СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены методы и приемы на уроках русского языка и литературы, формирующие коммуникативную компетенцию учащихся.

Просмотр содержимого документа
«О формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа № 8 города Макеевки» О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ     Подготовила учитель русского языка и литературы Ганина В.И.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8 города Макеевки»

О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Подготовила учитель русского языка и литературы Ганина В.И.

слушанье Компетентность - совокупность знаний и умений, которые формируются в процессе обучения русскому языку и способствуют овладению им. Коммуникативная  компетенция – это умение правильно, точно, логично, уместно и выразительно передать свои мысли средствами русского языка с учетом речевой ситуации Коммуникативная  компетенция Виды речевой деятельности Качества культурной речи говорение чтение письмо

слушанье

  • Компетентность - совокупность знаний и умений, которые формируются в процессе обучения русскому языку и способствуют овладению им.
  • Коммуникативная компетенция – это умение правильно, точно, логично, уместно и выразительно передать свои мысли средствами русского языка с учетом речевой ситуации

Коммуникативная компетенция

Виды речевой деятельности

Качества культурной речи

говорение

чтение

письмо

Коммуникативная компетенция Свобода общения и речевого поведения Самостоятельность  Эмоциональность Инициативность Креативность

Коммуникативная

компетенция

Свобода общения и речевого поведения

Самостоятельность

Эмоциональность

Инициативность

Креативность

Задачи работы : Определить наиболее эффективные приёмы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции; Развивать мотивацию учебной деятельности; Включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций; Активизировать творческую деятельность; Повысить результативность обучения.

Задачи работы :

  • Определить наиболее эффективные приёмы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;
  • Развивать мотивацию учебной деятельности;
  • Включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
  • Активизировать творческую деятельность;
  • Повысить результативность обучения.
Методика формирования коммуникативной компетенции методы приёмы средства Беседа, монолог, диалог Описание Работа со словом Педагогическое взаимодействие Эмпатия, погружение в ситуацию Упражнение Проблемные вопросы Игра Драматизация  Коммуникативно-ситуативные задачи Ситуация успеха Проблемная ситуация ИКТ Творческие работы, проекты

Методика формирования коммуникативной компетенции

методы

приёмы

средства

Беседа, монолог, диалог

Описание

Работа со словом

Педагогическое взаимодействие

Эмпатия, погружение в ситуацию

Упражнение

Проблемные вопросы

Игра

Драматизация

Коммуникативно-ситуативные задачи

Ситуация успеха

Проблемная ситуация

ИКТ

Творческие работы, проекты

Методы, ориентированные на устную коммуникацию: Все формы учебного диалога; Доклады и сообщения; Ролевые и деловые игры; Обсуждения, дискуссии, диспуты; Выступление в качестве ведущих на мероприятиях; Вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

  • Все формы учебного диалога;
  • Доклады и сообщения;
  • Ролевые и деловые игры;
  • Обсуждения, дискуссии, диспуты;
  • Выступление в качестве ведущих на мероприятиях;
  • Вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:   Ролевые и деловые игры (роли пишущего и роли читающего); Учебные проекты, требующие анкетирования или интервью; Подготовка заметок и статей в СМИ с учётом целевой аудитории; Рецензирование ученических исследовательских работ.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • Ролевые и деловые игры (роли пишущего и роли читающего);
  • Учебные проекты, требующие анкетирования или интервью;
  • Подготовка заметок и статей в СМИ с учётом целевой аудитории;
  • Рецензирование ученических исследовательских работ.
Коммуникативная компетенция проявляется в сформированности и в индивидуальном прогрессе в развитии ряда коммуникативных навыков Слушанье (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию)  Говорение (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчёт в малой и большой группе)  Чтение (способность читать для удовольствия, общения и получения информации)  Письмо (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, вести дневник)

Коммуникативная компетенция проявляется в сформированности и в индивидуальном прогрессе в развитии ряда коммуникативных навыков

  • Слушанье (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию)

  • Говорение (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчёт в малой и большой группе)

  • Чтение (способность читать для удовольствия, общения и получения информации)

  • Письмо (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, вести дневник)

Приём «Корзина идей» Вспоминают и записывают в тетради всё, что знают по теме Обмен информацией в в парах или группах Каждая группа называет сведения или факт, не повторяя ранее сказанного Сведения кратко записываются в «Корзине идей» Ошибки исправляются по мере освоения новой информации

Приём «Корзина идей»

Вспоминают и записывают в тетради всё, что знают по теме

Обмен информацией в в парах или группах

Каждая группа называет сведения или факт, не повторяя ранее сказанного

Сведения кратко записываются в «Корзине идей»

Ошибки исправляются по мере освоения новой информации

Приём «Создай паспорт»  (для литературного героя) Имя____________________________ Автор (создатель)________________ Прописка_______________________ Внешний вид ___________________ Где живет ______________________ Особые приметы ________________ Личные качества ________________

Приём «Создай паспорт» (для литературного героя)

  • Имя____________________________
  • Автор (создатель)________________
  • Прописка_______________________
  • Внешний вид ___________________
  • Где живет ______________________
  • Особые приметы ________________
  • Личные качества ________________
Приём «Займи позицию» Обсуждение начинается с дискуссионного вопроса, предполагающего противоположные ответы («за», «против») Все участники, подумав над вопросом, занимают определенную позицию возле таблички «За» или «Против». Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и принимают аргументы в поддержку своей позиции. Любой участник может свободно поменять свою позицию под влиянием убедительных аргументов

Приём «Займи позицию»

Обсуждение начинается с дискуссионного вопроса, предполагающего противоположные ответы («за», «против»)

Все участники, подумав над вопросом, занимают определенную позицию возле таблички «За» или «Против».

Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и принимают аргументы в поддержку своей позиции.

Любой участник может свободно поменять свою позицию под влиянием убедительных аргументов

Приём «Денотатный граф» Ключевое слово или понятие Глагол-связка Глагол-связка Глагол-связка Признак Признак Признак Признак Признак

Приём «Денотатный граф»

Ключевое слово или понятие

Глагол-связка

Глагол-связка

Глагол-связка

Признак

Признак

Признак

Признак

Признак

Приём «Слово-эстафета» дает возможность во время обсуждения темы задействовать всех участников занятия; каждый должен озвучить свое мнение на эту тему; указывается определенная последовательность выступлений; поддерживается высокий темп работы; охватывается большой объем информации; развивает умение находить закономерности; развивать память.

Приём «Слово-эстафета»

  • дает возможность во время обсуждения темы задействовать всех участников занятия;
  • каждый должен озвучить свое мнение на эту тему;
  • указывается определенная последовательность выступлений;
  • поддерживается высокий темп работы;
  • охватывается большой объем информации;
  • развивает умение находить закономерности;
  • развивать память.
Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.  Федор Иванович Янкович де Мариево     СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. Федор Иванович Янкович де Мариево СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ