«О добре и доброте».
Цели и задачи:
сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
расширить знания школьников о доброте и его роли в жизни каждого человека;
развивать речь, память, мышление;
воспитывать доброжелательность; стремление совершать добрые дела и поступки;
формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к занятию, памятка «Правила доброты», дерево с листьями; солнышко с лучиками, цветочки.
Подготовительная работа:
рисунки детей о добре и зле;
выученные пословицы о добре; стихотворения.
Предполагаемый результат:
уметь различать добрые поступки от злых;
расширить кругозор детей;
формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход мероприятия:
Организационный блок. (Проверка готовности к занятию).
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните.…Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
-Какое у вас настроение? (ответы детей)
Введение в тему:
-Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном.
Сегодня мы с вами будем говорить о добре и доброте. Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та, иногда не сближает, а разъединяет их.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой…
- Ребята, а как выдумаете, что такое доброта? (ответы детей)
- Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
- Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Ребята, как выдумаете, где живёт доброта? (ответы детей)
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
- Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. А в нашей группе все добрые, совершают только добрые поступки?
-Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
- Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
игра «Доскажи словечко»
- Можно ли вежливого человека назвать добрым?
- А сейчас мы проверим, знаете ли вы волшебшые слова,
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до 100
Говорить … пожалуйста!
Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой расстроились сразу.
Но папа нашёлся, взглянул им в глаза
И тихо и робко он вот что сказал:
Прошу вас, вы так на меня не смотрите,
Пожалуйста, если можно, меня … извините.
Если друзей вы уважаете,
При встрече спросите: как поживаете?
Не забудьте, что на прощание
Нужно вам говорить … «До свидания!»
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… спасибо!
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… добрый день!
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь … здравствуйте.
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … спасибо.
Когда нас бранят за шалости, говорите:
простите, пожалуйста.
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят … до свидания.
- Что побуждает человека совершать добрые дела? (ответы детей)
«Ежели вы вежливы»
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами
И ежели вы вежливы, то мы, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Игра «Добрый или злой»
Вы все любите сказки? В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я называю сказочного героя, вы отвечаете добрый он или злой. Если добрый, делаете хлопок, если злой – закрываете лицо ладошкой.
(работа с интерактивной доской)
Иван Царевич
Кощей Бессмертный
Золотая рыбка
Дюймовочка
Карабас Барабас
Красная Шапочка
Гуси-лебеди
Водяной
Баба-Яга
Золушка
Морозко
Мальвина
Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание – прочитать пословицу и попытаться объяснить (на доске таблички-пословицы).
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Что посеешь, то и пожнешь.
На добрый привет – добрый ответ.
Доброе слово и кошке приятно.
Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.
Жизнь дана на добрые дела.
За добро добром плати.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Сделаешь худо, не жди добра.
-Молодцы! Хорошо поработали с пословицами.
Физкультминутка:
- Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте!
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперёд!
(дети выполняют упражнение только тогда, когда воспитатель добавляет вежливое слово).
Совершая доброе деяние
Не жди добра в ответ.
Сведёт такое ожиданье
Добро твоё на нет.
- Легко или трудно быть добрым? (ответы детей)
Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
- Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим памятку «Спешите делать добро» (на дереве появляются листики с отпечатанными правилами)
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких, друзей и животных.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
Главное правило доброты: Сделал доброе дело – забудь! Сделали тебе доброе дело – помни всю жизнь!
- Это волшебное дерево. С нашей помощью на нём будут расти волшебные листья (показ).
- Давайте ещё раз зачитаем наши правила (воспитатель читает правила, прикрепляет листики на дерево).
- Я вам предлагаю рассказать, какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня (дети назвают).
«Ласковое солнышко»
- Ребята, а какие слова могут обидеть? (ответы детей)
- Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.
- Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
- В нашем классе светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, кравивым, ласковым. Замените злые слова добрыми. (педагог читает, а дети называют антонимы, на лучиках появляются добрые слова)
Грубый – ласковый
Злой – добрый
Грустный – весёлый
Горе – счастье
Вражда – дружба
Обман – правда
Невежливый – вежливый
Ненависть – любовь
Лень - труд
Рефлексия. Игра «Вежливо-невежливо»
- Возьмите карандаши желтого и синего цвета.
Если я говорю о вежливом поступке, рисуйте желтый кружок, если поступок невежливый – синий кружок.
А) Улыбнуться при встрече
Б) Толкнуть человека
В) Обозвать кого-то
Г) Подарить что-либо
Д) Успокоить плачущего
Итог
- Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь добр и вежлив,
Ведь это – основа основ.
- Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили?
- Что для себя взяли?
- Вы ещё дети, но впереди вас ждут много славных дел. Я советую вам быть всегда добрыми, вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.
- И в заключении я хочу вам сказать: «Спешите делать добро,
ведь жизнь дана на добрые дела».