Нравственно-эстетическое воспитание в сельской школе:
сохранение историко-культурного наследия
Великие педагоги Коменский, Ушинский, Сухомлинский и др. считали, что без знания родной истории предков, без восстановления народно-региональных традиций, обычаев, без дальнейшего совершенствования национальной и отечественной культуры, без чувства национальной гордости, кровной связи с родными близкими нет воспитания.
В нашей школе сегодня мы делаем попытку сложить, вырастить совместные формы жизнедеятельности педагогов, учеников и родителей в целях их образования, т.е. наиболее полного проявления ими своей индивидуальности. Мы понимаем, насколько важна роль сельской школы как института воспитания и социальной педагогики в условиях формирования нового сознания учащихся сельской школы, где приятие исторических ценностей сельского уклада жизни с его духовностью, устойчивыми жизненными принципами должно сочетаться с пониманием современных возможностей.
Мы считаем, что именно в селе, в большей степени, сохранились национальные духовные начала. Ведь по сути ценности сельского образа жизни являются и воспитательными ценностями. Эти ценности представляют собой такие качества, свойства, желания, стремления личности, которые родители и педагоги хотели бы реализовать, воплотить в своих детях в необходимых, достаточных для этого условиях, что сделало бы их счастливыми и вместе с тем полезными для общества гражданами. В обобщенном виде – это неустанный труд в противовес праздности; прочность семьи отрицательное отношение к разводам; ценность рода, забота о непрерывной духовной связи поколений; ценность домашнего очага; ценность мирного существования; ценность земли и всего живого, природного; ценность добрых отношений между людьми, стремление к решению всех вопросов сообща, «всем миром», никого не оставляя в беде.
Основы духовности, национальной культуры закладываются в детстве. Во все времена, в самые сложные периоды истории человека всегда выручала высокая дисциплина духа, нравственная стойкость. И сегодня в сложном многогранном процессе воспитания человека мы обращаемся, прежде всего, к духовным истокам, к культуре во всех её проявлениях. Это использование устного народного творчества, в котором отражены особенности национального самосознания, социально-исторический опыт народа, принципы природосообразности и духовности. Это введение национально-регионального, местного компонентов в учебно-воспитательный процесс, учитывающих культурно-исторические, нравственно-этические, эколого-валеологические ценности.
За последние годы заметно изменился облик села: появились новые современные здания, современные машины, бытовая, сельскохозяйственная техника. Компьютеризация и информатизация общества способствуют доступу сельских жителей к новейшей информации. В целом современное село меняется, и сам фактор изменений способствует педагогическому процессу. Хотя нельзя отрицать тот факт, что на селе существует свои проблемы: безработица, миграция населения, невысокий уровень жизни части населения.
Сельскими жителями всегда ценились и развивались в детях такие индивидуальные особенности как наблюдательность, житейская мудрость, смекалистый ум, сообразительность, хозяйственность, заботливость, физическая сила и общая здоровость, добросовестное отношение к труду, религиозная нравственность. В деревне, по сути, воспитывает все село.
История школы представляет собой мощный социокультурный ресурс её сегодняшнего авторитета и залог устойчивого развития в будущем. На базе сохранения лучшего в течение 95 лет сформирован своеобразный внутренний уклад школьной жизни – важнейшая предпосылка эффективности образования, интеграции в единое целое обучения, воспитания и развития каждого учащегося, стимулирование профессионального творческого роста педагогического коллектива.
Те учебно-воспитательные традиции и технологии, которые сегодня существуют в школе, сложились благодаря устойчивым традициям школы, которые в совокупности позволили выстроить на их основе образовательное пространство школы из трех систем:
1. Учебная система, содержательно объединяющая в себе все предметы, организованная на уровне, достаточном для продолжения обучения в высшей школе.
2. Система воспитательной работы, основанная на интеграции разновозрастного взаимодействия, осуществляемого в течение учебного времени в кружках и секциях по интересам, Научном Обществе Учащихся, повседневной воспитательной работе в классных коллективах.
3. Система социально-педагогической помощи и защиты учащихся школы от образовательных дезадаптаций и социальных рисков, позволяющая каждому из поступивших в школу успешно закончить ее и продолжить образование в соответствии со своим выбором.
В школе в течение многих лет действует сеть кружков и объединений. Это экологический клуб «Гарга», кружок «Юный музеевед», кружок юнкоров «Пресс-центр», волонтёрская группа «Сила», секции по вольной борьбе, волейболу, лёгкой атлетике, лыжной подготовке и шахматам. По внеурочной деятельности учащихся 1 и 2 класса функционируют следующие кружки: «Ладья», «Волшебный квиллинг», «Сказочный мир бисера», «Ритмика», «Юный исследователь», «Занимательная математика».
В школе действует ученическое самоуправление «Я сам», которое приучает учеников к осознанной постановке целей, планированию деятельности, анализу и самоанализу, контролю. Учащихся старших классов принимают активное участие в жизнедеятельности школы.
Важной частью системы воспитательной работы школы является формирование и укрепление школьных традиций, к которым можно отнести праздники: День знаний, «Золотая Осень», новогодний бал-маскарад, Вечер встречи с выпускниками школы, Сагаалган, День Победы, День последнего звонка, вечер Голубого вальса, Малый сурхарбан, выпускной вечер. Традиционными стали такие мероприятия, как: День самоуправления 5 октября, школьная ярмарка «Дары осени», открытие и закрытие спортивного сезона в местности Замыс, в котором принимают участие все участники учебно-воспитательного процесса: учащиеся, учителя, родители.
Мы считаем, что эффективным средством развития личности, социализации детей является участие в реализации различных проектов. В нашей школе есть положительный опыт участия в социально-образовательных проектах. Это проект «Мир вокруг тебя», реализованный в 2010 году совместно с региональным общественным фондом «Ага спортивная», в рамках которого группа учащихся школы из малообеспеченных семей выезжала на отдых в Забайкальский край в национальный парк «Алханай». В рамках данного проекта учащиеся Алханайской СОШ получили возможность посетить все достопримечательности нашего района.
Также в 2011 году был реализован социальный проект «Молодежь села выбирает спорт», в рамках которого в школе именитыми борцами нашей республики был проведен мастер-класс с юными борцами, также 20-ти спортсменам школы из малообеспеченных семей вручены комплекты спортивной одежды и обуви.
В 2012 году был реализован социальный проект «Балтика-Байкал», в рамках реализации которого в числе школьников и студентов из Бурятии наша школьница принимала участие в экскурсии по Санкт-Петербургу и городам России.
Все эти мероприятия, на наш взгляд, способствуют тому, что учащиеся школы приобретают навыки общения со сверстниками, развивают коммуникативные умения, учащиеся становятся открытыми к общению, к познанию.
Особенности воспитания в малокомплектной школе
- Общение, связи, деятельность носят характер совместного участия педагогического коллектива, учащихся и родителей.
- Перенос центра тяжести с крупных форм и массовых мероприятий на индивидуально-воспитывающее взаимодействие.
- При малом количестве педагогов возникает необходимость участия всего педколлектива в воспитательном процессе.
- Возрастает воспитательная роль «малой педагогики» (воспитание на традициях семьи, истории и культуре малой родины).
- Учитель приближен к учащемуся, и ему чаще приходится демонстрировать родительскую позицию, знание каждого, прозрачность поступков.
- Возрастает роль воспитания в процессе учебной деятельности, т.к. в малом классе чаще можно использовать диалогические и малогрупповые формы деятельности учащихся.
Во все времена школа являлась центром военно-патриотического воспитания юного поколения. Деятельность нашего школьного краеведческого музея мы считаем одним из важнейших средств воспитания личности ребенка, так как включает она в себя нравственно-патриотическое, научно-исследовательское, творческое развитие личности. В настоящее время понятие «музейная педагогика» значительно расширилось. Сегодня ее мы рассматриваем как смежную дисциплину на стыке музееведения, педагогики, психологии и ряда других дисциплин, предметом изучения которых являются культурно-образовательные аспекты. Наш Гаргинский краведческий музей давно и прочно стал важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения. Об этом свидетельствуют достижения учащихся на таких научно-практических конференциях как «Шаг в будущее», «Национальное Достояние России», «Вернадские чтения», «Летопись родного края» и др.
В нашем краеведческом музее собран уникальный краеведческий материал, изучение которого способствует всестороннему развитию личности ученика, можно сказать, что наш музей является ключевым звеном в процессе передачи от поколения к поколению нравственных и культурных ценностей.
Воспитательная функция школьного музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у школьников целостного отношения к культурно-историческому наследию.
Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий в себя педагогическую, социальную и духовную составляющие.