Просмотр содержимого документа
«О формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8 города Макеевки»
О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Подготовила учитель русского языка и литературы Ганина В.И.
слушанье
- Компетентность - совокупность знаний и умений, которые формируются в процессе обучения русскому языку и способствуют овладению им.
- Коммуникативная компетенция – это умение правильно, точно, логично, уместно и выразительно передать свои мысли средствами русского языка с учетом речевой ситуации
Коммуникативная компетенция
Виды речевой деятельности
Качества культурной речи
говорение
чтение
письмо
Коммуникативная
компетенция
Свобода общения и речевого поведения
Самостоятельность
Эмоциональность
Инициативность
Креативность
Задачи работы :
- Определить наиболее эффективные приёмы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;
- Развивать мотивацию учебной деятельности;
- Включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
- Активизировать творческую деятельность;
- Повысить результативность обучения.
Методика формирования коммуникативной компетенции
методы
приёмы
средства
Беседа, монолог, диалог
Описание
Работа со словом
Педагогическое взаимодействие
Эмпатия, погружение в ситуацию
Упражнение
Проблемные вопросы
Игра
Драматизация
Коммуникативно-ситуативные задачи
Ситуация успеха
Проблемная ситуация
ИКТ
Творческие работы, проекты
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
- Все формы учебного диалога;
- Доклады и сообщения;
- Ролевые и деловые игры;
- Обсуждения, дискуссии, диспуты;
- Выступление в качестве ведущих на мероприятиях;
- Вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
- Ролевые и деловые игры (роли пишущего и роли читающего);
- Учебные проекты, требующие анкетирования или интервью;
- Подготовка заметок и статей в СМИ с учётом целевой аудитории;
- Рецензирование ученических исследовательских работ.
Коммуникативная компетенция проявляется в сформированности и в индивидуальном прогрессе в развитии ряда коммуникативных навыков
- Слушанье (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию)
- Говорение (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчёт в малой и большой группе)
- Чтение (способность читать для удовольствия, общения и получения информации)
- Письмо (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, вести дневник)
Приём «Корзина идей»
Вспоминают и записывают в тетради всё, что знают по теме
Обмен информацией в в парах или группах
Каждая группа называет сведения или факт, не повторяя ранее сказанного
Сведения кратко записываются в «Корзине идей»
Ошибки исправляются по мере освоения новой информации
Приём «Создай паспорт» (для литературного героя)
- Имя____________________________
- Автор (создатель)________________
- Прописка_______________________
- Внешний вид ___________________
- Где живет ______________________
- Особые приметы ________________
- Личные качества ________________
Приём «Займи позицию»
Обсуждение начинается с дискуссионного вопроса, предполагающего противоположные ответы («за», «против»)
Все участники, подумав над вопросом, занимают определенную позицию возле таблички «За» или «Против».
Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и принимают аргументы в поддержку своей позиции.
Любой участник может свободно поменять свою позицию под влиянием убедительных аргументов
Приём «Денотатный граф»
Ключевое слово или понятие
Глагол-связка
Глагол-связка
Глагол-связка
Признак
Признак
Признак
Признак
Признак
Приём «Слово-эстафета»
- дает возможность во время обсуждения темы задействовать всех участников занятия;
- каждый должен озвучить свое мнение на эту тему;
- указывается определенная последовательность выступлений;
- поддерживается высокий темп работы;
- охватывается большой объем информации;
- развивает умение находить закономерности;
- развивать память.
Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. Федор Иванович Янкович де Мариево СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ