СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные уроки в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»»

Нравственные уроки в повести

 А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Цели:

1.Выявить нравственные проблемы повести.
2.Осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек» в литературе.
3.Развивать способность эмоционального восприятия произведения.
4.Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.

Доска

Нравственные проблемы (вопросы)  в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

1.проблема бесправного положения «маленького человека»;

2.проблема отношения «отцов» и «детей»;

3.проблема нравственного выбора.
Ход урока.
1.Организационный момент.

2. История создания «Повестей Белкина»

«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.Пушкина.

Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость- вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Время создания цикла: с 9 сентября по 20 октября 1830 г.(Болдинская осень).

Цикл состоит из 5 повестей:

  • «Выстрел»;«Метель»«Гробовщик»;«Станционный смотритель»;

  • «Барышня-крестьянка».

Пушкин неслучайно в Болдинскую осень обращается к жанру повести. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе, о которой много думает , какой она должна быть. На вопрос своего знакомого: “Кто такой Белкин?” - Пушкин ответил: “Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак : просто, коротко и ясно”.                                                                                                     Многие читатели и критики говорили  о “Повестях Белкина”? Разные мнения.Почему?

  • “Ни в одной из Повестей Белкина нет идеи. Читаешь – мило, гладко, плавно: прочитаешь – всё забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. Повести Белкина читаются легко, ибо они не заставляют думать” (“Северная пчела”, 1834, №192, 27 августа).

  • “Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания , а просто сказки и побасенки” (В.Г.Белинский).

  • “Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите сначала все “Повести Белкина”. Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение” (из письма Л.Н.Толстого П.Д.Голохвастову).

Так думал не только Толстой. Те, кто любили литературу и Пушкина, начинали понимать, что … “того не может быть!” Не может быть, чтобы гениальный Пушкин взял и написал просто пять каких-то маленьких “повестушек”. Есть здесь какая-то тайна, и её нужно раскрыть. Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду и противоречия российской жизни.

Проза Пушкина так отличалась от существующей в то время литературы, что он не рассчитывал на успех. Так и появился Иван Петрович Белкин - обобщенный образ писателя, которого Пушкин наделил своими мыслями.

3. Словарная работа.

Устаревшие слова и выражения

Коллежский регистратор - чиновник низшего (14) класса.

Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси

Фельдъегерь - правительственный курьер.

Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.

На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.

Прогоны - плата за пользование лошадьми.

4.1 Работа с текстом.
-Окунёмся же в мир пушкинской прозы. Какие чувства вызвала у вас эта повесть?
-Почему вам жалко Вырина? 
-Почему так люди поступают?    Что влияет на их поступки?
-Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем в этом разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой – безнравственным.

Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Нравственность

   1.Совокупность норм, определяющих поведение человека.

2.Моральные качества, т. е. это качества, определяющие  поведение человека, его поступки, добрые или злые.

В конце урока: высказать своё мнение по одной из проблем (по 1 вопросу) письменно 4-5 мин. В ходе урока обращайте внимание на все моменты, т.к. будете освещать их письменно.

-Скажите, с какими героями мы встречаемся в повести, чьё поведение оцениваем?

4.2 Беседа по вопросам:

-Кто главный герой повести, чем он занимался? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин) Кто такой станционный смотритель? Какими  описывает  их автор? Как относится  к ним рассказчик?

 А.С.Пушкин в своем эпиграфе к повести шутливо и иронично станционного смотрителя называет “диктатором”. Какова жизнь смотрителя на самом деле? (…Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто не почитал их извергами человеческого рода”?)

-Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор?

-Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе?

-Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести?

-Почему Вырин превратился в хилого старика, кто в этом виноват?   -Что же произошло с Выриным?
«Старик не снёс своего несчастья…»
-Но Вырин сам отпустил Дуню покататься. 
-Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?
Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично увидеть дочь и убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет: ест и спит…)

-Как живет его дочь в Петербурге? (“ Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною”.) (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен, которые с ней произошли…)

-Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)

-Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе)

(Состарило одиночество.  Сам отдал дочь в руки Минского: стр. 42.)

Пока дочь была рядом, в душе станционного смотрителя не было страха перед жизнью. Именно страх заставляет человека сжиматься, чувствовать себя “маленьким”.

-Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его возлюбленной: «Пошёл вон!»

-Почему Вырин не пошёл жаловаться на Минского?
-Вспомните, как относились богатые путешественники к станционным смотрителям?
В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.
Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека».
Кто такой «маленький человек»?

На доске:

 «Маленький человек» - так в литературе называют героев, написанных с людей прошлого века, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников.

Забитый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек»


Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести. Забитый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости.
-Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично увидеть дочь и убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет: ест и спит…)

-Как живет его дочь в Петербурге? (“ Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною”.) (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен, которые с ней произошли…)

-Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)

-Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе – контакта “ глаза в глаза” не получилось…)

- Как вы понимаете слово «блудный»?  «заблудившаяся овечка» (Заблудший, ошибившийся, впавший в заблуждение).

5. Работа с евангельской притчей.

(Краткий поучительный иносказательный рассказ – притча.) Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна как для простого смертного, так и для художников. (Напомним ее содержание…)

Индивидуальное домашнее задание.

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).

О БЛУДНОМ СЫНЕ

Картина Рембрандта “Возвращение блудного сына” .

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.

Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться "Отец, прощающий блудного сына.

6. -Чем отличается история блудного сына от истории блудной дочери? Анализ таблицы.

-Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни?

Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

( Просмотр к/ф) 5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

7. Сделаем выводы.

-Почему же несчастен отец Дуни?

Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житье.

Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…

У меня для вас есть письмо с пожеланиями. В нем собраны мудрые мысли. Прочитайте их вслух и запомните. Римский философ Сенека рекомендовал: «Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль.» 
Запомните мудрые мысли. А взяв в руки повесть Пушкина, вспомните об этом полезном совете. Какую же главную мысль мы можнм взять из поаести?

МУДРЫЕ СОВЕТЫ 

1.Спешите делать добро, а то оно может остаться без адресата. (А.Алексин). 
2.Доброта- язык, на котором немые могут говорить и глухие могут слышать. 
3.Любовь к родителям- основа всех добродетелей.(Цицерон). 
4.Бессердечие рождает равнодушие, 
Равнодушие рождает себялюбие, 
Себялюбие же- источник жестокости. (В.Сухомлинский). 

Учитель: 
Человек рождается, чтобы делать добро. Постоянное творение добра- ноша тяжелая, она не каждому под силу. Но если каждый человек сделает хоть крошечное добро, то на земле настанет мир и покой. Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, берите с него пример. Каждый может проявить доброту, стоит только ему искренне этого захотеть. Сила и власть не так могущественны, как доброта.

Сегодня мы говорили о трёх героях повести. Попробуйте с помощью 3-4 прилагательных дать каждому характеристику.

Вырин                                         Дуня                                        Минский

Бедный                                             Красивая                                              Беспечный 

Несчастный                                      Прелестная                                        Легкомысленный

Добрый                                             Приветливая                                               Удалой

Любящий                                    Хозяйственная                                                     Счастливый
  
Забитый                                   Печальная                                                                Богатый

«Маленький человек»                              С камнем на сердце                                Жестокий

-О каких нравственных проблемах повести мы говорили на уроке?
На доске: 1. О проблеме «маленького человека».
2.О взаимоотношении отцов и детей.
3. Об ответственности за свои поступки.
4.О счастье и любви.
Проблемы

проблема бесправного положения «маленького человека»;

проблема отношения «отцов» и «детей»;

проблема нравственного выбора.

6. Выводы:Учитель: именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках. 

- Что вы унесете сегодня с  урока ? Над чем задумались?

- Каким высказыванием вы бы закончили урок:


  • «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)


  • «Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)


Учитель: будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.

 Проблемы  (социальные и нравственные):

проблема бесправного положения «маленького человека»;

проблема отношения «отцов» и «детей»;

проблема нравственного выбора.