Тема: « Нумерация чисел от 11 до 20. Закрепление»
Цель: закрепление знаний и умений, формирование универсальных учебных действий учащихся в предметной области математика по теме «Нумерация чисел от 11 до 20. Закрепление»
Коррекционная цель: развитие познавательных интересов и поддержка мотивации обучения через игровую деятельность.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование интереса к учебному материалу;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;
воспитание нравственных качеств личности: сопереживание, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать разные точки зрения и право каждого иметь свою;
развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения для решения проблемных ситуаций;
формирование умений работать в парах и группах.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
закрепление знаний и умений по теме « Нумерация чисел от 11 до 20»
совершенствовать умения решать примеры и задачи изученных видов;
развитие умения представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
сравнение чисел в пределах 20.
Ход урока.
Оргмомент. Эмоциональное начало урока.
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
- Вспомните, пожалуйста, что значит учиться? ( Задания надо выполнять самому, и если не получается, во-первых я должен понять, что я не знаю, и во-вторых самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось.)
- Надеюсь, что сегодня все задания вы будете выполнять сами и постараетесь понять, что у вас получается, а над чем надо ещё поработать.
Постановка цели урока.
(На интерактивной доске появляется слайд с сформулированной целью)
Что мы узнали.
Чему научились.
( Правильно сегодня на уроке мы покажем , что мы узнали, чему научились.)
Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися.
Кто понял по какой теме мы будем работать на уроке? ( предположение детей)
- А теперь давайте проверим, согласна ли я с вами? ( Открывается слайд с названием темы урока.)
-А сейчас назовите задачи в соответствии с поставленной целью и темой урока.
(- решать примеры изученных видов;
- решать задачи изученных видов;
- заменять числа суммой разрядных слагаемых;
- учиться работать в парах и группах;
- учиться сравнивать числа.)
- Для этого я вам предлагаю совершить путешествие.
- А куда мы отправимся вы узнаете выполнив задание данное на интерактивной доске.
10 + 7 | 18-10 | 14-4 | 5 + 10 | 5 + 3 | 16 -6 |
с | к | а | з | к | а |
10 | 15 | 17 | 8 | 5 | 9 |
а | з | с | к | н | р |
- Куда же мы с вами отправимся? ( в сказку)
- Готовы к путешествию? ( Да!)
- Как вы относитесь к трудностям? ( Мы их преодолеваем.)
- Что мы возьмём с собой в дорогу? ( Ребята разгадывают)
н | п | я | и | н | а | н | з | в | ф |
л | с | м | е | л | о | с | т | ь | и |
ф | р | а | б | ж | у | р | д | к | г |
п | с | м | е | к | а | л | к | а | ы |
- Теперь можно отправляться в сказку.
-Но путешествовать мы будем не одни, а с героями известной вам русской народной сказки.
- А хотите точно узнать из какой это сказки герои?
- Тогда предлагаю в парах выполнить цепочку примеров. Результат последнего действия укажет на нужное название.
Помните о правилах работы в паре. ( Ученики вспоминают правила работы в паре.)
« Колобок» -14
« Теремок» - 8
«Гуси –лебеди» - 18
- Проверяем работу пары. Выслушиваем представителей пары. Докажите свой выбор.
- Кто уже догадался, в какую сказку мы отправимся сегодня? ( Гуси- лебеди)
- Проверьте, правы ли вы были? ( Открывается слайд с иллюстрацией сказки «Гуси –лебеди» )
- Вспомните, что случилось в этой сказке? Кому мы должны с вами помочь? Значит мы, помогая Алёнушке, спасём братца Иванушку из рук Бабы-яги.
- Но начнём по - порядку.
Выбежала Алёнушка в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси — лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей — лебедей давно шла дурная слава — что они маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
- Печка, печка, скажи, куда гуси — лебеди полетели?
- Выполни моё задание покажу куда гуси –лебеди полетели. ( на слайде нарисована печка около неё пирожки с числами, которые соответствуют ответам заданий, которые предлагает учитель.)
- Чему равна сумма чисел 10 и 4? (14)
- Найдите разность чисел 10 и 2 (8)
- Увеличь 2 на 10 (12)
- Уменьши 17 на 7 (10)
-1 слагаемое- 10 , 2- слагаемое 6. Чему равна сумма (16)
- Уменьшаемое- 20, вычитаемое - 2 . Чему равна разность чисел? (18)
Дидактическая игра « Живые числа»
Посмотрите внимательно, у некоторых на парте лежат числа, как на пирожках около печки.
- Быстро числа выбегайте и встаньте в порядке очереди. Расскажите о себе ( образец : я однозначное число 8, передо мной стоит число 7, после меня стоит число 9. Меня можно получить с помощью чисел 7 и 1; 6 и 2; 5 и 3; 4 и4, а так же используя их перестановку.) Если ученик допускает ошибку, класс хлопает в ладоши.
- По какому признаку построен ряд чисел. Найдите закономерность.
- Какое число лишнее?
- Двузначные числа замените суммой разрядных слагаемых.
Отработка вычислительного навыка. Игра «Карусель» в парах сменного состава.
- Помогла печка Алёнушке, рассказала, в какую сторону полетели гуси лебеди. Побежала Алёнушка вслед за ними, на пути ей встречается яблонька. ( Появляется следующий слайд, на нём нарисована яблонька) Алёнушка обратилась к ней за помощью. Яблонька пообещала ей помочь, если та правильно решит все выражения данные на её яблочках.
-Поможем Алёнушке справиться с этим заданием?
У каждого из вас на парте лежат карточки с числовым выражением. Решите их. Проверьте себя (на загнутой стороне написан правильный ответ) Покажите результат. ( если ребёнок решил правильно он гладит себя по голове)
- А теперь предлагаю решить не только свои примеры, но и примеры других ребят. Образуйте «карусели» по цвету яблок.
Класс делится на 2 группы по цветам карточек, образует два круга внутренний и внешний, дети стоят лицом друг к другу попарно: ученик из внешнего круга стоит напротив ученика из внутреннего круга. По сигналу учителя начинается игра. Пары приветствуют друг друга, выполняют задания, меняясь ролями. По сигналу учителя ребята из внешнего круга делают шаг вправо, дети из внутреннего круга стоят на месте. Далее дети выполняют задания с новым партнёром и передвигаются дальше. Так и передвигается «карусель» по сигналу учителя. Выполнив полный круг ребята садятся по местам.
8 + 2 + 6 = 6 + 4 + 8= 16 – 10 = 5 + 10 =
7 + 3 + 9 = 18 – 8 – 4 = 15 – 5 = 3 + 10 =
13 – 3 – 7 = 5 + 5 + 5 = 7 + 10 = 15 – 15 = и. т. д.
- Кто доволен своей работой в игре?
- Кто не допустил ошибок при решении выражений?
- Кто допустил 1 ошибку, две ошибки?
- Ну что ж числовые выражения мы решили пора отправляться дальше на поиски брата.
Работа в группе. Задание на развитие логического мышления.
А на пути у Алёнушки встречается молочная речка с кисельными берегами. Алёнушка обращается и к ней за помощью. Та предлагает ей составить карту из отдельных геометрических фигур. На этой карте показано , где находится Иванушка.
-а как вы, думаете ,мы быстрее сделаем карту, если будем работать по одному или в группе. Тогда давайте повторим правила работы в группе. ( Класс делится на 2 группы по рядам. Каждой группе дано свое задание. Дети должны приклеивать к листу бумаги такие геометрические фигуры, которые на нём изображены, то есть собрать мозаику из отдельных геометрических фигур.)
- Где же находится Иванушка?
- 1 группа ( В избушке на курьих – ножках)
-2 группа ( у Бабы – Яги)
- Теперь мы знаем, где находится Иванушка. Давайте, побыстрее поспешим ему на помощь.
Решение задач.
Ну вот мы и попали к Бабе – яге ( появляется слайд с Бабой – ягой). Но она просто так не отпустит Иванушку с Алёнушкой, нужно решить задачи, которые она нам приготовила.
(Учитель читает задачи.)
У бабушки в избушке в корзинке лежит 5 золотых яблочек, а на лавке на 2 больше…
( ученики замечают , что здесь нет вопроса)
-А какой вопрос могли бы поставить вы?
( Сколько яблочек на лавке?)
-Составьте решение из разрезных цифр данных на парте.
- В первый день печка испекла 8 пирожков, а во второй 9. На сколько меньше пирожков печка испекла в первый день, чем во второй?
- На лугу паслись 12 гусей. Два гуся улетело. Сколько гусей осталось на лугу?
- На яблоне на одной ветке висело 10 яблок, на другой на 5 яблок больше. Сколько яблок висело на другой ветке?
- Алёнушке 9 лет, а братец Иванушка на 4 года младше. Сколько лет Иванушке?
(Дети самостоятельно составляют решение задач из разрезных цифр на парте, а один ученик записывает это решение на доске, затем проходит проверка, если задача у ученика решена верно, дети показывают большой палец правой руки вверх, если неверно вниз.)
- С задачами мы справились и теперь Баба – Яга отпустит Иванушку с Алёнушкой домой. Герои сказки, я думаю нам благодарны за помощь, которую мы им оказали. Так что же они нам хотят сказать на прощание мы узнаем выполнив следующее задание.
Самостоятельная работа учащихся.
Круговые примеры.
15 -5 | 18 - 10 | 10 + 4 | 5 + 5 | 19 + 1 | 8 + 10 | 3 + 4 |
с | п | а | с | и | б | о |
- Давайте прочитаем, что же хотели сказать нам на прощание герои сказки?
- Да ребята спасибо вам за оказание помощи в « спасении» Братца Иванушки из рук злой Бабы – яги.
Рефлексия. Подведение итого урока.
Понравилась ли вам наша работа на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Какие задания были самыми интересными?
- Все ли задачи урока выполнили?
- Достигли ли мы поставленной цели?
Попробуйте доказать.
Резерв.
Предлагаю вам оценить свою работу и заполнить « Лист самооценки» ( Ученики самостоятельно заполняют лист самооценки и выставляют себе «+» , «-» .)
Лист самооценки. |
Фамилия, имя: |
1. Я умею принимать и сохранять учебные задачи урока. | |
2. Я умею планировать, контролировать и оценивать свою деятельность. | |
3. Я умею слушать и слышать товарищей. | |
4. Я умею работать в паре. | |
5. Мне было интересно на уроке математики. | |
6. Я знаю однозначные и двузначные цифры. Подчеркни двузначные числа: 7; 12; 9; 14; 10; 2; 8; 13; 18. | |
7. Я умею сравнивать числа от 1 до 20. Выполни сравнение. Вставь пропущенные знаки : 18 14 17 19 12 20 9 11 | |
8. Я знаю разрядный состав чисел от 11 до 20. Замени числа суммой разрядных слагаемых: 18 = 10 + 14 = + 12 = 2 + 11 = + | |
9. Я умею выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20. Выполни вычисления: 10 + 6 = 14 – 4 = 18 – 10 = 15 + 1 = 20 – 1 = 2 + 10 = | |
- Покажите смайлик зелёного цвета те, кто считает, что справился со всеми заданиями легко и без ошибок.
- Покажите смайлик красного цвета, те ребята, которые сами поняли, что ещё испытывают трудности.
- Как вы считаете в чём ваши затруднения?
- Вы молодцы, что не испугались признаться в своих ошибках.
- Как вы в дальнейшим будете работать над ними?
- Наше путешествие закончилось.
- Вы молодцы, хорошо работали, а если у нас и были какие-либо промахи, мы постараемся их исправить. Спасибо вам за урок!