СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные аспекты воспитания учащихся на уроках математики при решении задач с историческим содержанием

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нравственные аспекты воспитания учащихся на уроках математики при решении задач с историческим содержанием»

Нравственные аспекты воспитания учащихся на уроках математики при решении задач с историческим содержанием


(Щукина Ирина Павловна, учитель математики высшей квалификационной категории, г.Мончегорск Мурманской области, МБОУ СОШ № 1 имени А.Ваганова)


У писателя В. Астафьева есть такие слова: « Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине… Родина – это всё: И прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное – труд, творческий, созидательный, во имя своей страны, своего народа».

Воспитание гражданина, патриота своей страны – одна из важнейших задач и семьи, и школы. Любовь к большой Родине начинается с любви к малой. Поэтому изучению истории своего края, его героическому прошлому в своей работе я уделяю особое внимание. Обращение к истории родного края не только побуждает нас глубже и подробнее изучать его прошлое, но и заставляет внимательнее и бережнее относиться к тому, что нас окружает. Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и как бы стать участником былых событий, помогают задачи с историческим содержанием. «Фабулы» таких задач как раз и связаны с историей родного края.

Озеро Имандра было отмечено на картах в 1611 году, что подтверждает путешествие людей по Кольскому полуострову еще в те годы. Среди ученых-исследователей Хибин Александр Евгеньевич Ферсман особо выделял Вильгельма Рамзая, финского и российского геолога, иностранного члена-корреспондента академии наук СССР. (рис.1)

Рис.1


Рамзай установил, что Кольский полуостров является природным продолжением Скандинавии и назвал всю область Фенноскандией. Этот геологический термин прочно укрепился в научном мире. В честь Вильгепьма Рамзая в Хибинах в 1920 году было названо ущелье, а в1995 в ущелье установили мемориальную доску (рис.2)


Рис.2


Задача1 (вычитание натуральных чисел).

Первая экспедиция Рамзая на Кольский полуостров состоялась в 1887году, последняя в 1914. Сколько лет длилась Кольская эпопея Вильгельма Рамзая?

В 1870 году в правительство Российской империи был представлен первый проект строительства северной магистрали. Но, в связи с дороговизной реализации, строительство постоянно откладывалось. И только с началом первой мировой войны, ввиду большого стратегического значения в декабре 1914 г. Советом министров Российской империи было принято решение о безотлагательном строительстве железной дороги, связывающей Петрозаводск и Мурман. Стратегическое значение дороги заключалось в обеспечении перевозки военных грузов, поступавших от союзников. 1 января 1915 г.император Николай 11 одобрил строительство Мурманской железной дороги за счет казны. В неимоверных тяжёлых условиях дорога была построена в рекордно короткие сроки: за 1,5 года. 16 ноября 1916 года состоялось торжественная церемония забивки последнего «золотого костыля» Мурманской железной дороги (Мурманки), (рис.3 и рис.4)


Рис. 3 Рис. 4 (мост через реку Кемь)


Задача 2 (сложение натуральных чисел, умножение и округление десятичных дробей, перевод старинных мер длины в современные единицы измерения).

Трасса Мурманской железной дороги впервые в практике отечественного транспортного строительства делилась на участки, которые сооружали самостоятельно, а затем стыковали в единый путь. Южный участок был 356 верст, а Северный – 631 верста. Какова была общая протяженность МЖД? Ответ запишите в километрах.





Задача 3 (вычисление расстояния между пунктами по карте, рис.5)

Вычислите по карте, сколько километров железной дороги было построено за время строительства северной магистрали?( М: 1:7300000)


Рис. 5

Задача 4 (нахождение процентного отношения).

При строительстве МЖД не всегда соблюдались нормы при устройстве полотна. Подъёмы доходили до 15м на 1км пути (вместо допустимых 6м). На сколько процентов были превышены технические нормы?


В годы Великой Отечественной войны Мурманск подвергался жесточайшим бомбардировкам со стороны немецко-фашистских оккупантов (рис. 6, 7).


Рис. 6 Рис. 7


Задача 5 (нахождение числа по величине его части).

В годы Великой Отечественной войны в результате бомбардировок было уничтожено около 1500 жилых помещений, что составило почти ¾ всего жилого фонда. Сколько жилых домов было в Мурманске до войны?

Жители Мурманска и Мурманской области в годы войны проявили мужество и стойкость при защите Кольского края. Кроме этого они отправляли в блокадный Ленинград обозы с рыбой, собирали деньги на нужды Красной Армии (рис. 7).

Задача 6 (нахождение процентного отношения, деление десятичных дробей, их округление.)

За годы войны от жителей области поступило 6,5млн руб. В 1941 на создание эскадрильи «Комсомолец Заполярья» они перечислили 2.8млн рублей. Сколько процентов составили средства на эскадрилью от всех собранных средств?

Наша страна многонациональная. И Мурманская область стала родным домом для людей разных национальностей.

Задача 7 (нахождение процентов от числа, умножение десятичных дробей, их округление).

На 1 января 2016г. В Мурманской области проживало 762173 человека. Из них русские составили 73,1%, саамы – 7,5%, финны - 7,4%, карелы – 1.8%, татары – 1,4%, украинцы – 0,9%, белорусы – 0,5%, др. национальности – 7,3%. Найдите, сколько человек каждой национальности проживает в Мурманской области?

Предложенные мною задачи могут быть использованы на уроках математики не только в 5-6 классах, но и при повторении материала в других классах. Надеюсь, что они повысят интерес школьников к математике и истории родного края, будут способствовать расширению их кругозора, воспитанию бережного отношения к прошлому своей страны, пониманию того, что без прошлого нет будущего.

Поэт Анна Ахматова сказала: «Как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет». И об этом надо помнить!



Литература:

  1. http://hibiny-land.ru/uchenye-isledovateli-hibin.html

  2. http://www.team51.ru/Interesting/Kola_ramsey.htm

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0

  4. http://kandalaksha.org/interesno/1594-iz-istorii-stroitelstva-murmanskoj-chugunki.html

  5. http://www.alexandra-goryashko.net/kandalaksha_around/history/vexov_gelezn_doroga.htm















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!