образцы упаковочной бумаги, различные виды штемпелей.

После посещения ближайшей стройки дети могут поиграть в строителей с использованием больших кубиков-блоков или конструктора «Лего», посмотреть иллюстрации из различных журналов по теме «Строительство дома», собранные в единый альбом и собрать совместно с воспитателем коллаж «На стройке» с использованием картинок машин, инструментов, строительных профессий.  Тем самым у детей закрепляются знания и долго сохраняется интерес по данной теме.

Итогом работы может быть: викторина «Я знаю свой город», литературный досуг «Благодарим, солдаты, вас», вечер народных подвижных игр «Венок дружбы», фотовыставка «Мы любим свой город», конкурс рисунков и аппликаций «Славлю город наш родной»


Работа с родителями


В современных условиях проблема нравственно - патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

В настоящее время задачи нравственно - патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

Освещая проблему организации работы с семьями по нравственно - патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества (Н. В. Алешина, Е. Ю. Антонов, О. Л. Зверева, Л. В. Левина, М. Д. Маханёва, Н. В. Микляева и др.).

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:

  • анкетирование («Семейные традиции»);

  • консультации в родительских уголках («Как рассказывать ребенку о Дне Победы»);

  • совместная деятельность детей и родителей (изготовление поделок);

  • поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой;

  • беседы с детьми и родителями («Что означает слово – патриот»);

  • практикумы, проекты («Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края», «Этот День Победы!»), мастер-класс («Изготовление народных, обрядовых кукол»);

  • обсуждение и распространение семейного опыта («Как мы празднуем День защитника Отечества»);

  • музыкальная гостиная («О русских традициях и обычаях», «Песни военных лет»);

  • совместные детско-родительские встречи в различных формах: конкурсы, спортивные мероприятия («Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я –семья»), вечер народных игр и забав («Как играли наши бабушки и дедушки»), посиделки, досуги («Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях»);

  • родительские собрания.

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме нравственно - патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы, как организация маршрутов выходного дня («Семейный поход»), который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Примерные темы маршрута выходного дня:

  • «Семейный поход по памятным местам родного города»;

  • «Памятные места героического прошлого города»;

  • «Исторические достопримечательности города»;

  • «Любимый уголок»;

  • «Гордись своим именем улица»;

  • «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.

В сотрудничестве с семьей по формированию основ нравственно - патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ: журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей; стенгазеты; буклеты; папки- передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации; видеофильмы; мини-библиотеки. Использование технических средств ИКТ позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными. Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.