СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное воспитание через урок истории России.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

расмотрены аспекты нравственног овоспитания с помощью урока истории 

Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание через урок истории России.»



Нравственное воспитание через урок истории России.





Для преподавателя истории на сегодняшний день, по-моему, нет более важной задачи, чем формирование духовно – нравственной личности Отечества.

Студеникин.



Цель преподавателя истории заставить учащихся задуматься о своей сопричастности к истории Отечества, пробудить чувство гражданской ответственности за судьбу Родины.

Жизнь показывает, что невозможно создать гражданское общество обновленной России, не восприняв изначально основ нравственности. «Взорванные церкви, памятники – это не просто разрушенная культура, это частица нашей души. Опаленная и выжженная история – это не просто утерянные на дорогах лихолетья ценности, но и бездуховность, жестокость нынешних лет», - говорит учитель в докладе, ставя перед участниками семинара по истории задачи по переоценки ценностей в обществе. Преподаватель не ставит цель – сделать каждого учащегося глубоко верующим. В жизни каждый выбирает дорогу сам.

Уже на первых уроках учитель пытается создать атмосферу глубокого уважения к образу Отечества.

Перед учащимися ставится проблемный вопрос – что значит быть русским? Прежде всего нужно только вспомнить «откуда есть наша русская земля», мы сможем ответить на этот вопрос.

На уроке показывается величие Православия, благодаря которому были соединены разрозненные славянские племена и образован один многочисленный русский народ, была сохранена народность. Но, к сожалению, пришедшие со школ многие дети этого не знают.

Прежде всего, нужно обращать внимание на глубокую сущность всех тех явлений, процессов, которые проходили и проходят в нашей жизни. В большинстве случаев в преподавании истории цитируются только факты.

В теме «Николай II» учащимся предлагается проанализировать всю ту трагедию, которая связана с именем этого человека. Учащимся предлагается «советская» трактовка этого материала, где царь выставляется чудовищем и присущи такие выражения, как «гнилой царизм», «Россия – тюрьма народов», «Николай II – враг русского народа» и новая, где необходимо, чтобы учащийся в первую очередь понял, что такое для русского человека было – царь. «Никто против Бога да против царя», «Один Бог, один государь» - такие пословицы выражали общепринятое, народное отношение к царской власти, народное понимание ее сущности. Власть эта не мыслилась как «административная» , понимание ее было не юридическое, вообще не мирское – оно было связано с духовной основой России – православной верой.

Абсолютным центром русской жизни была Церковь – не «учреждение», а совокупное, соборное единство всех православных. Заботой царя были жизнь и благосостояние православных: царь отвечал за те земные условия, при которых могли осуществляться утверждаемые церковью христианские истины. Царское звание накладывалось на монарха – через церковь – Богом, а не игрой человеческих страстей, не борьбой интересов или другими мирскими обстоятельствами – от того оно и передавалось по наследству: законный наследник был, заведомо, законным царем. Царь и народ одно: «Народ – тело, царь – голова».

Николай II был одним из относительно немногих глубоко верующих людей своего времени. В ходе бурных событий царь остался один. Его постепенно предали и оставили все: интеллигенция, чиновный аппарат, военноначальники. Ради гражданского мира в стране он принес себя в жертву, отрекся от престола – и вскоре был расстрелян в подвале. Цареубийства случались и раньше, по впервые в нашей истории убийство монарха – означало уничтожение самого престола.

И люди согласились, что святыни отцов можно отменить, что их нет, что они фикция, связанная с выдумкой о милосердном Боге.

Для учителя важно провести красной нитью мысль – каждому из нас необходимо восстановить истинные ценности внутри себя, осмыслить свою жизнь.

Также считается очень важным воспитывать в учащихся чувство гордости за свой народ, Отечество. Изучая историю Отечества ХХ века, преподаватель, имеет возможность на многих уроках по крохам формировать это чувство.

Например, оценивая Цусимское сражение, многие преподаватели больше говорят о потерях русского флота, о неправильной политике Самодержавия, но значительно меньше о величайшем подвиге моряков, сознательно погибших за Отечество. Ведь все они знали, что идут на верную смерть, и многие просились именно на эту эскадру. Особое место занимает тема подвига военного духовенства.

Раньше история Отечества преподавалась совсем по другому. Заучиванием дат, зубрежкой материала «советской» трактовки.

Для достижения целей поставленной перед собой преподавателем используются различные средства и методы. Класс оборудованный компьютером, телевизором, видеомагнитофоном все это на много повышает заинтересованность учащихся в учебном процессе. Прекрасно подобран учебный материал, компьютерные диски, видеокассеты. Проведена большая исследовательская работа. Не раз собирались семинары по истории. Все это включает учащихся в активное обсуждение поставленной нравственной проблемы. Видеофрагменты, фотодокументы помогают эмоционально воспроизвести изучаемую эпоху. Результаты в конце занятия подытоживает преподаватель, подчеркивая нравственный аспект проблемы.