№ п/п | № урока | Дата | Тема урока | Материал по НРК |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 7 | | О нормах произношения и правописания согласных в словах | Озёра Таганай, Зюраткуль М.В.Стрекалова, стр3 |
2 | 8 | | Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм | Почти половина людей на з_мле ж_вёт в г_р_дах. Д_р_гой дру_! Ты ж_вёшь в прекрасном гор_де. Тут ж_вут тв_и папа и мама. Вы ж_тели города (Ч,ч)елябинска. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Почему? Объясни. Спишите, вставляя пропущенные буквы. |
3 | 11 | | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение | Составление устного рассказа об озере Тургояк (коллективно). |
4 | 13 | | Уточняем смысл высказы-вания. | В. Сорокин «Восход зари» |
5 | 17 | | Употребляем знаки препи-нания | Названия населённых пунктов Челябинской области. |
6 | 23 | | Упражнения в лингвисти-ческих разборах слов, предложений | Предложения о достопримечательностях нашего края. |
7 | 25 | | Главные и второстепенные члены предложения | Река Урал самая крупная в нашей области. Текут в Челябинской области и маленькие речушки, там водится речная рыба. Выпишите сложное предложение. Составьте схему сложного предложения. |
8 | 26 | | Части речи и члены предложения | Составление предложений на тему «Мой город». |
9 | 27 | | Глагол как двигатель всей фразы (вводный урок) | Текст о реке Миасс. |
10 | 29 | | Времена глаголов. Измене-ние глаголов в форме про-шедшего времени | Н.Кутов. Везде озёра. Оглянись вокруг» М.В.Стрекалова, стр. 49. |
11 | 30 | | Формы глаголов в настоящем и будущем времени | Наш город часть России. Поэтому онразвивае(тся, ться) вместе со всей страной. В Челябинске быстро распространяе(тся, ться) новое средство массовой информации – Интернет. Спишите, раскрывая скобки. Объясните орфограмму. |
12 | 34 | | Мягкий знак после шипящих в глаголах | Сравнивать не будем, Но каждый знает, Эту жизнь любя, Что чем щедрее отдаёшь Ты людям, Тем радостней живёшь И для себя! (Михаил Львов) Выпишите из отрывка глагол 2-го лица, ед. ч. Что ты заметил? |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13 | 37 | | Правописание безударных личных окончаний глагола | В лесах Челябинской области обита_т 60 видов млекопитающих. В пролеске ищ_т добычу волк. Брод_т по лесным тропам самый крупный растительный зверь нашей области _ лось. А вот на ветке грибок сохн_т. Это белка готов_т запасы к зиме. Спишите, вставляя безударные личные окончания глаголов. |
14 | 39 | | Правописание безударных личных окончаний глагола | В.Сорокин. «На сосне сидит сорока» М.В.Стрекалова, стр. 77. |
15 | 48 | | Обобщение сведений о формах времени глаголов | В.Радкевич. «Любить свой край» М.В.Стрекалова, стр. 57. |
16 | 53 | | Синтаксический анализ предложений (обобщение) | Составление предложений о самом интересном. |
17 | 60 | | Однородные подлежащие и сказуемые | Челябинск, словно огромный дом, отапливается семью «печками» - теплоэлектростанциями. Из городских «печек» горячая вода растекается по трубам в квартиры горожан и несёт тепло. Трубы проложены под землёй. Они словно сеть охватывают весь город и называется «тепловые сети». Выпишите предложения с однород-ными членами. Объясните отсутствие запятой. |
18 | 62 | | Однородные второстепенные члены предложения | Ходит Ёжик во лесу – Барабулька на носу! Ёжик ей ладошкой машет, А она поёт и пляшет! (Н.Пикулёва) Выпишите второе предложение. Сделай синтаксический разбор предложения. |
19 | 63 | | Однородные второстепенные члены предложения | Челябинск (не) имеет пам_тников с_дой ст_рины да и архитектурные пам_тники в_семнадцатого века (в) гор_де (не) сохр_нились. Спишите текст, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы. |
20 | 65 | | Знаки препинания при однородных членах предложения | Уральские мастера заставили чугун быть «живым». На Каслинском заводе из_него отливали статуэтки этажерки подсвечники стклья и другие вещи. Изделия из чугуна очень ценили за границей. Прочитайте. Сколько предложений прочитали? Как вы это определили? Можно ли назвать эту группу предложений текстом? Почему? Выпишите предложения с однородными членами. Расставь недостающие знаки препинания. Докажи, что ты прав. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
21 | 67 | | Решение общих пунктуационных задач | 1.Может он броском отличным Мяч_(?) добросить до луны. (Л. Татьяничева) 2. На Каслинском заводе из чугуна могут выполнить и статуэтку и этажерку и подсвечник и любую другую вещ_(?). 3.Урал по праву называют «шкатулкой сокровищ_(?)». Спиши, расставь недостающие знаки препинания. Вставь, где это нужно букву Ь. обозначь орфограмму. |
22 | 68 | | Осложненное списывание текста | Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Летние ночи на Урале» М.В.Стрекалова, стр. 43. |
23 | 81 | | Связь слов в предложении. Употребление частей речи в разных формах. | Н.Кондратковская «По тро-пинкам, по лесам…» М.В.Стрекалова, стр. 45. |
24 | 87 | | Глагол и его личные формы | Представляешь? В воскресенье Был у Кошки – день рожденья! Кошка хвостиком играла – Веселилась, хохотала! мячик по полу катала - Веселилась, хохотала! И по комнате скакала – Веселилась, хохотала! Прочитайте стихи Н. Пикулёвой. Выпишите глаголы. Докажи, что ты прав. |
25 | 89 | | Склонения частей речи. Падежные формы имён существительных | Самый главный человек в городе – мэр. Он управляет городом. Поэтому у мэра есть помощники. Один помощник отвечает за то, чтобы строились новые дома и дороги. Другой за то, чтобы в больницах были лекарства . Третий отвечает за работу школ, за то, чтобы ученики получали знания. Все вместе они называются администрацией города. |
26 | 94 | | Имена существительные 1, 2 и 3 склонений | Это старинный герб Челябинска. Он утверждён императрицей Екатериной 2 в 1782 оду. Лисица вверху обозначает богатство края пушниной. Верблюд на гербе – это символ торговли. Что объединяет выделенные слова? На какие группы можно поделить эти имена существительные? Что ещё вы знаете об именах существительных? |
27 | 95 | | Имена существительные 1,2 и 3 склонений | Челябинск, словно огромный дом, отапливается семью «печками» - теплоэлектростанциями . Из городских «печек» горячая вода растекается по трубам в квартиры горожан и несёт тепло. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
28 | 109 | | Урок-тренинг | В горно-лесной зон_ Челябинской област_ живут бурые медведи. Этот «хозяин леса» всеяден. Летом питается ягодам_, травой. Рыб_. Изредка нападает на домашних животных. Спиши, вставляя безударные окончания имён существительных. В скобках напиши, склонение и падеж этих существительных |
29 | 111 | | Падежные окончания имён прилагательных | В Челябинской области живут чудесные уральские умельцы, чьи руки могут сделать всё – от могучих тракторов и чугунного литья, до миниатюрных часов. Спиши текст. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией. Для чего служат имена прилагательные? Каким членом предложения они являются? |
30 | 114 | | Проверка безударных окончаний | Один ра_ в четыре года в (Ч,ч)елябинске проходят выборы депутатов (в) г_р_дскую Думу. Депутаты г_р_дской Думы сост_вляют правила, (по)которым ж_вёт наш горо_. Спиши, вставляя буквы и раскрывая скобки. Обрати внимание на словосочетания прил. + сущ. Объясни, почему изменилось окончание у прилагательного. |
31 | 117 | | Закрепление | Зюраткуль – самое высокогорн_ озеро в наших краях. В переводе с башкирск_ Зюраткуль звучит как «сердце-озеро». Спиши, вставляя безударные окончания имён прилагательных. |
32 | 120 | | Употребление и право-писание падежных форм личных местоимений | Н.Куштум «У лета весёлые шалости» М.В.Стрекалова, стр. 53. |
33 | 123 | | Объяснительный диктант (подготовка к контрольно-му диктанту) | По С.Куклину «В Ильменском лесу» М.В.Стрекалова, стр. 61. |
34 | 138 | | Формы частей речи, или как изменяются части речи | «Народные приметы» М.В.Стрекалова, стр. 71. |
35 | 142 | | Правописание слов с прове-ряемыми и непроверяемыми орфограммами-согласными. | «Загадки народов Южного Урала». М.В.Стрекалова, стр. 79. |
36 | 155 | | История (рассказ) о случив-шемся событии. | По В.Колчину «Прощание». М.В.Стрекалова, стр. 102. |
37 | 168 | | Повторение изученного | М.Гроссман «Иду по первой тропке». М.В.Стрекалова, стр. 103. |
НРЭО реализуется в течение года на 37 уроках, что соответствует требованиям областного базисного учебного плана. Планирование НРЭО разработано отдельно и является приложением. Для составления приложения были использованы «ВЕСТНИК» Челябинского общества краеведов. ̶ Вып. 2 (3). ̶ Челябинск: ЧГПУ, 2001.; Стрекалова М. В. Руссикй язык. Рабочая тетрадь для 3 – 4 класса четырёхлетней начальной школы. – Челябинск: Издательский центр «Взгляд», 2003.