Чувствительный период: рекомендации для родителей 4 – 5 летних детей
Ключевые слова: ребёнок, родитель, развитие, значимый взрослый, поощрение, желание помочь, забота, внимание, понимание, поступки, общение с ребёнком, терпимость, комната ребёнка
Особенности развития детей в возрасте от 4 до 5 лет
Одним из наиболее чувствительных периодов развития является возраст ребёнка от 4 до 5 лет. В это время мысли детей становятся более глубокими, их интересуют жизненные закономерности. Формируются свои симпатии и антипатии. В этот период дети наблюдают за реакцией родителей на их поступки. Для них в этом возрасте особенно важны любовь, внимание и понимание значимых взрослых. Речь детей становится более точной, словарный запас значительно увеличивается. Они осмысленно начинают подражать значимым людям, особенно, родителям.
Поощрение инициативы на стремление помочь
Дети 4 – 5 лет начинают делать выводы относительно хорошего и плохого поведения. Для них важно то, как оценивают их поступки другие люди, особенно взрослые. Им интересен мир взрослых людей, возникает желание помочь сделать работу. Важно вовремя заметить это стремление и поощрить его. Бывают такие ситуации, когда ребёнок, стремясь оказать помощь, делает что-то не так. Важно поблагодарить его за желание быть полезным. Если взрослый каждый раз поправляет ребёнка или не позволяет ему проявить инициативу в помощи, впоследствии желание помогать пропадёт, что негативно отразится на формировании характера ребёнка в будущем.
Необходимо стараться уделять ребёнку как можно больше времени, общаться с ним, отвечать на вопросы. Побуждать к стремлению проявлять заботу о ближних, рассказывать поучительные истории или сказки, обсуждать их с малышом.
Потребность в присутствии близкого взрослого
Возраст 4 – 5 лет также характерен потребностью ребёнка как можно дольше находиться рядом с родителями. В этот период дети чувствительно относятся к условиям засыпания. Для них очень важно нахождение рядом родителя. Необходимо относиться к этому факту с терпением, и быть с ребёнком рядом до тех пор, пока он не заснёт. Бывает так, что малыш просыпается и теряет маму. Важно в это время прийти к нему, успокоить и дать понять, что родитель готов дать ребёнку то, в чём он нуждается. То есть, готов быть рядом.
Случается так, что ребёнок играет в комнате, где находится родитель, а при необходимости родителем покинуть комнату, бросает игру и идёт за ним. Важно отнестись к таким проявлением максимально терпеливо и не заострять внимание на том, что ребёнок ищет присутствия значимого взрослого.
Требования к оформлению детской комнаты
Комната ребёнка должна быть для него привлекательной, содержать необходимые материалы для развития: игрушки по возрасту, наборы для творчества и т.д. В комнате должно быть чисто. Необходимо показывать ребёнку своим примером стремление прибираться в комнате и в доме. Когда все вещи лежат на своих местах, в комнате приятно находиться и легче находить любимые игрушки.
В комнате должно быть как можно больше любимых вещей ребёнка, она должна соответствовать его потребностям. При выборе оформления какого-либо угла в комнате, необходимо выслушать пожелания ребёнка и стараться максимально их выполнить.
Для ребёнка его комната является его маленьким миром, и у него должно возникать желание там находиться.
Это сделает переход к его взрослению проще.