СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"О чем говорит почерк"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект "О чем говорит почерк" пытается установить, является ли наукой графология и можно ли определить характер человека по его почерку.

Просмотр содержимого документа
«"О чем говорит почерк"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Огнево-Заимковская средняя общеобразовательная школа»







Исследовательский проект

«О чем говорит почерк»



Тип проекта: исследовательский

Предмет: русский язык









Выполнила ученица

11 класса

Добрецова Навруз

Руководитель:

Ю. И. Михеева



2021

Оглавление

Введение….……………………………………………………………................................

I.Теоретическая часть……………………………………………………………………..

1.1 Наука графология. Особенности графологического анализа.………….…………

1.2 Психографологические признаки почерка…………………..……………….…….....

II. Практическая часть………………………………………………………………………

2.1 Почерк как инструмент психодиагностики личности. Сравнительный анализ почерка великих людей и высказываний их современников……………………………………

2.2 Выводы психологов, психоаналитиков и филологов о великих людях………………….

III.Заключение……………………………………………………………………………………

Источники информации………………………………………………......................................

Приложения……………………………………………………………………………………























Введение

Актуальность:

Ещё в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Почерк – это основа нашей жизни. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер. А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален. И хотя на протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека, особенности воспитания, обучения, умственные способности.

Существует наука – графологиякоторая изучает законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.

Цель исследования: характеристика известных людей по почерку и установление связи между индивидуальными личностными качествами этих людей и их почерком.

Задачи исследования:

  • ознакомиться с наукой графологией;

  • изучить основные закономерности графологического анализа;

  • проанализировать почерк известных людей;

  • сравнить свой анализ с высказываниями современников этих людей, психологов, аналитиков.

Гипотеза: характер человека можно определить по его почерку.

Объект исследования: почерк известных людей.

Предмет исследования: взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека.

Методы исследования:  изучение различных источников информации, сравнительный анализ, синтез, обобщение и систематизация информации.








I.Теоретическая часть

1.1 Наука графологии. Особенности графологического анализа

Графология - это древнейшее искусство. Несколько тысяч лет назад китайцы определяли по почерку характер человека, специалисты в древнем Риме, а позднее, монахи Средневековья также владели этим искусством. Графоло́гия (от др.- греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Графология - это наука, изучающая связь между почерком человека и его характером, личностными особенностями. Определить характер и темперамент можно с помощью психологических тестов, но, когда нет возможности опросить человека, узнать о нем поможет почерк. По стилю письма возможно заподозрить у лица психические отклонения. Графологический анализ поможет выяснить, одним или разными людьми подписаны документы, кому принадлежит исторический текст.

О том, что почерк отражает личностные особенности, высказывались еще во времена античности. Но лишь в начале XVII века итальянский врач Камилло Бальди первым подробно описал связь почерка и личности. Аббат Жан Ипполит Мишон, живший в 19 веке, провел масштабную работу по сбору и каталогизированию специфических особенностей почерка. Он пытался установить строгие соответствия между манерой письма и характеристиками личности.

История графологии в начале 20 века развивалась в Германии. Профессор Вильгельм Прейер выявил, что пациенты, лишившиеся рук, при письме ртом или пальцами ног выводят буквы так же, как писали руками.

В 1939 году в США Г. Олпорт и Ф. Верной обнаружили, что движениям человека свойственно постоянство, это также отражается на почерке. В 1942 году Т. Штейн-Левинсон и Ж. Зубин провели работу по изучению графологических параметров «напряжение-расслабление».

Психологи В. Вульф и У. Соннеман изучили и описали формы и ритм почерка.

Сегодня графология продолжает развиваться и применяется в психологии, криминологии и в области подбора персонала.

Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Почерк даёт возможность судить о чувствах, личных пристрастиях, эмоциональном и физическом здоровье, общественном поведении, образе мыслей, способностях и талантах, недостатках характера и навыках общения. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами.

Несмотря на то, что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, неизвестно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.

Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.

Зигмунд Фрейд писал: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». А Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, живший в XIX веке, говорил: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером».   Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар Аллан По, Жорж Санд и другие.


1.2 Психографологические признаки почерка

При изучении почерка специалист-графолог смотрит на текст в целом, на отдельные элементы, на расположение текста на листе.

Написание букв и слов рассматривают по признакам:

  • Сила нажима на ручку при письме. (Буквы слабые или отчетливые, толщина линий).

  • Форма. (Круглые, овальные, заостренные, квадратные и т. д).

  • Размер. (Высокие, низкие, длинные, короткие, широкие, узкие).

  • Направление. (Буквы могут вытягиваться вверх, опускаться вниз, наклоняться в разные стороны, наскакивать друг на друга, извиваться).

  • Порядок. (Ровные, скачущие, прерывистые, пересекающиеся и т. д).

  • Вычурность и элегантность. (Наличие завитков, украшающих штрихов, витиеватость).

  • Имеет значение расстояние между буквами. (Одинаковое или разное).

  • Написание одной буквы может различаться в зависимости от ее расположения в слове (в начале, в конце, в середине).

  • Выпуклость. (Круглые, кольцеобразные – при этом обыкновенно соблюдены точки и запятые, - конусообразные).

Большое количество читаемых букв говорит об открытости человека к общению, меньшее – о замкнутости.

Преобладание округлых букв указывает на преимущество женского начала в воспитании личности, заостренных — первенство мужского воспитания.

Если строка устремляется вверх, это характеризует ее владельца как оптимиста, целеустремленную личность.

Строка съезжает вниз, буквы к концу уменьшаются в размере. Это характерно для пессимистов, людей со слабой волей.

Если заглавная буква значительно выше остальных, то владелец написанного предъявляет высокие требования к окружающим.

Буквы примерно одной высоты — человек непритязателен. Слова состоят из крупных букв — признак широкой натуры.

Маленькие буквы в подписи указывают на экономность и рациональность личности. Слишком мелкие буквы — признак эгоизма, скупости.

Наличие разрывов, печатные буквы указывают на непредсказуемость характера, склонность к героизму, попытки обратить на себя снимание.

Чрезмерное украшение завитушками, черточками говорит о личности либо творческой, либо хвастливой.

Различного рода петли указывают на властолюбие человека.

Во всех вышеупомянутых признаках (как бы ни были развиты навык и быстрота письма, как бы ни были красивы и изящны буквы) общие и индивидуальные духовные свойства характера и психические функции отражаются в каждом штрихе, каждом завитке, точно в зеркале.

Характерные формы букв и их психографологические признаки (Приложение 1)

Психографологический закон может выражаться порою в каком-нибудь единственном штрихе, поэтому в приведенном алфавите в пояснение к некоторым законам дается более одной буквы. Однако существуют также и общие для ряда букв особенности

Если такие буквы, как например, а, м, у, г, б, ф, т, ж своими концами опускаются ниже строки, то это указывает на ясный и светлый ум, способность к мышлению и умение упорно преследовать свою цель

Если же эти буквы неравны, заходят слишком далеко как вверх, так и вниз и задевают буквы других строк, то это указывает на запутанность и неясность мысли, потерю памяти, помрачение рассудка. Если промежутки между словами и строками малы, и этим нарушается четкость почерка, так что он становится совершенно неразборчивым, то это указывает на полное расстройство умственных способностей и идиотизм.

Изучив отдельные буквы, мы перейдем теперь к исследованию их гармонического сочетания - почерка. В почерке выражаются свойства как ума, так и нравственного облика человека.


II. Практическая часть

2.1 Почерк как инструмент психодиагностики личности. Сравнительный анализ почерка и высказываний

Психодиагностика — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. 

А правда ли, что почерк зависит от характера человека и его индивидуальных личностных характеристик? Это я решила выяснить на примере почерков известных людей, а именно Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и А.В.Суворова.

Почерк Ф. М. Достоевского (Приложение 2)


Размеры этого почерка удивляют, он настолько мелкий, что его можно было бы назвать почти микроскопическим. В целом такой признак склоняет к аутистичному (направленному на себя) компоненту в личности. (Источник?)

Однако вместе с этим в почерке, безусловно, есть округлость, украшенность и нормативность форм – внимание к своему Я. Подтверждает наше наблюдение следующее высказывание: «Я тотчас увидел, что это натура застенчивая, сдержанная и самолюбивая, но в высшей степени талантливая и симпатичная»,- писал его современник, Соллогуб В. А.  Присущие же почерку контроль, ровность, умеренная скорость и сдержанность в движении добавляют личности оттенки рациональной рассудочности и сосредоточенности. «При всей теплоте, даже горячности сердца, он еще в училище, в нашем тесном, почти детском кружке, отличался не свойственною возрасту сосредоточенностью и скрытностью, не любил особенно громких, выразительных изъявлений чувств»,- говорил о Достоевском его современник Д. В. Григорович.

С другой стороны, в почерке нет и доли ощущения своего величия, наоборот, присутствует острый дефицит любви и приятия, которых, по-видимому, ему не хватало с детства. Это, а также, возможно, приступы болезни, могло повлиять на то, что мы наблюдаем: уход от людей, уход в себя, желание стать всего лишь незаметным человеком, наблюдателем, находящимся в тени, на заднем плане. Это показывает начертание прописной буквы «е» с закрученным внутрь крючком. Таким образом, характер Достоевского был противоречив, как и его почерк.

Для почерка Достоевского также характерны следующие признаки: небольшие расстояния между строками, прямое штрихообразование, а также нажим, который колеблется между энергично-естественным, неестественным-однотонным и некоторыми моментами полного расслабления. Такая разница в видах нажима свидетельствует, похоже, не только о душевной напряженности, которая овладевала Достоевским, но отчасти и о его неврологическом состоянии (склонности к эпилепсии). «С первого взгляда на Достоевского видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. Он был худенький, маленький, белокурый, с болезненным цветом лица; небольшие серые глаза его как-то тревожно переходили с предмета на предмет, а бледные губы нервно передергивались»,- писала Панаева А. Я. в «Воспоминаниях» о Достоевском.

Такие признаки, как уменьшенная нижняя зона, а также временами подмена аркадами, «гирляндические» элементы свидетельствуют о направлении своей деятельности в социальную область, чтобы там реализовать лучшим образом свои качества. Общеизвестно, что гениальный писатель направлял свою деятельность на решение проблем общества.

Почерк А. С. Пушкина (Приложение 3)

Имя А. С. Пушкина известно всем как имя гениального поэта, трагически погибшего на дуэли. Однако мало кому известны детали характера этого талантливого и в то же время неординарного человека. Буквы прямые, резкие, клинообразные, связные и на первый взгляд простые и читаемые, но каждая из букв носит отпечаток индивидуальной, непохожей на других красоты. Вот что говорят о нём его современники: «Пушкин, писатель, ведет беседу очаровательным образом – без притязаний, с увлечением и огнем; невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде»,- говорила внучка М. И. Кутузова, знаменитая петербуржская красавица, Д. Ф. Фикельмон.

Читаемость подписи подчеркивает определенную системность самовоспитания. Некоторые взмахи, оригинальные закругления в буквах, завитушки как украшения заглавных букв - говорят о творческой натуре человека, а также указывает на подверженность человека разнообразным настроениям. «Во всём поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах)»,- говорил лицейский товарищ А. С. Пушкина, И. И. Пущин.  Человеку с таким почерком свойственна капризность, вспыльчивость и даже грубость. В то же время энергичность написания букв «ж» и «й» говорит о хладнокровии и присутствии духа. «Я знал Александра Сергеевича вспыльчивым, иногда до исступления; но в минуту опасности, словом, когда он становился лицом к лицу со смертью, когда человек обнаруживает себя вполне, Пушкин обладал в высшей степени невозмутимостью, при полном сознании своей запальчивости, виновности, но не выражал её. Когда дело дошло до барьера, к нему он являлся холодным как лёд»,- сообщал участник Отечественной войны 1812 года, знакомый А. С. Пушкина, И. П. Липранди.

При всей гениальности поэта, нельзя не сказать о его непостоянстве в отношении к противоположному полу и любвеобильности, о его темпераментной натуре. Об этом свидетельствует тенденция Александра Сергеевича к написанию первых линий заглавных букв выше последующих. Общая форма подписи говорит о том, что человек постоянно искал себя в жизни, его творчество было единственной отдушиной, где поэт жил в мире с самим собой.

Почерк Н. В. Гоголя (Приложение 4)

В почерке Н. В. Гоголя преобладают маленькие буквы с клинообразными нажимами. Строки разбросаны, иногда разорваны. Почерк читаемый. Это свидетельствует о том, что автор написанного отзывчив, искренен, бескорыстен и честен, открыт к общению. «Гоголя не интересовало общественное положение человека, его титулы, чины и звания. Писателя привлекал сам человек, его характер, его личные качества», - отмечают исследователи жизни и творчества Н.В. Гоголя, П.К. Боголепов и Н.П. Верховская.

Буквы Николая Васильевича неравны, заходят как вверх, так и вниз, задевают буквы других строк. Это указывает на гиперчувствительность автора. «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился...»,- отзывался А. С. Пушкин.

Маленькие буквы указывают на рациональность личности. «[Гоголь] Он писал не то, что могло бы более нравиться, и даже не то, что было легче для его таланта, а добивался писать то, что считал полезнейшим для своего отечества»,- так отзывался о Гоголе Николай Алексеевич Некрасов.

Петли у букв указывают на бойкость и живость характера писателя. В. В. Стасов, музыкальный и художественный критик, говорил: «С Гоголя водворился в России совершенно новый язык; он нам безгранично нравился своей простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре».


Почерк А. В. Суворова (Приложение 5)


На первый взгляд подпись читаемая, что говорит об открытости и доступности человека. «Большую часть времени проводит он [А. Суворов] с солдатами в казармах»,- писал ротный командир лейб-гвардии Семеновского полка отцу Суворова.

Изысканность заглавных букв, увеличение первой части буквы в слове — говорит о властолюбии, но не ради власти, а ради достижения цели под личным руководством. «Суворов был первым солдатом во всей гвардии, первым капралом, первым сержантом. Всегда ставили мы его в пример и молодым дворянам, и сдаточным, потому что сын Ваш не только не хочет отличаться от простых солдат, но напрашивается на самые трудные обязанности службы»,- сообщал командир Суворова.

Отдельное использование печатных букв с элементами разрыва говорит о проявлении рационального героизма в характере. «Фельдмаршал Суворов – один из самых необыкновенных людей своего века. Он родился с геройскими качествами, необыкновенным умом и с ловкостью, превосходящею, быть может, и его способности, и ум. Суворов обладает самыми обширными познаниями, энергическим, никогда ни изменяющим себе характером и чрезмерным честолюбием. Это великий полководец и великий политик»,- отзывался об Александре Суворове русский военачальник А. Ф. Ланжерон.

Убористость письма и мелкий почерк подчеркивают решительность действий и заботу по отношению к другим. «Его великий талант состоял в уменье внушать солдатам замечательное доверие; всегда вперед, никогда не отступать – таков был его лозунг; нападая, он никогда не считал сил своего врага; победить иди умереть – таков был его лозунг и лозунг его армии»,- сообщал Аббат Жоржель, доверенное лицо кардинала и политического деятеля Рогана.


2.2 Выводы психологов и психоаналитиков о великих людях

Ф. М. Достоевский.

Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. В своей статье о Достоевском (источник?) З. Фрейд называет писателя неврастеником, человеком, находящимся в предболезненном состоянии. (Неврастения - психическое расстройство из группы неврозов, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению). По мнению автрийского психоаналитика, невроз Достоевского обусловлен противоречием между деструктивными импульсами личности (карточная игра, любовные увлечения) и необходимостью сдерживать и подчинять эти порывы, т.к. в глазах общества они могут быть оценены как проявления пренебрежения социальной моралью. Неврастения Достоевского приняла форму эпилепсии. Это наблюдение Зигмунда Фрейда также подтверждается почерком великого писателя: крючки в написании прописных букв, разница в силе нажима, скоропись.

Безусловно, эпилепсия оказывала мощнейшее влияние на все особенности творчества Достоевского. В замечательной статье, исследующей воздействие подобного «пограничного расстройства» на художественные хитросплетения многих сюжетных линий романов писателя, доктор филологических наук, доцент А.Н. Кошечко отметила: «В случае Достоевского принципиально важно, что он не просто страдал эпилепсией, а осознавал себя эпилептиком, болезнь была неотъемлемой частью его повседневного опыта, фактом экзистенциального сознания, определяющим и его индивидуальный поведенческий текст, и особенности художественного мышления». Мнительность писателя, его раздражительность, подозрительность видны в таких особенностях почерка, как написание строчной буквы «д» с петлей наверху (см. приложение 1). Однако не нашли подтверждения такие качества Ф.М.Достоевского, как религиозность, доброта, фантазия.

Альфред А́длер – австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии - в начале своей деятельности по осмыслению психологических особенностей становления личности достаточно тесно сотрудничал с З. Фрейдом. Теория А. Адлера о становлении личности и её психологических особенностей чрезвычайно рельефно отражена в его большой статье о Достоевском, которая была издана в 1918 году.
Психоаналитик интерпретирует биографию русского литератора как стремление обрести внутреннюю целостность. Все метания Достоевского от революционной деятельности до апологетики царизма, от аморально-брутального поведения до подлинно христианского аскетизма – были попытками обретения не расколотого внутреннего «Я». Все крайности и увлечения писателя имеют глубокое психологическое обоснование. А. Адлер пишет: «Кто таит и вынужден преодолевать в себе такие противоречия, тому необходимо докапываться до самых корней, чтобы обрести в себе состояние покоя. Ему приходится переживать муки жизни, трудиться, он не может пройти мимо любой мелочи, не приведя ее в соответствие со своей формулой жизни. Все в нем требует единого взгляда на жизнь, позволяющего обрести уверенность в себе и покой в его вечных сомнениях, колебаниях, в его расщепленности и неугомонности».

Все эти высказывания известных аналитиков и психологов подтверждаются данными графологического анализа почерка Ф. М. Достоевского.


А. С. Пушкин.

Впервые рассмотреть личность Пушкина с психологической точки зрения и с учётом  наследственности попытался известный русский психолог, антрополог, психиатр и педагог, доктор медицины, профессор кафедры нервных болезней Киевского университета - Сикорский Иван Алексеевич (1842-1919).

Различия в характерах людей Сикорский объяснял составными частями души и их комбинациями: ума, воли и чувства, «в зависимости от перевеса той или иной стороны души». Продуктивность гениальных людей он оценивал не только размерами и силой их умственных способностей, но и силой воли, которая определяет настойчивость и целеустремлённость человека.

Сикорский придавал наследственности огромное значение. С точки зрения психической природы на Пушкине оправдывается психологический вывод психиатров о двойной наследственности – о получении некоторых внешних черт и инстинктов по руслу негритянской человечности и о передаче всех остальных, особенно высших, качеств по русскому руслу.

Индивидуальные черты поэта, его внутренние (психические) качества объясняются также из двух источников. Необузданность его природы, внезапная порывистость его решений и действий (проявление «гениального безрассудства»), разгул, ухаживания, пиршества, ссоры, дуэли объясняются долей негритянской крови писателя. Сюда же относятся и те «увлечения», которые поэт называет «порочными заблуждениями».

Вместе с тем, «африканское начало» в крови и нервах великого поэта, наделив его дико-инстинктивными качествами, одарило его (в психическом единении с элементами белого начала) многоценным даром – острой наблюдательностью, какая была присуща писателю. Наблюдательность эта физиологически вытекала из живости и быстроты движений, из той психо-рефлекторной остроты органических реакций, которая делала писателя неутомимым ходоком, пловцом, лихим кавалеристом, гимнастом и фехтовальщиком. Ко всем этим художествам Пушкин имел природную склонность. То же самое можно сказать о его почерке –оригинальном, неповторимом, резком и отчётливом. Его смелость и отчаянность проявлялась в энергичных росчерках его пера.

Иван Алексеевич Сикорский считал, что Александр Пушкин был невероятно умён. «В Пушкине поражает величайший орган мысли, вложенный в неуклюжий и некрасивый африканский футляр. это был мозг самого высшего качества, свойственный наиболее развитым представителям человеческого рода»,- говорил Сикорский. Одаренность Пушкина демонстрирует, например, написание прописной «Ж» (см. приложение 1). Однако такое качество, как дипломатичность, поэту не присуще.


III.Заключение

В ходе проделанной работы были изучены различные источники информации по проблеме графологии, высказывания специалистов, рассмотрен почерк известных людей. Был проведён сравнительный анализ между данными графологических исследований, проведённых нами, и высказываниями современников о великих людях, а также высказываниями об этих людях известнейших психологов, филологов и психоаналитиков.

Таким образом, была установлена его взаимосвязь с характером и индивидуальными качествами известных личностей: Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и А. В. Суворова. Однако наша гипотеза нашла лишь частичное подтверждение, так как зачастую выдающиеся люди – неординарны, они обладают противоречивым характером. Поэтому не все психологические качества нашли свое подтверждение в приведенной нами таблице. К тому же разные графологи дают разные, не всегда совпадающие между собой характеристики почерков. Тем не менее, наши выводы совпадают с общепринятой точкой зрения на графологию в современном мире.

Хотя вплоть до второй половины XX века методы графологии рассматривались как позволяющие исследовать индивидуальные особенности человека в психологии, в современной науке это учение рассматривается как псевдонаучное и используется редко, а также относится к протонаучному (протонаука - собирательное название для исторических философских дисциплин) способу мышления. Поэтому не стоит думать, что характеристики личности по почерку будут на 100 % точными. Они могут отличаться от реальных индивидуальных особенностей человека.

В то же время существует такая наука, как судебное почерковедение, позволяющая собрать данные о личности человека, нарисовать предполагаемый портрет преступника, определить подлинность документа и т.д. С помощью графологического анализа можно оценить очень большой спектр личностных характеристик, важных при приеме на работу. Например, уровень интеллекта, тип мышления, скорость восприятия, память, внимание, творческие способности и другие важнейшие компоненты личности кандидата. Следовательно, определенная ценность проведения графологического анализа все-таки есть.








IV. Список информационных источников

  • Александр Хофф. Графология: психология почерка

Информационный портал - графология: как определить характер по почерку

https://onona.online/samorazvitie/grafologiya

  • Колосова М. Рукописи Достоевского

https://www.rsl.ru/ru/all-news/dostoevskiy-pearls

  • Информационный портал ЕДУ.РУ - Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников

http://avtografiya.ru/pocherk/Nikolai_Gogol.html

  • Черновики великих писателей

https://www.inspire-writing.com/handwritings

  • Современники и друзья о Гоголе

https://www.sites.google.com/site/ziznitvorcestvopisatelej/home/kuzmina-elizaveta/posledovateli-druza-i-otzyvy-o-pisatele

  • Характер и почерк А. Суворова

  • Кравченко В. И. Графология: характер по почерку - 2006










Приложения

Приложение 1


Буквы

Признаки

Качества, указываемые признаками

Просторная, вытянутая, будто не довольствуясь малым, наклоненная слева направо, с большим завернутым крючком, как у буквы «д»

Воображение, чувствительность и фантазия, дипломатичность, сухая любезность, искание только личной выгоды, фальшивость

Слегка согнутая, остроконечная, наклонная, с небольшим отверстием внизу

Мягкость, кротость, честность, откровенность, влюбчивость, небрежность

Аффектированная, грациозная, верх округлый, опускается прямо, без загибов, внутри крючок наподобие нуля

Обращение внимания на каждую мелочь, кокетство, мягкость, пассивность

По форме как строчная, выведена с сильным нажимом, незамкнутая

Положительность, отсутствие претензий, большие способности, выдержанность, терпеливость, грубость

Палочка слегка отделяется, прямая и с росчерком вверх

Грубость, невоспитанность, придирчивость, отсутствие эстетического вкуса

Открытая вверху, с маленьким загибом палочки

Фантазия, религиозность, живость натуры, доброта

Обыкновенная каллиграфическая, ровная, с красивыми закруглениями

Оптимизм, искренность, кротость, страстность натуры

Бледная, без сильных нажимов, каллиграфическая

Выносливость, трудолюбие, последовательность

Похожа на цифру «6», только с чертой наверху, клинообразная, с нажимом

Слабохарактерность, податливость, трусость, несамостоятельность, резкость, самомнение

Похожа на цифру «8», с перечеркиванием в виде креста и с закруглением

Скрытность, подозрительность, высокомерие, лживость, нерешительность

Вытянутая, односторонняя, как цифра «5», аффектированная, но грациозная, Такая буква может быть также с сильным нажимом и дугообразна

Деятельность, ум, грубость, отсутствие воли, честолюбие, гордость, тонкая критика

Тонкий, небольшой обратный загиб

Интерес ко всему, большие способности, обидчивость, любовь подсмеиваться (загиб как бы дразнит)

Оригинальная, иногда с высокой первой палкой. Если перевернуть букву, то одна часть ее будет похожа на «в»

Аристократизм, эстетичность, интеллектуальное развитие, вкус, вспыльчивость

1. Грациозная, вытянутая, открытая; первая палочка проведена прямолинейно вправо, с твердым нажимом; 2. закрытая, что указывает на смущенность

Грусть, хандра, выносливость в работе, любознательность, склонность к ораторству

Изящная, аффектированная;

1. с наклоном, очень тонкая и сделанная одним штрихом;

2. напыщенная, но грациозная

Остроумие, подвижность, смелость, болезненные увлечения

Гибкая, неровная, согнутая

Эгоизм, придирчивость, нервозность

Круглая, широкая, закругленная, с маленьким крючком

Сентиментальность, оригинальность взглядов, артистические наклонности

Прямая, без закругления внизу, соединяется с верхней чертой

Великодушие, отзывчивость, честность взглядов, откровенность

Проведена одним штрихом; палочка соединяется с росчерком завернутыми петлями

Мелочность, безделье, грубость

По форме как строчная

Мягкость, слабохарактерность, простота в обращении, искренность

Строчная, как цифра «2», и с толстым закруглением внизу

Деятельность, быстрота, пунктуальность, нелюбовь к откладыванию дел

Наклонная, дугообразная, с толстыми нажимами

Отсутствие оригинальности, грубость, самомнение

Заглавная (прописная), тонкая, узкая, но объемистая, с длинным, завернутым влево штрихом

Глупость, гордость, высокомерие, мания величия

Запутанная, замкнутая и неразборчивая, но грациозная, иногда даже красивая

Ровность, приветливость, трудолюбие

Строчная, с приподнятым кверху, завернутым штрихом

Старательность, желание произвести впечатление

Строчная, с перечеркнутым вправо хвостом

Подозрительность, мелочность, хитрость, лживость, эгоизм

Строчная, с петлей вниз, как французская «g»

Тихий, но неспокойный характер, обдуманность поступков, любознательность и большие способности, слабость, болезненность

Ясная, большая, прямая, несогнутая, крючок завернут, в начале буквы утолщение

Простота, ровность, глубина души, религиозность, чувствительность, склонность к истерии


i

1. Фигурная, с опускающимся ниже строки загибом;

2. с большим загибом вправо и с круглой петлей в середине, также опускающаяся ниже строчки

1. Большой кругозор, свобода, присутствие духа, решительность;

2. умение властвовать, болезненная свобода во всем

С загнутым внутрь и твердым крючком

Самомнение, эгоизм, замкнутость, подозрительность, также твердость, сила воли, но не всегда храбрость

1. Обыкновенная, простая, лежащая, как бы напоминающая «о»;

2. тонкая, удлиненная, без украшений

1. Трусость, неискренность, разбросанность;

2, откровенность, искренность, мягкость, податливость

С опускающейся средней палочкой, внизу закругление

Бодрость, физическая сила, но флегматичность и неразговорчивость

С перескакивающими соединениями, параллельно ровная

Даровитость, деятельность, дипломатичность

Мало вытянутая в соединении или без соединительных черточек

Хладнокровие, присутствие духа, воспитанность

1. В виде серпа, с закруглением и крючком;

2, 3. верхнее закругление длинное, вытянутое, а нижнее короткое или опускается ниже строки; общий вид буквы напоминает полулуние

1. Самонадеянность и самомнение, эгоизм;

2, 3 корректность, вежливость, преданность, сострадательность

Эта буква особенно характерна в том случае, когда начальное закругление ее тонко и обе палочки написаны с нажимом

Избыток воображения, оригинальность, возвышенность души, настойчивость

Вторая палочка хотя и связана с первой, но длиннее всей буквы, внизу небольшой крючок, буква иногда жирная

Верность данному слову, скромность, хороший нрав, изящество

Строчная, с нажимами, неопределенной формы

Грубость, эгоизм, твердость воли, склонность к алкоголизму

№№ 1 и 2 разнятся по форме тире над буквой;

1 . Словно щит над буквой (справа, с загибом налево).

2. взмах, противоположный первому

1, Талант, художественность, изящество, чувствительность, преданность;

2. твердость, гордость, непоколебимость, преданность долгу, воинственность

С нажимом и длинной чертой вниз, вверху замкнутая в виде петли

Твердость, благоразумие, недостаток откровенности, решительность

1

j !

Верхняя черта длинная, к концу утолщенная, а нижняя — тонкая и ровная

Оригинальность, грация, изящество, элегантность

Как прописная, так и строчная просты, без перечеркивания, верхняя палочка образует дугообразный изгиб

Отвлеченность, мечтательность, угрюмость, воспитанность, искренность, странности

Палочка приподнята, как шея верблюда, будто устремлена куда-то, тонка, дрожаща, остальная часть буквы написана с нажимом

Развращенность (см. умственную психопатию в отд. Психическ. ненорм.)

Удлиненная, ровная, с прямым штрихом, первая палочка тонко извивается

Большой кругозор, возвышенность чувств, артистичность натуры

С утолщенной палкой, наверху острая

Благожелательность, нежность, верность, честность

Круглая наверху и тонкая; вторая палочка спускается ниже строки

Легкомысленность, чувствительность, сентиментальность

Прямая, без закруглений, вторая палочка толще остальной части буквы

Сила воли, прямота, нежность души, обдуманность поступков

Прямая, с сильным закруглением в начале, узкая вверху, а в основании расходящаяся, средняя черта не отделяется от буквы

Ординарная натура, бережливость, самомнение

Вторая палочка выше первой, с сильно выведенным нажимом

Женственность, старательность, грация, желание произвести впечатление. Если с большим нажимом, то грубость и эксцентричность

Вторая палочка наполовину меньше первой

Живость, быстрая решимость, восприимчивость к чувствам

Обе палочки совершенно равной высоты, а нижний крючок очень мал

Хотя возвышенность натуры, но холодность, ровность в обращении, отсутствие застенчивости, способность к составлению законов

Вычурная, разбросанная, размазанная, с большими вертикальными закруглениями и дугообразная

Расточительность, неуверенность, горячность, дилетантизм, глупость, пустота

Аффектированная; первая палочка написана с нажимом и выше, чем вторая

Желание, но неумение владеть собой, любовь к прекрасному и красивому, эстетичность, быстрые переходы от одного занятия к другому

В конце второй палочки крючок вправо, общий вид буквы переплетенный

Деспотизм, самоуверенность, иногда грациозность, аристократизм; последнее — когда оба верхних острия равны

Сжатая; средняя черточка дугообразная, слегка вытянутая при соединении; в начале буквы большой крючок

Искренность, доброжелательность, робость, мнительность, сострадательность, также упрямство

1 . Удлиненная книзу и похожая на «И»;

2. первая часть буквы напоминает франц. «Y»

1. Строгость, настойчивость, неоткровенность;

2. болезненность, подозрительность, неопытность

Открытая наверху, с опускающейся в середину чертой

Энергия, деятельность, часто поспешность

Закрытая, на первой палочке сильный нажим

Неуверенность, трусость, бережливость, скупость

Удлиненная, не вполне закрытая, связанная с другими буквами

Простота души, искренность, правдивость

Эта буква имеет две характерные формы:

1. палочки тонкие, закругление небольшое, верхний росчерк без сильного нажима;

2. в особенности характерны две строчные, указывающие на сильное развитие воображения и склонности к литературе

Развитое воображение, слабость воли, восприимчивость, мнительность, склонность к литературе

Сильный нажим верхнего росчерка, палочки сжаты, с большим перпендикулярным и толстым росчерком

Суровый нрав, упрямство, настойчивость, подозрительность

Эта буква имеет большое значение в графологии, равно как и буквы «А», «В», «М». Написана одним росчерком, внизу пряма, а вверху фигурна

Благоразумие, фантазия, присутствие духа, гордость

Имеет вид овала, с толстой вертикальной палкой

Наружная красота, отсутствие вкуса, сердечность, душевность, но глупость

Длинная, прямая, оба закругления, как верхнее, так и нижнее, одинаковы

Быстрота соображения, художественность, живость, резкость

Наклонная, с нажимом посередине, без украшений

Скептицизм, сухость, резкость, суровость

С маленьким обратным штрихом внизу или перекрещивающим букву посередине

Лживость, страсть к преувеличениям, упрямство, капризность, ветреность

С острым концом внизу, горделивая, приподнятая

Оригинальность, развращенность, умственная психопатия (см умственную психопатию в отд . Психическ ненорм)

Косая, тонкая, шарообразная

Доброта, сердечность, тонкость, искренность, сочувствие

Две первые палочки сливаются вместе, а верхний росчерк отстает

Кротость, милосердие, отзывчивость

Все три палочки обязаны вместе и постепенно укорачиваются, а верхний росчерк длинен и с маленьким нажимом в конце

Страсть повелевать, резкость, грубая откровенность, очень горячий темперамент

Наклоняется влево и имеет вид строчной буквы, иногда вверху черты

Нежность, приветливость, ровность, ясность души, если с чертой вверху, то подозрительность и своенравность

Палочки разделены, очень толстый и прямой росчерк, буква строчная — длинная

Неестественность, желание играть роль и производить впечатление, пустота, мелочность

Отчетливая, с закруглением, внизу незакрытая, начальный штрих тонок

Умозрительность, любознательность, любовь к изящному

Косая, но красивой формы

Придирчивость, мелочность, упрямство и корыстолюбие

Типографской формы, грациозная, второе закругление отделено от средней палочки

Интеллектуальное, умственное развитие, вкус, веселость, живость натуры, влюбчивость

Первое закругление больше второго, палочка с нажимом, буква упрощенная и приподнятая

1

Мечтательность, грусть, педагогические способности, живость, способность к восприятию идей

Не опускается ниже строки, с нажимом и тупыми закруглениями

Материализм, коммерческие наклонности, мелочность, грубость

Обе вершины находятся на одной высоте, с ровным закруглением, без нажима

Спокойный характер, умственное превосходство над большинством окружающих

В виде палочки, с крючком в середине


Так пишут люди талантливые, выбившиеся из ничтожества, гордость

Крючок маленький, с нажимом, обе палочки равны

Желание производить впечатление

Во второй палочке большой крючок, а первая палочка косая

Эгоизм, самоуверенность, страсть удовлетворять собственные желания

Простая, без нажима, бледная и тонкая, с маленьким крючком в начале

Деликатность в обращении, нежность, искренность, простота души

С росчерком, горделивая, нажим вверху

Подозрительность, недоверчивость, скрытность, хитрость

С большим начальным крючком, ровные палочки одинаковой толщины, внизу закругленные, без подчеркивания

Любовь к порядку, грация, порядочность, спокойная, миролюбивая натура

Быстрая, неровная, без начального крючка, с подчеркиванием

I

Рассеянность, небрежность, необдуманность поступков, будто стремление куда-то

Эта буква имеет то же значение, что и «Ш» Крючок ее может направляться справа налево

Резкость, несамостоятельность, горячность, вспыльчивость


… или же быть прямолинейным и завернутым вовнутрь


Талантливость, музыкальность, развитый вкус

Твердый знак имеет то же значение, что и «Ч». При этом он бывает: замкнутый, с нажимом и крючком;

Ровность характера, гармоничность, откровенность, искренность

без крючка, упрощенной формы;

Ум, деятельная натура, идеализм и хандра

завернутый вверху

Бесхарактерность, пустота, неумение воздерживаться, эгоизм

Похожая на соединенную цифру «61»

Дружелюбие, влюбчивость, кокетство, вкус


Не сжатая, связная, палочки равные


Осторожность, нерешительность, сомнение в своих силах, зависть, по временам жестокость

Раздельная и с нажимом

Честность, быстрота, решительность, скорость, нелюбовь к откладыванию дела

Мягкий знак сам по себе не имеет значения, важен только его конечный штрих, когда он завернут в виде крючка, с большим взмахом в правую сторону

Живость, нелюбовь к откладыванию дела, отзывчивость, искренность, трезвость мысли

Простой, как цифра «6», без сильного нажима, с наклоном

Простота души, слабохарактерность, мягкость, впечатлительность, сентиментальность

С длинным внутренним крючком (загнутым внутрь) и с нажимом

Хитрость, эгоизм, неискренность, лживость

,.

Имеет вид серпа, наклоненного вниз

Ровное расположение духа, грациозность, выдержанность, разборчивость

Косая, без закругления внизу, наклон вправо

Твердый характер и трудолюбие, холодность, серьезность

Размазанная, с утолщенным «0»

Желание производить впечатление, нелюбовь к противоречиям и откладыванию дел

Слитная, без нажима, палочка выше «0»

Усидчивость, большие способности создавать новые теории, непоколебимость в решениях

Приподнятая, с горделивым росчерком, вторая палочка спускается ниже строки

Задушевность, желание служить каждому


Тонкая, без нажима, во второй палочке маленькое закругление

Способность увлекать, желание слышать похвалы, определенное стремление, способность к глубоким привязанностям

С нажимом и длинным росчерком вправо

Тщеславие, воображение, желание производить впечатление, дерзость


















Приложение 2

Почерк Ф. М. Достоевского




Приложение 3

Почерк А. С. Пушкина










Приложение 4

Почерк Н. В. Гоголя


Приложение 5

Почерк А. В. Суворова