СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О гендерной представленности на принципах квотирования в органах власти в КР

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены некоторые аспекты гендерной представленности на принципах квотирования в органах власти. Представлены   статданные   по гендерным индикаторам  в финансовой сфере, в области  экономических, политических, социальных и иных прав женщин в КР с учетом рекомендаций ООН

Просмотр содержимого документа
«О гендерной представленности на принципах квотирования в органах власти в КР»

Муратбаева Г.Н.


О ГЕНДЕРНОЙ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ НА ПРИНЦИПАХ КВОТИРОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ В КР


ON GENDER REPRESENTATION ON PRINCIPLES OF QUOTATION IN AUTHORITIES IN THE KR

В статье рассмотрены некоторые аспекты гендерной представленности на принципах квотирования в органах власти. Представлены статданные по гендерным индикаторам в финансовой сфере, в области экономических, политических, социальных и иных прав женщин в КР с учетом рекомендаций ООН.

Ключевые слова: Конституция, гендер, индикаторы, баланс, участие женщин в политике, доступ к правосудию, доступ образованию.


Бул макалада өкмөттөгү квоталардын негизинде гендердик өкүлчүлүктүн айрым аспектилери каралат. БУУнун сунуштарын эске алуу менен, финансы секторундагы, Кыргыз Республикасындагы аялдардын экономикалык, саясий, социалдык жана башка укуктары жаатындагы гендердик көрсөткүчтөр боюнча статистикалык маалыматтар келтирилген.


Негизги сөздөр: Конституция, гендер, көрсөткүчтөр, баланс, аялдардын саясатка катышуусу, сот адилеттигине жетүү, билим алуу мүмкүнчүлүктөрү.



The article discusses some aspects of gender representation on the basis of quotas in government. Statistical data on gender indicators in the financial sector, in the field of economic, political, social and other rights of women in the Kyrgyz Republic are presented, taking into account UN recommendations.

Keywords: Constitution, gender, indicators, balance, women's participation in politics, access to justice, access to education.


Гендерное неравенство в КР признается, поскольку политические, экономические и социальные права наших женщин, их здоровье, благополучие относится к причинам, которые необходимо искоренять. Резонно отметить, что определенный шаг в этом направлении предпринят и опосредован созданием законодательных норм для защиты прав женщин. Так, КР ратифицировала Конвенцию ООН по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин (СИДО) [1] и приняла Национальную Стратегию по достижению гендерного равенства (2012-2020 гг.) [2]. Также прогрессивные тенденции усматриваются в переводе принципов гендерного равенства и обязательств, включенных в текущее законодательство в сферу практической реализации. Верно также признать, что дискриминация присутствует и в частной и государственной сферах и проявляется на выборе и доступе к высшему образованию, браке и здоровье, на социально-экономической и культурной жизни, а также на участии в общественной жизни, и особенно это касается доступа к официальным должностям. Такая ситуация осложняется тем, что суды рассматривают только часть зарегистрированных случаев в отношении женщин, и большинство нарушителей обвиняют за «нарушение общественного порядка», а не за домашнее насилие.

Особняком стоит экономическая активность, снизившаяся с 52.3% в 2010 г. до 45.4% в 2018 г., что в 2,5 раза ниже, чем показатели среди мужчин. Также наблюдается тенденция попадания женщин на рынок неформального труда, в силу того, что именно женщины подвержены работе с ограниченной правовой и социальной защитой, что также являет одной из причин торговли людьми. Несмотря на то, что гендерный разрыв в оплате на текущий момент сокращается, а зарплаты женщин выросли от 67.3%, однако разрыв в оплатах в сравнении с мужчинами еще остается существенным. Представленный гендерный разрыв был учтен в соответствии с более высоким уровнем образования женщин. Также важно признать, что уровень безработицы среди женщин увязан с уходом за детьми и домашними обязанностями, неравномерно распределенными между членами семьи. Так, Комитет СИДО рекомендует для КР предпринять меры по поддержке разделения домашних и семейных обязанностей а также призывает убедиться, что все программы, обеспечивающие рабочими местами, являются гендерно восприимчивыми, и что женщины получают выгоду от программ, поддерживающих предпринимательство [3, с. 38-41].

По данным Нацстатикома КР 39.8% госслужащих - являются женщинами и занимают - 26.4% политических должностей или позиций специалистов, и 40.7% административных должностей. На текущий момент они также не занимают политические должности в Министерстве Внутренних дел, Обороны, Транспорта и ЧС [4, с.67].

Депутатами ЖК КР по итогам выборов 2005 г. не стала ни одна женщина-кандидат и соответственно не были избраны в законодательный орган КР. Согласно новаций, партии должны отдавать 30% мест в своих списках кандидатам обоих полов, где одно место в блоке из четырех кандидатов. Вместе с тем, система квотирования была соблюдена лишь при регистрации кандидатов. На практике, указанная система не применяется при распределении мест, и женщины занимают порядка 18.3% мест после парламентских выборов 2015 г. После местных выборов, проведенных в марте 2016 г., в ряде районов женщины занимают - 12% мест в местных советах. Представленность женщин на уровне принятия решений с 1995 по 2015 гг. наглядно показывает, что позиции женщин заметно снизились. В некоторых сельских районах, женщины не информированы о принципах конфиденциальности и прозрачности избирательного процесса. В КР гендерное равенство в образовании – от дошкольного до среднего образования практически достигнуто. Можно признать определенные достижения в направлении создания нормативно-правовой базы для расширения прав женщин. К примеру, Правительство КР ратифицировало Конвенцию по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин (СИДО) вместе с ее Факультативным Протоколом. Конституция КР (в ред. 2016 г.) зафиксировало норму: «мужчины и женщины должна иметь равные права и свободы и равные возможности для самореализации». Более того, ряд законов, вступив в действие, признает дискриминацию в отношении женщин и их прав. В данном случае ярким образом может стать принятый Закон КР о социальной и правовой защите против домашнего насилия 2003 г., Закон КР о государственных гарантиях в целях обеспечения гендерного равенства 2003 г. а также изменения к ст. 154 и 155 УК КР по умыканию невест [5, с. 25-27].

Целесообразно признать, что преодоление гендерного неравенства должно стать продвижением к устойчивому развитию в КР. Однако в нашем социуме господствуют традиционно-патриархальные устои, где женщины рассматриваются как домохозяйки, несущие ответственность за воспитание детей.

В селах, зачастую, женщины ограничены в доступе к имуществу, активам и финансовым услугам, что способствует феминизации бедности и усугубляется кризисом. Гендерные стереотипы проникнув в социум требуют практической работы с местными сообществами для преодоления указанных проблемы. Более того, участие женщин в общественной жизни также ограничено социальными и институциональными барьерами. Несмотря на то, что женщины участвуют в политике на местном и национальном уровне, стереотипы и гендерные роли ограничивают их работу.

К тому же женщины-политики воспринимаются как менее коррумпированные и более действенные, все же от них ожидают исполнение обязанностей как жены и матери. Маргинализация женщин в общественной и политической жизни, и в экономике страны, размывают их права и потенциал как участников экономической деятельности, и делают их уязвимыми к насилию, рискам материнской смертности, незарегистрированным бракам [6, с.112].

В условиях, когда женщина работает на госслужбе, еще не означает, что на практике она вовлечена в активную деятельность. Национальные и международные обязательства Правительства КР, рекомендации органов ООН, требуют упразднения правовых, социальных и экономических барьеров на пути расширения прав женщин. В своей деятельности ООН использует прямой доступ к Правительству КР, государства, гражданского общества. Миссиями институтов ООН признается, что уязвимые и маргинальные группы получат пользу и в рассмотрении причин гендерного неравенства. Следовательно, можно признать, что учет указанных обстоятельств, продвижение гендерного равенства и расширения возможностей женщин является национальной задачей развития на перспективу в КР. Так, институты ООН с надлежащей технической помощью, обладают высоким потенциалом в продвижении гендерного равенства и расширении прав женщин для обеспечения прочного фундамента для реализации ЦУР.

В указанной связи, концептуальность в подходе для продвижения гендерного равенства и расширения их прав является базисом достижения ЦУР, может стать инструментом для реализации намеченных целей. Так, анализ ООН определил для продвижения гендерного равенства несколько аспектов:

• инвестиции в образование девочек;

• продвижение женщин в нетрадиционных профессиональных ролях, как улучшение их экономических возможностей;

• разрушает стереотипы в разделении ролей в кыргызстанском социуме.

• усилить доступ женщин к качественному здравоохранению и услугам планирования семьи как инструменту для расширения возможностей;

• оптимизировать законодательную основу для фактического участия женщин посредством политики и социальных услуг для снижения бремени неоплачиваемой работы;

• расширения возможностей женщин участвовать на выборах, включая этнические и языковые меньшинства;

• поддержка женщин в общественной жизни, а также экономических и избирательных процессах;

• Работа образовательных программ для повышения осведомленности о гендерной предвзятости;

• Практические семинары по гендерному равенству.

• улучшение доступа женщин к правосудию.

Как признают эксперты, необходимо, чтобы реформа судебного сектора учитывала реалии гендерного насилия и предвзятости, с которыми сталкиваются женщины.

В указанной связи также целесообразно выделить поддержку гендерно восприимчивой реформы правоохранительной системы на принципах нетерпимости к насилию по признаку пола. Сумма указанных процессов будет способствовать расширению возможностей для преодоления гендерных стереотипов и дискриминации среди сотрудников правоохранительных ведомств по отношению к женщинам, сообществу ЛГБТ и ВИЧ – статусных людей. Это также касается предоставления экспертизы для разработки гендерно чувствительных индикаторов и статистики для мониторинга применения правовых норм для повышения подотчетности.

В целом итоги анализа можно обобщить. Представляется целесообразным развитие гендерно ориентированных бюджетов в госорганах для обеспечения равноправного использования госресурсов. Безусловно, гендерное равенство и расширение возможностей женщин в дальнейшем развитии КР как демократического государства, обеспечивающего безопасность, права и верховенство закона имеет позитивный эффект для преобразования социума и экономики в целом. Учитывая преобразующий потенциал гендерного равенства и расширения возможностей женщин возникла потребность в принятии двустороннего подхода, что позволит сформулировать гендерную цель. К этим проблемам относятся отсутствие навыков и знаний экономики, безнаказанность и отсутствие госуправления в отношении защиты женщин и девочек против насилия, и другие вызовы.

Хотелось бы особо отметить, что в последнее время активно ведутся дебаты по поводу признания и ценности труда по уходу и ведению домашнего хозяйства на принципах общей ответственности в семье, а также с учетом национальных условий обеспечить участие женщин для лидерства в политической, экономической и общественной жизни.

В указанном ряду также стоит вопрос о доступе к услугам в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья. Для такой реализации необходимы реформы по предоставлению женщинам прав на экономические ресурсы, к владению и распоряжению землей и другим формам собственности, финансовым и иным банковским услугам, наследуемому имуществу и пр.

Список используемой литературы:


  1. Конвенция ООН по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин (СИДО).

  2. Национальная Стратегия по достижению гендерного равенства в КР (2012-2020 гг.).

  3. Заключительные замечания Комитета по Искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин. 2008.

  4. Женщины и мужчины в КР, Нацстатком. – Б., 2018, с. 71-74.

  5. Национальный обзор ООН Женщины (GSPS). 2016.

  6. Кластерное исследование индикаторов (MICS).



2