Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Псыншоко»
Жорж Санд. « О чем говорят цветы».
(открытый урок в 5 классе).
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ с.Псыншоко» Тхакахова Ф.Х.
2021 г.
Открытый урок по теме «Жорж Санд. «О чем говорят цветы», проведенный Ф.Х.Тхакаховой ,учителем русского языка и литературы МКОУ «СОШ с.Псыншоко».
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с творчеством Жорж Санд, с легендой о цветах;
2.Воспитать любовь к природе, чувство ответственности за сохранность цветов.
3. Развивать познавательную деятельность учащихся;
Оборудование: презентация , иллюстрации к сказке, картины о цветах; небольшую сказку, которую могли бы рассказать цветы.
“Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветочек”.
Г.Х.Андерсен
“В истории цветов заключается часть истории человечества”.
Е.Ауэрбах.
Класс оформлен плакатами, их нарисовали сами учащиеся. Изображены цветы, под рисунком записана символика.
Подснежник – пробуждение жизни.
Фиалка – символ оживающей природы.
Купальница (жарки) – неразделенная любовь.
Ландыш – символ любви, тайная любовь.
Василек – красота, простота жизни.
Ромашка – милая простота.
Незабудка – цветок желаний, обладающий магической силой памяти и верности.
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Учитель. Через несколько недель закончится школьный учебный год, а впереди веселое время летних каникул. Время солнца, приключений, любимая пора детей. В преддверии лета мы поговорим об удивительном мире цветов, о значимости цветов в нашей жизни. Многие писатели писали произведения о цветах.И одна из них- Жорж Санд. Жорж Санд — псевдоним Авроры Дюдеван, литературное имя, прославившее писательницу. Ее книги составили славу французской литературы, ее жизнь была полна любви и труда. Далеко не все знают, что она писала сказки для своих детей и внуков.
В детстве писательницы самыми дорогими людьми для нее были мать и бабушка, что с самого раннего детства Аврора слушала сказки, романтические истории, которые рассказывала ее мама. С ней девочка разучивала стихи, басни, читала молитвы. В парке бабушкиного имения девочка слушала рассказы, легенды. Бабушка обучила ее латыни, естественным наукам, музыке, познакомила с литературой. Аврора прекрасно играла на арфе. Как и мать, девочка верила в Бога и вечную жизнь.
_Какую сказку Жорж Санд вы прочитали?
-О чем данная сказка?
Далее школьники, заранее прочитавшие сказку, инсценируют сказку.
Далее беседа продолжается:
— А теперь вместе отправимся вслед за героиней в цветник и познакомимся поближе с теми, чьи голоса услышала девочка. (Дети надевают шапочки с цветами — мака, астры, вьюнка, гвоздики, представляются).
— О чем говорят цветы в углу цветника? Послушаем их речи: мак не хочет признавать розу царицей. Не считает никого вправе называть себя более знатным, чем он. Астра утверждает, что она красивее розы, так как у нее больше лепестков. Вьюнок горд тем, что в его венчике отражается небесная лазурь, что роза может лишь завидовать ему. Полевой вьюнок считает, что у розы неприятный запах...
Все цветы высмеивают розу, сравнивают ее даже с кочаном капусты.
— Почему цветы так ополчились против розы? (Они ей завидуют.)
— Что возмутило девочку в словах цветов? (Она думала услышать здесь поэзию, а нашла лишь зависть, соперничество.)
— Почему девочка не согласна с цветами?
— С чем обращается шиповник к ветерку? (Он хочет, чтобы тот познакомил всех обитателей цветника с историей розы, ее правом быть царицей.)
— Какую роль сыграл аромат розы в истории ветерка? (Аромат розы усмирил разрушительную силу ветерка.)
— Какой в давние времена была Земля? (Бесформенная глыба, бесплодная планета, маленький и беспомощный мир.)
— Какие две силы боролись за Землю? (Царь бурь и дух жизни.)
Школьники рассказывают о ветерке, который царствовал с отцом и братьями на бесплодной Земле, все подвергалось уничтожению, разрушению. Но внутри Земли был дух жизни — он посылает из недр Земли гибкие растения, раковины, новые формы жизни... Царь бурь посылает сыновей в бой...
— Как розы остановили разрушительную силу ветерка? (Незнакомый аромат заставил ветерок остановиться. Он увидел нежное, прелестное, изящное создание — розу. Она попросила пожалеть ее, такую красивую и кроткую. Ветерок вдохнул ее аромат и заснул. А когда проснулся, роза предложила ему стать ей другом.)
— Какую роль сыграли в судьбе ветерка царь бурь и дух жизни? (За сочувствие к розе царь отказался от сына, отправил его на Землю, толкнув его в бездонную пропасть. Дух жизни, увидев страдания ветерка, пожалел его, превратил в хорошенького румяного ребенка с крыльями. Растения ему должны были служить защитой.)
— Какими драгоценными дарами наградил дух жизни розу? (Кротостью, красотой, грацией. Дал титул, провозгласил ее царицей цветов. Роза стала символом примирения враждебных сил природы.)
— Как отреагировали цветы, услышав историю розы? (Всеобщая радость, воспевание, восхваление розы.)
— А теперь вернемся к словам Пушкина — какой урок преподает нам сказка Жорж Санд? (Добро побеждает зло.)
— Знаете ли вы случаи из жизни и сказок, когда добротой, кротостью, лаской добивались большего, чем злом, грубостью? (Дети приводят примеры из сказок, из собственной жизни.)
Учитель : Какое значение они имеют в жизни человека, в вашей жизни.
( учащиеся читают сочинения о цветах).
Учитель : Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, радуют на праздниках, утешают в старости. Они спасают нас от будничной суеты, от унылого настроения. Это прекрасные, кружки творчества природы, символ доброты, непорочности. Ганс Христиан Андерсен сказал: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветочек”. Цветы и природа всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. А сколько сложено стихов? Каждый человек любующийся цветком, общающийся с ним – поэт душой.
Биолог Ауэрбах сказал: “В истории цветов заключается часть истории человечества”.
(учитель рассказывает легенды о соответствующем цветке).
Цветы не только говорят, они еще могут плакать. Как вы думаете почему?
( учащиеся читают стихи).
Стихотворения:
Расул ГАМЗАТОВ
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою.
В том, что есть глаза у всех цветов.
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок…
Они словно вглядываются в наши лица.
С.ВИРГУН
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.
Учитель. Я желаю, чтобы вы показывали цветам только добрые лица, я призываю вас беречь все то, что дарит вам красоту и радость.
Дарить цветы можно, но только если они специально для этого выращены. Дарить цветы – значит выражать чувства любви, благодарности, уважения. Здесь сидят девочки, я предлагаю мальчику –подойти взять по одному цветку и подарить девочкам.
За одну минуту сочинить текст – обращение к жителям планеты, к своим сверстникам о добром отношении к цветам.
(Выступление учащихся).
Домашнее задание:
Придумать сказку о цветах.
Вывод: сегодня мы узнали о силе цветов, об их душе, услышали о чем они говорят. Берегите цветы. Берегите их, так как мы в ответе за все живое.