«Сердечная недостаточность –это болезнь нашего времени.»
Нравственные уроки повести А. Алексина "Безумная Евдокия"»
“ В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе”.
Английский философ Фрэнсис Бэкон
Анатолий Алексин( Гоберман)
- русский прозаик, драматург;
- родился 3 августа 1924 года в Москве;
- в детстве выступал в пионерской печати со стихами ;
- 1941г.-окончил школу;
- работал литературным сотрудником в газете “Крепость обороны”;
- в 1943-46 годах работал на стройке-гиганте.
Повести- на 48 языках мира
- «Саша и Шура», 1956;
- «Говорит седьмой этаж», 1959;
- «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», 1965;
- «Поздний ребенок», 1968;
- «Звоните и приезжайте!», 1970;
- «Третий в пятом ряду», 1975;
- «Безумная Евдокия», 1976;
- «Сердечная недостаточность», 1979;
- «Домашний совет», «Ивашов»,
- «Дневник жениха», 1980;
- «Прости меня, мама...», 1989,
- «Мой брат играет на кларнете», 1968;
- «В стране вечных каникул», 1970;
- «Обратный адрес», 1971;
- «Десятиклассники», 1974;
- «Пойдем в кино», 1977;
- «Поздний ребенок», 1983 и др
Некоторые повести экранизированы, ставятся на театральных сценах страны.
- Награжден высшими советскими орденами: Орденом Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени, а также многими другими высокими зарубежными наградами;
- включен в Почетный список имени великого датского писателя Андерсена;
- С 1993 писатель живет в Израиле.
“ С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата”.
Юбилей книги
35 лет
1976
«Чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают где-то за поворотом…»
Путь –это…
- из роддома домой,
- поездка в Евпаторию,
- дорога в школу,
- поход по местам боевой славы,
- путь в больницу,
- дорога домой,
- жизнь человека в его развитии ,
… .свое отношение к дочери
… отношение дочери к людям..
… события, свои мысли, поведение
Рассказчик в повести- отец Оли- пытается разобраться в истоках несчастий семьи, анализирует…
Отец и мать Оли работали в конструкторском бюро.
В молодости отец писал фантастические романы, которые никто не печатал.
Мама любила петь, была живой и непосредственной, ее непосредственность покоряла. Синонимом ей была честность.
Она не могла поступить иначе, меня полгода держали в больнице. Разве она могла обмануть мои и твои ожидания? Спасибо ей..!
«Спасибо ей»…
Эта роковая фраза перекинула мост в тот страшный день… Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца…
Оленька глазами отца.
- Он замечал в дочери только положительное;
- Считал, что она не такая как все, она необыкновенная;
- оправдывал ее в любой ситуации;
- «В семье, состоящей из трех человек центром семьи и ее лицом стала дочь - она заслужила это право;
- «Нелегко нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных ».
Отец Оленьки в начале повести не умел вглядываться в человеческие лица.
Всех он видел такими, какими “подавала” их Оленька,- в негативном плане.
“… именно они, те трое(Евдокия Савельевна, Люся и Боря)…были причиной частых страданий и слез дочери”.
“ Оля всегда во всем была права”.
“ Надо считаться с людьми” ;
… упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми”.
“ Друзей легче потерять, чем найти “
“ Когда слишком много ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать..
Мама Надя часто соглашалась с дочерью, но ее размышления говорят о цельности и глубине ее натуры, о чуткости души.
Родители Оли и Евдокия Савельевна
- родители относятся негативно;
- смотрят на нее глазами Оленьки;
- поступки учительницы им не понятны;
- Называют ее «безумной»; потому что та, по их мнению, не желает замечать Олин талант;
- предпочитает менее одаренных детей.
Родители не понимают учительницу, которая стремиться «сделать успех каждого, радость каждого – успехом и радостью всех».
..ничего не делает для школы, но всегда и везде хочет быть первой…
«Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать, походя, и чужие судьбы».
Оля растет самовлюбленной эгоисткой, думает только о себе…
Забывает о подруге Люсе…
Оля глазами Евдокии Савельевны
..не замечает любви одноклассника Бори…
Оля бездумно и безгранично злоупотребляла любовью и вниманием близких людей.
Нечуткая в человеческих взаимоотношениях, она становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца.
Главная черта характера Оли- себялюбие, а отсюда эгоизм по отношению к окружающим ее людям.
Желание любой ценой быть первым обрекает человека на одиночество.
Уважать надо не талант в человеке, а самого Человека с большой буквы.
Какая она же, Евдокия Савельевна?
Глазами отца в начале повести
Глазами отца после трагических событий
- “ женщина без возраста”;
- Любила, “чтобы все были вместе”;
- никого не выделяла ;
- воспитывала своих учеников “нынешних” на примере “бывших”;
- предвзято относилась к их дочери, “не замечала” ее талантливости,
- организовывала встречи с разными людьми;
- Никому не давала почувствовать свою ненужность и никчемность;
- учила радоваться любым успехам товарищей.
- добивалась от своих учеников “таланта человечности”, который должен быть, у каждого не зависимо от дарований. Ведь каждый в своем деле должен быть мастером, художником.
В трудную минуту Евдокия Савельевна была рядом с Олей , боясь ,что “эта ноша окажется для нее непосильной”.
Но отцу сказала: “Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится! Поверьте, что это так!”.
Выводы:
- Эгоизм постепенно превращается в жестокость, в злость не только по отношению к чужим, но и к близким. Одной из причин эгоизма Оли стала слепая любовь ее родителей.
- Прежде чем назвать человека другом, нужно с ним “пуд соли съесть”: понять его отношение и к себе, и к людя м , чтобы знать, что он не предаст тебя.
- Евдокия Савельевна в своем поведении была права. Она боролась за Олин характер, хотела сделать ее человечней и добрей . Наши учителя тоже хотят сделать нас добрей, воспитать в нас талант человечности.
- А.Алексин утверждает: «Тот, кто хочет быть первым любым способом, обречен на одиночество» , мы согласны с ним.
- Не столько важно, кем мы станем, важно - какими . Надо помнить слова Олиной мамы: “Надо считаться с людьми”.
- Нужно ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
- Надо запомните «золотое» правило нравственности:- не делай другим то, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе.
- Необходимо не забывать, что неосторожным словом, поступком легко обидеть, ранить; надо учиться щадить, беречь тех, кто рядом с нами.
-
Не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Работу выполнили учащиеся 7-8 кл. МОУ Лучинниковская оо школа:
Бобыкина Е., Егорова И., Егорова К., Жигалова А., Иванова К, Королева Л., Панкратова Н., Рыбакова О.,
Руководители: Смирнова О.А., Макарова Е.В .