СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нужная копилка для медиатора

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

копилка для медиатора нужная школьному психологу

Просмотр содержимого документа
«Нужная копилка для медиатора»

КОПИЛКА

(информационно-ресурсный коллектор)


МОИ ДОСТИЖЕНИЯ. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Алгоритмы-памятки, используемые на занятиях.


ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Опорный конспект – это сокращённая символическая запись крупного блока изучаемого материала, у которой есть ряд преимуществ.

Во-первых, составляя такую «шпаргалку», ты ещё раз прорабатываешь весь необходимый материал.

Во-вторых, ты имеешь возможность структурировать свои знания, «разложить всё по полочкам».

В-третьих, ты грамотно и точно воспроизведёшь материал, изученный на занятии.

В основе такого конспекта лежит выделение главных, ключевых слов, деление темы на более мелкие фрагменты, а также использование системы условных обозначений, знаков, символов и т. п.

Не жалей времени для составления опорного конспекта, придумывай свои символы. Лучше использовать большие листы бумаги, маркеры или фломастеры.

  1. Опорный конспект в виде таблицы. Такой вид конспекта удобен при изучении различных событий, фактов и т. д. И их последствий и причин. Например, тема по курсу истории может быть представлена следующим образом:

Индустриализация

Источники

Направления

Результаты

Повышение таможенных пошлин

Строительство ж/д дорог (транссиб - 1893-1902, КВЖД - 1896).

За 1890-е годы рост промышленного производства в 2 раза, в том числе тяжёлой – в 3 раза, лёгкой – в 1,5 раза. Создание национальной тяжёлой промышленности.

Ввоз иностранного капитала ()

Создание новых отраслей производства (вагоностроительная, медепрокатная, цементная, резиновая)

Укрепление финансовой системы

Банковская реформа

Ускорение роста старых отраслей (производство чугуна и стали выросло в 3 раза, добыча угля и нефти в 2,7 раза)

Возникновение новых промышленных районов (Кузбасс, Донбасс, Баку)


  1. Опорный конспект в виде схемы. С помощью схемы можно запомнить факты, события, действия, даты, исторических деятелей и т. д. Здесь тебе предстоит дать волю своей фантазии и творческим способностям.

Например, «Противоречия развития в сельском хозяйстве».



  1. Тезисный план. Его можно составить, записывая основные мысли разделов большой темы.

  2. Развёрнутый план.

  3. Цитатный план. При составлении такого плана текст или целая тема делится на смысловые части, из которых выделяются ключевые фразы (цитаты). Эти фразы, записанные в необходимом порядке, помогут тебе при ответе.

  4. Опорный конспект. Карта памяти имеет свою структуру, составляется по определённым правилам. При создании карты памяти используются маркеры различных цветов, рисунки, символы и выразительные слова и фразы. Кроме того, составление и использование карты памяти доставляет удовольствие, на неё приятно смотреть.


ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ КАРТЫ ПАМЯТИ
  • Расположи лист бумаги формата А-4 ил А-3 горизонтально;

  • Начни работу с цветного рисунка и названия темы в центре;

  • Нарисуй жирные изогнутые линии разного цвета, отходящие от центра, обозначающие основные идеи, разделы темы;

  • Основные линии дополни другими, обозначающими ключевые слова, основные факты;

  • Слова пиши печатными буквами и сопровождай схематичными рисунками;

  • Не заключай слова в рамки различной конфигурации.
























Как готовиться к устному ответу


При подготовке устного ответа воспользуйся следующими советами:

  1. Приступая к работе, вдумайся в формулировку данного вопроса.

  2. Посмотри на вопрос как на задачу. Проведи анализ (какими фактами ты располагаешь, к какому выводу можно подвести слушателей).

  3. Внимательно прочитай учебник. При чтении: выдели главную мысль; разбей прочитанное на смысловые абзацы; обрати внимание на чертежи, схемы, таблицы. Убедись, что всё понятно.

  4. Раздели лист на две части:

  • В левой части план ответа. Следи, чтобы этапы плана не нарушали логических рассуждений;

  • В правой части сделай необходимые выборки к пунктам плана: примеры, правила, формулировки, схематические записи.

  1. Если какие-то вопросы забыты, повтори пункты учебника, рекомендованные педагогом. Смело обращайся к справочникам.

  2. Убедись, что каждый этап плана обоснован. Особое внимание обрати на наиболее важные факты.

  3. Повтори ответ на правой стороне листа и придерживайся составленного плана.

  4. При ответе у доски особо выдели: анализ, главную мысль, сделай вывод.










Как лучше запомнить изучаемый материал


  1. Учи материал в определённый час. Таким образом, ты приучишь мозг к наилучшему восприятию именно в это время. Это становится своего рода условным рефлексом, и ты запоминаешь быстрее и с наименьшими усилиями. Вечерний час перед сном – прекрасное время для запоминания, равно как и утренний час после пробуждения.

  2. При запоминании необходимо знать и использовать канал восприятия, который для тебя является ведущим.

  • Для визуалов (обладающих зрительной памятью) важно «сфотографировать» стихотворение, зрительно представить образы, на которых построено стихотворение;

  • Для кинестетиков – сопровождать заучивание стихотворения параллельным действием (например, хлопки в ладоши в ритме стихотворения или любые другие движения);

  • Аудиалам лучше учить стихотворение вслух, улавливая его ритм и особенности интонации, смысловые паузы, многократно повторяя стихотворение слушателям (пусть даже воображаемым);

  • Дигиталам необходимо представить материал в виде схемы, таблицы и т. д.

  1. Часто повторяй материал, который учишь наизусть. Просмотри три, четыре, пять раз один и тот же текст. Через 24 часа после первого занятия ты забываешь наибольшую часть выученного текста. Поэтому первое повторение не должно быть позже 24 часов и раньше 5 – 6 часов после первого заучивания.





КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ

Три основных положения подготовки к экзамену.

  1. Хорошая подготовка.

  2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена.

  3. Техника сдачи экзамена.

Хорошая подготовка.

  • На экзамен надо прийти отдохнувшим.

  • Страх очень мешает работе, он парализует тебя. Понервничать можно только чуть-чуть.

  • Постарайся психологически настроиться на успех. Произноси про себя фразу: «Я могу сдать экзамен».

Чёткая работа мозга.

  • Накануне экзамена ничего не делай (никакой умственной работы) и проведи много времени на свежем воздухе. Можно заняться рукоделием, спортом, посмотреть по телевизору комедию (только комедию). Постарайся в этот день ни с кем не ссориться и не выяснять отношений. Постарайся также не плакать.

  • Вечером посвяти один час (но только один!) просмотру конспектов. Ничего не повторяй, только просмотри.

  • В день экзаменов нужно выспаться. До места сдачи экзамена лучше прогуляться пешком, не спеша. Постарайся прийти за 15 минут до начала экзамена.

  • Старайся сдать экзамен в числе первых – так ты меньше устанешь.

  • Возьми на всякий случай с собой конспекты, учебники – вдруг ты что-нибудь забудешь, тогда сможешь посмотреть, перед тем как войти на экзамен.

  • Шпаргалки добавляют напряжения, подумай, стоит ли волноваться ещё больше?! Способы «Составления шпаргалки» для визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов разные, помни об этом!

  • Хорошо позавтракай перед экзаменом, особенно побольше сладкого.

  • Какое-то время после сдачи одного экзамена посвяти отдыху, не начинай сразу готовиться к следующему экзамену. Отдых – на твой вкус, но лучше больше движений, свежего воздуха и положительных эмоций.

Техника сдачи экзамена.

А. Письменные работы.

  • На экзамене более быстрый темп, чем на занятии. Будь готов к этому.

  • После того как ты напишешь название работы, либо прочитаешь и перепишешь задание, сделай перерыв на несколько минут. Между отдельными заданиями тоже делай спокойные перерывы (по минутке).

  • Если пользуешься черновиком, делай сначала более лёгкие для тебя задания, постепенно переходя к более трудным.

  • Каждое действие – даже самое простое – сразу же проверяй.

Б. Устные ответы.

  • Оденься так, чтобы было удобно себя чувствовать.

  • Поза при ответе очень важна. Сиди прямо, с поднятой вверх головой, говори громко и свободно, время от времени смотри в глаза преподавателю.














АЛГОРИТМ ПАМЯТКИ В РАМКАХ МОДУЛЯ

«УСПЕХ НА ЭКЗАМЕНЕ»

Мы предлагаем тебе несколько секретов подготовки к экзаменам. Посмотри их, возможно, некоторые советы покажутся тебе интересными и полезными.

Первый «секрет».

Сначала подготовь рабочее место для занятий: убери со стола лишние вещи: удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.

Порядок сопутствует успеху!

Второй «секрет».

Составь план занятий. Для начала определи, какое время суток для тебя наиболее продуктивно для занятий, и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день, чётко определи, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы тебе необходимо проработать.

План всему голова!

Третий «секрет».

Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачиваться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдёшь в рабочий ритм, и дело пойдёт. Если не сумел что-то вспомнить, то на чистом листе бумаги запиши вопросы, которые надо задать на консультации преподавателю.

Не оставляй ни одного неясного места в своих знаниях!

Четвёртый «секрет».

Полезно структурировать материал за счёт составления планов, схем, причём желательно на бумаге. Подготовь свой ответ в виде тезисов и подбери к ним в качестве доказательства основные факты и цифры.

Ответ должен быть кратким, содержательным и концентрированным! Делай шпаргалки! Правда, перед экзаменом не забудь оставить их дома.

Пятый «секрет».

Во время подготовки к экзаменам используй самый эффективный принцип «Учись, обучая». Прокомментируй планы ответов на вопросы своим близким или друзьям.

Шестой «секрет».

Помимо повторения теории не забудь и практическую часть, чтобы свободно и умело показать навыки работы с текстами, историческими картами, вопросами по физике, химии и т. д.

Седьмой «секрет».

Выполняй как можно больше опубликованных текстовых заданий по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестов. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.

Восьмой «секрет».

Чередуй занятия и отдых, 40 минут занятий, потом 10 минут – перерыв.

Девятый «секрет».

Накануне экзамена. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, ещё раз остановиться на самых трудных вопросах.

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо переутомляться. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.

Десятый «секрет».

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину успеха.