СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Толстой)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Д.С.Лихачёв писал: «Если вы хотите быть по – настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Он – самая большая ценность народа. На нём он говорит, пишет, думает. Во многом от него зависит процветание России, а значит, процветание нации».

 

Просмотр содержимого документа
««Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Толстой)»

«Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Толстой)

«Учитесь любить учиться!» Эти слова известного советского академика, учёного, историка, лингвиста, автора многочисленных исследований по древнерусской литературе Д.С. Лихачёва из книги «Письма о добром и прекрасном» обращены к молодёжи. Я думаю, не случайно. Это чувство, к моему сожалению, постепенно начинает утрачиваться, теряя своё высокое предназначение. Оно находится в постоянной борьбе с быстро охватывающей все сферы жизни косностью, безразличием, грубостью. Но ведь именно в молодости, по словам академика, формируется не только человек, но и вся его жизнь, всё его окружение. И если он выберет правильный путь, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не портила человека и дала настоящее душевное богатство. И не надо искать эту радость, вот она здесь, рядом, оглянись вокруг, присмотрись внимательно, прислушайся, поучись любить то, что рядом. Радость, по опыту Дмитрия Сергеевича, - это земля, владеющая и хранящая ценность, сокровища прошлого. Это и красивые пейзажи, города, а в городах свои, собранные многими поколениями памятники искусств. А в сёлах – традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом своё, доброе. Ценностью является и наш язык.

Не могу не согласиться с Д.С. Лихачёвым в том, что учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком, устным или письменным, надо следить постоянно. Именно эта мысль натолкнула нас на создание группы любителей русского языка. Изучив статьи академика Лихачёва из книги «Земля родная», на повестку дня встал вопрос: как пользуется тот или иной человек языком и что он из себя представляет? Ведь важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер, нравственные ориентиры - прислушаться к тому, как он говорит. К сожалению, в огромном, нахлынувшем на нас потоке компьютерных технологий наш доселе «богатый, свободный и правдивый» русский язык стал постепенно мельчать, а человек - нравственно беднеть. Поэтому мы, члены группы любителей русского языка, решили проанализировать язык своих сверстников, чтобы ответить на вопрос: «откуда что берётся» у подростков, что питает молодёжный сленг? Недавно я рассказала о работе нашей группы подруге своей мамы. Её очень заинтересовал мой рассказ, и она поделилась со мной своими горькими переживаниями. «Скоро я, наверное, перестану понимать сына. Я говорю не о взаимопонимании, обычной родительской тоске, - о языке. «Застрёмный», «рубон»… Он уже не только с приятелями так разговаривает, но и с нами, видно, привык. «Фазер» (это ещё можно сообразить – отец), «отпад», «фонтан» - то ли одобрение, то ли осуждение. Спрашиваю: «А на уроках вы тоже так изъясняетесь? А в ответ: «Дык». Откуда что берётся у них?! Смотрю, и в молодёжную прессу это всё лезет. Надо же вести с этим какую-то борьбу. Русский язык гибнет! Так мы и до мычания доживём».

Обсудив на одном из заседаний данный рассказ, мы решили проверить, так ли всё плохо с языком наших сверстников. Читая работу Д.С.Лихачёва «Учиться говорить и писать», меня поразила редкая его наблюдательность по поводу того, что иногда «человек не говорит, а «плюётся словами», для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами- плевками» говорит, он хочет показать, что ему всё ни почём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеётся, ничего не боится».

Наши наблюдения над речью ровесников, действительно, подтверждают эту мысль. Мы убедились в этом, посетив одну из молодёжных дискотек нашего города. Здесь особый тип общения, невозможный в обычной жизни, откровенные и вольные речи, не признающие никаких дистанций между общающимися, свободные от обычных норм этикета. Когда жаргонные слова редки – несложно догадаться об их смысле. Бывает улыбнёшься – хоть жаргон и далёк от изящной словесности, в выразительности ему не откажешь, и «ёлы - палы» - это вам не «ёлки – палки»! Чувствуете? Но вот когда идёт поток сленга… «С прайсом глухо. Не на что и чаю попить. Аскать идти стрёмно, кругом менты. Со списком вообще полный облом. Весь пиплбесфлэтовый – придётся до утра в парадниках тусоваться. Да что говорить… И стрёмно, и сыро, и некому руку подать…»

Если бы Д.С. Лихачёв был рядом с нами, он бы отреагировал на это так: «Поэтому-то они и обзывают своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что они трусливые, робкие и неуверенные люди». Да, и я считаю, что, хоть ребята, как кажется, и не из робкого десятка, на героический поступок не способны, уж слишком примитивны их помыслы и жизненные принципы. Дмитрий Сергеевич называет таких ребят «храбрецами и мудрецами». В своей статье «Учиться говорить и писать» он пишет, в каких случаях они заменяют слова «словами-плевками». «Это всё то, что их страшит, от чего они ждут неприятностей себе, что не в их власти. У них будут «свои» слова для денег, для заработков – законных и особенно незаконных, - для всякого рода махинаций, циничные прозвища людей, которых они бояться».

Нам, не посвящённым и не обученным на тусовках, не перевести безымянные мемуары некоторых подростков без словаря, но одно мы уяснили точно, что с позиции нормы языка, культуры речи сленг не заслуживает поощрения, так как он пагубно влияет на человека, лишая его нравственного стержня.

Доживём ли мы до «мычания»? Тут всё индивидуально, всё зависит от того, знает ли человек, кроме сленга, другой язык, «могучий и богатый», умеет ли думать на нём и вообще питает ли склонность к такому занятию.

Оказывается, существуют даже тусовые рассказики, песни, анекдоты. Вот один из них: «Наехал как-то раз на хиппи каток. Шла по той улице старушка, глядит – яркий коврик из лохмотьев лежит. Старушка взяла его и перед дверью своей бросила. Три года об него ноги вытирала, совсем он запачкался. Старушка взяла его и постирала. Повесила на балкон сушиться. Тут хиппи простудился и умер».

И так постепенно, на мой взгляд, будут «вымирать» тысячи подростков, не умеющих пользоваться языком в прямом его назначении.

Поэтому мы решили «постирать» язык этих ребят, чтобы предотвратить гибель языка – самой большой нравственной ценности. Мы пишем статьи в районную и школьную газету: «Против уродования русского языка», «За культуру языка молодёжи», проводим вечера: «Свободу русскому языку!», «За могучий и правдивый…»; классные часы, пятиминутки с обсуждением работ известных лингвистов, учёных, литературоведов, которые открывают перед нами нравственные заветы языка.

Д.С.Лихачёв писал: «Если вы хотите быть по – настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Он – самая большая ценность народа. На нём он говорит, пишет, думает. Во многом от него зависит процветание России, а значит, процветание нации».