Выступление Маловой Н.А. по теме «Нравственное воспитание младших школьников в воспитательном процессе» на МО воспитателей
Нравственное развитие ребёнка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Говоря о нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях. Отмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке…»
Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятие нравственности.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
По данной теме самообразования я работаю второй год. В своей работе использую следующие формы и методы нравственного воспитания школьников: беседы, информационные часы, часы общения, познавательные игры, творческие конкурсы, экскурсии, общественно-полезный труд. Ежемесячно с детьми посещали межпоселенческую библиотеку, музей.
В своей работе по нравственному воспитанию младших школьников особое место отвела работе над пословицами, поговорками. Обращала внимание на их воспитательную значимость, а также нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка. Пословицы учат ценить добрые дела людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным.
В воспитательной деятельности в течение года формировала у детей ценностное отношении к России, своему народу, старшему поколению. Проводила беседы с детьми о примерах исполнения патриотического долга. Дети с удовольствием участвовали в районных конкурсах рисунков, акциях, посвященных ВОВ. Считаю, что проведённая работа воспитывала у детей патриотизм, любовь к России, своему краю.
Также немаловажное значение имеет и работа с родителями . В беседах с родителями я заметила, их волнуют проблемы по учебной части, а воспитанию таких качеств, как справедливость,честность,доброжелательность,ответственность,организованность,родители не придают большого значения. Поэтому я поставила перед собой задачу: повысить педагогическую культуру родителей в вопросах нравственного воспитания, используя консультации для родителей, анкету для родителей, информационный буклет «Хороший пример заразителен», индивидуальные беседы.