СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" О как прекрасно жить"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа

Просмотр содержимого документа
«" О как прекрасно жить"»











Классный час

«О как прекрасно жить!»



















Составители: классные руководители 8, 11 классов

Панченко Юлия Владимировна (учитель русского языка и литературы),

Цыбулина Наталья Станиславовна ( учитель немецкого языка)













Пояснительная записка

На современном этапе развития нашей страны, наряду с позитивными изменениями в обществе, происходит обострение социальных проблем, одной из которых является рост самоубийства среди молодежи. Причинами отклонений в их поведении являются отсутствие идеологии в обществе, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, увеличение числа разводов родителей, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

К сожалению, не все знают о кризисных центрах, куда можно обратиться в критические моменты. Многие подростки и взрослые зачастую имеют противоречивые представления об истоках и причинах суицидального поведения, испытывают трудности в обсуждении проблем, боятся открыто говорить о своих переживаниях.

Перед образованием ставятся новые цели, приоритетной среди которых является цель формирования, сохранения и развития психологически здорового ребёнка. Это включает в себя и профилактику суицидального риска. Предотвращение суицидального поведения учащихся для учителей, социального педагога, психолога и других работников школы является важной задачей, для решения которой необходимо:

- своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;

- формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;

- профилактика здорового образа жизни;

- проявление наблюдательности и внимания к подрастающей личности ;

- оказание помощи в учебе обучающимся с низкой успеваемостью и т.п.

Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от педагогов, психологов, социальных работников и всех должностных лиц школы понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы. Сегодня школа должна стать для ребенка местом социальной и психологической стабильности.


Цели мероприятия:

- Профлактика подросткового суицида

- Формирование жизнеустойчивых позиций у подростков

Задачи:

- Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.

- Развивать коммуникативные умения учащихся

Форма классного часа: беседа-размышление с элементами тренинга

Целевая аудитория: обучающиеся 7-10 классов.

Место проведения: учебный кабинет,

Время проведения – 60 минут.

Ведущие: классные руководители, 5 обучающихся 10 класса и 1 обучающийся 7 класса

Предварительная подготовка:

  1. Подбор музыкального сопровождения классного часа (ролик «О как прекрасно жить!», звуки природы, музыка релакс)

  2. Поиск афоризмов, стихотворений, притч по теме классного часа.

  3. Поиск картинок для создания презентации.

  4. Ребятам предлагается разработать памятку на тему «Мы выбираем жизнь!»

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, мультимедийная доска, мел, бумага А4, камни большого и среднего размера, песок, стеклянная банка, горох, кружка с водой.

























Тема: О как прекрасно жить!

Цель: - раскрытие проблемы суицида среди подростков.

- мотивировать к обращению за помощью в трудных жизненных ситуациях на Телефон доверия .



Задачи:

  • познакомить с понятием «суицид»;

  • научить распознавать признаки суицида;

  • познакомить со способами оказания помощи людям, склонным к суициду.

Форма проведения: час общения

Целевая группа: учащиеся 7,10 классы

Оборудование: высказывания по теме, презентация, стихи, видеоролик

Длительность: 60 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ:

На доске изречения:

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу» (Жорж Санд).

«Самоубиийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Веслав Брудзиньский).

«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р.Алев).

1. Организационный момент:

Кл.рук.: Добрый день ! Мы очень рады вас видеть сегодня на нашем мероприятии. Для того, чтобы узнать его тему, предлагаю посмотреть музыкальный ролик. Вслушайтесь в слова песни. Внимание на экран.

Ролик «О как прекрасно жить» в исполнении Виктора Шатецкого

Кл.рук: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (о жизни, о том, что прекрасно жить). Правильно, мы сегодня поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ ПРЕКРАСНО!

Кл.рук: И начать я бы хотела с высказывания Леонардо Да Винчи:

Помни, жизнь есть дар,

Великий дар,

И тот, кто ее не ценит,

Этого дара не заслуживает.

Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных.

Кл. рук: Давайте ответим на вопрос «Хорошо или плохо» быть ребенком?

Кл. рук Вывод: Каждый человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного поступка. Но почему, же некоторые люди губят свою жизнь?

Кл. рук: На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать трудности и опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено. Но почти любая ошибка – поправима. Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают много времени и сил, приносят массу огорчений. 



2. Мини-лекция «Что такое суицид?»



Мы выбираем жизнь, они – смерть.

Мы пишем письма, они – предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее, у них… у них нет будущего.

Кажется, что мы и они – из разных миров.



а) раскрытие понятия «суицид»



1-й ребенок: Каждый год в России совершают самоубийства более 1,5 тысяч детей. Покушений на самоубийство – в 3-4 раза больше (П.Астахов). По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает 1-е место.

2-й ребенок: Самоубийство, другими словами осознанное самостоятельное лишение себя жизни, добровольное либо вынужденное имеет другое название – суицид.

3-й ребенок: Суицид – это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой. Суицид – исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

4-й ребенок: Существует следующая статистика: в 70-80-е годы совершалось 6000 суицидов в год, с 1980 по настоящее время – 30000 в год. Самое страшное – это то, что суицид помолодел: 25% составляют юноши, 17% - девушки. Пики суицидов отмечены в 1985, 1992, 1998, 2000 годах – время радикальных изменений в обществе. Больше всего самоубийств регистрируется весной.

5-й ребенок: Считается, что резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель – самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120% среднегодового.

Кл.рук.: Частота суицидальных действий среди молодежи в течение двух последних десятилетий удвоилась. До 13 лет суициды редки. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают мысли о суициде, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия демонстративного характера. Максимальный всплеск приходится на 16 – 19 лет – период перехода из детства во взрослую жизнь. Некоторые специалисты считают, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания, крик о помощи.

Кл. рук: Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи. Что такое суицид подростка? Как считает известный российский психиатр Петр Безменов, «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти».

б) типы, формы и способы суицида

Кл. рук: Специалисты выделяют 3 основных типа суицидального поведения у подростков:

  • демонстративное – без намерения покончить с собой;

  • аффективное – суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта;

  • истинное – обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.

Кл. рук: Существуют следующие формы суицида:

  • протест – непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы ценой собственной жизни;

  • призыв – желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: «Посмотрите, мне больно!»;

  • избежание – устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания;

  • самонаказание – внутренний протест, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины;

  • отказ – полная капитуляция.

Кл. рук: Способы суицида:

  • отравления лекарственными препаратами;

  • отравления бытовой химией;

  • порезы вен;

  • повешение;

  • падение с высоты.



в) причины подросткового суицида



Кл. рук: - Самоубийство – последний шаг, к которому привели множество причин.

Можно указать следующие причины суицида:

  • страх перед наказанием – 19%;

  • душевная болезнь – 18%;

  • семейные конфликты – 18%;

  • страсти – 6%;

  • денежные потери – 3%;

  • пресыщенность жизнью – 1,4%;

  • физические болезни – 1,2%;

  • неизвестные – 33,4%.

Кл. рук: Причины самоубийств сильно отличаются в разных возрастных группах. Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков являются конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55% до 46%. На втором месте – угроза потери близкого человека, неразделенная любовь; этот показатель вырос в 1,5 раза и составляет 24,1%. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%. Настораживает тот факт, что 15% людей, пытавшихся совершить суицид, предпринимали повторные попытки самоубийств.



Кл. рук: Вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях является аналогом вовлечения наших детей в наркологическую и другие зависимости.

Целью подобного воздействия является серьёзный подрыв психологического

и физического здоровья нации вплоть до истребления. Одним из стимулов к суицидальному поведению является увлеченность подростков, новой игрой в социальных группах — «Синий кит».



Существуют разные версии относительно ее создателей, но на данный момент эту игру называют новым видом терроризма. Небольшой группе людей, одержимых идеей манипулирования, проворачивать схемы провокации детей к смерти по всей стране сложно. Причем отмечается, что «Киты» пришли и в другие страны: Казахстан, Украину, Эстонию, Финляндию. Все выше сказанное, несомненно, говорит о необходимости проведения экстренных мер по профилактике суицидального поведения среди детского населения.



Добровольный уход детей из жизни противоречит законам природы и поэтому шокирует наше сознание. Почему это происходит?



3. Интерактивная беседа ( См. Приложение 2)

Прочитайте текст и проанализируйте ситуацию так, как будто вы главный герой истории ( См приложение 4)

Лида была старшей дочерью в семье и самой красивой. По крайней мере, так считали ее подруги. Жгуче-черные длинные волосы и почти черные глаза. Обаятельна и кокетлива. Она была общительна, со всеми ладила, но больше всех в классе ей нравился Слава. Они сидели за одной партой, всегда помогали друг другу, а после уроков Слава провожал Лиду до дома. Но три месяца назад они поссорились. Слава пересел и сказал, что сейчас у него сложный период и ему не до дружбы с ней. Самолюбию девочки был нанесен удар. 
Лида, как обычно, встала в 7 утра, собралась и отправилась в школу. По дороге она думала о Славе. Его поступок никак не давал ей покоя. И у школьницы созрел план: 
«Попрошу у родителей денег, чтобы отпраздновать день рождения. Приглашу друзей и Славу. Он увидит меня и поймет, что хочет по-прежнему общаться со мной. Или сама к нему подойду и предложу снова дружить» - думала Лида. Оставалось только уговорить родителей, чтобы дали денег. Папа, скорее всего, согласится, а вот мама наверняка будет против. 
- Лидочка, ну как ты можешь так говорить! Мы тебе на 8 Марта денег дали, костюм заказали, туфли купили! А ты еще денег просишь! Это же такие траты! Как мы жить после этого будем? Мы не миллионеры! Ведь в прошлом году справляли твой день рождения. Потерпи в этом году, пожалуйста! - возмущенно реагировала мать на просьбу дочери. 
- Ну, мамуля, ну мне очень надо! Я уже подруг сегодня пригласила. 
- Нет! - резко сказал отец. - Хватит здесь концерты устраивать. Вот начнешь сама зарабатывать - будешь справлять, сколько влезет. Марш в комнату! 
Слова отца прозвучали как приговор. От досады дочь едва сдержала слезы. Она кинулась к себе, упала на кровать и начала рыдать. Ее план провалился с треском. Самое обидное, что сегодня она действительно уже пригласила и Славу, и несколько подруг на день рождения. Теперь ей придется обзвонить всех и дать отбой. Нет, этого сделать она не может, ее просто засмеют. Проще умереть! Умереть? А что, идея! Тогда все будут жалеть о своих поступках - и родители, и Слава. Лида представила сцену собственных похорон. Все будут плакать на кладбище и говорить: «Какая она была красивая, какая хорошая». Отец станет убиваться: надо было дать ей денег, ну подумаешь - экономили бы некоторое время. А Слава после такого потрясения долго ни с кем не сможет общаться.

Кл.рук:Из услышанного можно сделать вывод словами известного американского психолога Анны Анастази: «Отвечать на удары судьбы можно по-разному – унынием, депрессией, либо напряжением всех сил, дабы доказать судьбе, что ей тебя не одолеть».



Кл.рук: А сейчас послушайте, пожалуйста, одну притчу «Полная банка»

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: учеба, дом, работа. Песок — это всё остальное, мелочи, повседневной жизни

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

Действительно в жизни бывает много хорошего, но встречаются и трудности, которые приводят к конфликтам даже между близкими людьми. Хотя при этом не столь страшен сам конфликт, как его последствия.

4. Мозговой штурм «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?»



Учащимся в группах предлагается разработать памятку «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?».



- Представьте себе, что ваш друг поделился с вами секретом: он собирается покончить жизнь самоубийством. Ваши действия.



После выполнения задания составляется памятка( Приложение 1) примерно такого вида:



1. Будь внимательным слушателем! Внимательно выслушай своего друга. Попытайся понять, в чем заключается его проблема. Для этого задавай как можно больше уточняющих вопросов (С каких пор у тебя появилась данная мысль? Почему она у тебя возникла? Каким образом ты собираешься покончить с собой?).



2. Будь заботлив! Дай понять своему другу, что он нужен тебе и окружающим его людям.



3. Не спорь в данной ситуации! Старайся не проявлять агрессии!



4. Внимательно отнесись ко всем жалобам и обидам!



5. Предложи конструктивные способы решения его проблемы!



6. Определи степень серьезности его намерений. Если у друга в данной ситуации есть определенный план самоубийства, ситуация очень серьезная!



7. Не оставляй друга одного ни при каких обстоятельствах!



8. Попробуй убедить друга обратиться за помощью. Если он не согласен, обратись сам за помощью к специалистам: врачу, психологу, даже священнику.



Кл. рук.: Но есть еще один способ найти для себя ответы в трудной жизненной ситуации. В этом вам помогут специалисты, которые работают в службе « Телефон доверия».

17 мая - Международный день детского Телефона доверия

Кл. рук.: Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в кризисном состоянии, в том числе как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушится лавина звонков. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, - все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Теперь они все вместе отвечали на звонки. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи.

8-800-2000-122 - единый общероссийский номер детского телефона доверия( памятка приложение1)



5. Рефлексия

- Наш сегодняшний разговор о ценности человеческой жизни закончен. Что нового вы узнали? О чем задумались? Какие чувства у вас возникли?

- Очень хотелось бы закончить нашу беседу строками из стихотворения Лидии Коржан( читает ученица 7 класса):



Мне бабушка вздыхая говорила,

Стирая липкий от горячки пот:

"Терпи, родная! Ты, ведь не забыла?

Бог не по силам испытаний не дает!"

Когда дыханье заперто слезами,

Когда от боли сердце устает,

Как за щитом, я прячусь за словами:

Бог не по силам испытаний не дает!

Когда не удержаться без опоры,

Когда изменой в сердце, напролет,

Шепчу с улыбкой « разве это горе?

Бог не по силам испытаний не дает!»

И если, все « по дружбе» отвернутся,

Душа остынет, превратившись в лед,

Мне остается, только улыбнуться!

Бог не по силам испытаний не дает!

Я их шептала, разгоняя тучи,

Слова простые, каждый их поймет!

Мне помогали стать сильней и лучше…

Бог не по силам испытаний не дает!





Кл. рук: Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя малодушию и невежеству.

Кл.рук: И в заключение мы хотим поделиться с вами рецептом счастливой

жизни.

Рецепт «Сказка»

Чтоб дом был счастливым, наполненным лаской,

Я дам вам рецепт под названием «Сказка».

Не сложный, но верный, его соблюдайте.

Согласны? Ну что же, тогда приступайте.


Шесть чашек ЛЮБВИ вы смешайте с ЗАБОТОЙ,

Три ложки ДОВЕРИЯ, чашку РАБОТЫ,

Две чашки ПРОЩЕНЬЯ и горсть ДОБРОТЫ,

Добавьте чуть ВЕРНОСТИ, нежной МЕЧТЫ.


Три чашки НАДЕЖДЫ и ДРУЖБЫ пол миски,

Стакан УВАЖЕНИЯ к старшим и близким.

Две ложечки СМЕХА, немного УДАЧИ,

Щепотку ТЕРПЕНЬЯ. И ваша задача


Всё сдобрить УЛЫБКОЙ сердечной и ЛАСКОЙ,

И с утренним кофе подать эту «Сказку».

Спасибо! Будьте счастливы!



















ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



1. Вагин Ю. Н. Профилактика деструктивного поведения: Научно-методическое пособие. - Пермь: Издательство ПОНЦИЦАА, 2004.

2. http://www.rae.ru/monographs/110-3713

3.http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/02/120209_suicide_children_interview.shtml

4. http://domjizni.com/причины-самоубийства-подростков/









































Приложение1

Памятка

« Это каждый должен знать!»

1. Будь внимательным слушателем! Внимательно выслушай своего друга. Попытайся понять, в чем заключается его проблема. Для этого задавай как можно больше уточняющих вопросов

2. Будь заботлив! Дай понять своему другу, что он нужен тебе и окружающим его людям.



3. Не спорь в данной ситуации! Старайся не проявлять агрессии!



4. Внимательно отнесись ко всем жалобам и обидам!



5. Предложи конструктивные способы решения его проблемы!



6. Определи степень серьезности его намерений. Если у друга в данной ситуации есть определенный план самоубийства, ситуация очень серьезная!



7. Не оставляй друга одного ни при каких обстоятельствах!



8. Попробуй убедить друга обратиться за помощью. Если он не согласен, обратись сам за помощью к специалистам: врачу, психологу, даже священнику.

























ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ АНОНИМНО И БЕСПЛАТНО!

Человек-творец добра. Добрые поступки нужны нам в жизни. Друзьям надо помогать, выручать их, быть внимательными друг к другу.

Человек – творец добра. Добрые поступки нужны сказке, нужны нам в жизни.

Доверие – уверенность, чьей-то добросовестности, искренности, в правильности, чего-то. Заслужить доверие, оказать кому-нибудь. Пользоваться чьим-нибудь доверием. Отнестись с доверием.

Круглосуточно, анонимно, бесплатно

со стационарных и мобильных телефонов психологическая помощь

8-800-2000-122

единый общероссийский номер детского телефона доверия

Если:

в жизни возникли проблемы, переживания, боль, страх, одиночество и хочется найти понимание и поддержку…

вы оказались в сложной жизненной ситуации и не знаете, к кому обратиться за помощью или советом…

вам трудно сказать родителям правду, а врать надоело…

у вас есть вопросы, касающиеся общения со сверстниками или взрослыми…


По Телефону Доверия могут обратиться дети, родители (лица их замещающие) по актуальным проблемам развития и воспитания, в том числе в случаях злоупотребления ПАВ, жестокого обращения и насилия в отношении детей, включая случаи насилия в семье)









Приложение 2

«Признаки суицидального поведения»



- Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Существует ряд признаков, сигнализирующих о том, что человек серьезно задумал совершить самоубийство.



Словесные признаки

Поведенческие признаки

Ситуационные признаки

Человек прямо говорит о смерти («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так больше»

Раздает личные вещи, имеющие большую личную значимость

Не имеет друзей вообще либо только одного друга

Косвенно намекает о своем намерении («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться»)

Начинает мириться со своими врагами

Живет в нестабильной обстановке (например, конфликт с родителями, родителей между собой)

Много шутит на тему самоубийства

Начинает приводить в порядок свои дела

Ощущает себя жертвой физического, сексуального или эмоционального насилия

Проявляет нездоровый интерес к теме смерти

Ест, спит слишком мало или много

Предпринимал раньше попытки суицида


Не следит за своим внешним видом, становится неряшливым и неопрятным

Перенес тяжелую потерю близких людей


Пропускает школьные занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками

Слишком критически настроен по отношению к себе


Находится в подавленном состоянии



Проявляет беспомощность, безнадежность и отчаяние



Замыкается в себе, отдаляется от друзей и семьи



Становится безразличным к окружающему миру либо, наоборот, чрезмерно деятельным








Приложение 3 ( презентация)



Приложение 4

Прочитайте текст и проанализируйте ситуацию так, как будто вы главный герой истории

Лида была старшей дочерью в семье и самой красивой. По крайней мере, так считали ее подруги. Жгуче-черные длинные волосы и почти черные глаза. Обаятельна и кокетлива. Она была общительна, со всеми ладила, но больше всех в классе ей нравился Слава. Они сидели за одной партой, всегда помогали друг другу, а после уроков Слава провожал Лиду до дома. Но три месяца назад они поссорились. Слава пересел и сказал, что сейчас у него сложный период и ему не до дружбы с ней. Самолюбию девочки был нанесен удар. 
Лида, как обычно, встала в 7 утра, собралась и отправилась в школу. По дороге она думала о Славе. Его поступок никак не давал ей покоя. И у школьницы созрел план: 
«Попрошу у родителей денег, чтобы отпраздновать день рождения. Приглашу друзей и Славу. Он увидит меня и поймет, что хочет по-прежнему общаться со мной. Или сама к нему подойду и предложу снова дружить» - думала Лида. Оставалось только уговорить родителей, чтобы дали денег. Папа, скорее всего, согласится, а вот мама наверняка будет против. 
- Лидочка, ну как ты можешь так говорить! Мы тебе на 8 Марта денег дали, костюм заказали, туфли купили! А ты еще денег просишь! Это же такие траты! Как мы жить после этого будем? Мы не миллионеры! Ведь в прошлом году справляли твой день рождения. Потерпи в этом году, пожалуйста! - возмущенно реагировала мать на просьбу дочери. 
- Ну, мамуля, ну мне очень надо! Я уже подруг сегодня пригласила. 
- Нет! - резко сказал отец. - Хватит здесь концерты устраивать. Вот начнешь сама зарабатывать - будешь справлять, сколько влезет. Марш в комнату! 
Слова отца прозвучали как приговор. От досады дочь едва сдержала слезы. Она кинулась к себе, упала на кровать и начала рыдать. Ее план провалился с треском. Самое обидное, что сегодня она действительно уже пригласила и Славу, и несколько подруг на день рождения. Теперь ей придется обзвонить всех и дать отбой. Нет, этого сделать она не может, ее просто засмеют. Проще умереть! Умереть? А что, идея! Тогда все будут жалеть о своих поступках - и родители, и Слава. Лида представила сцену собственных похорон. Все будут плакать на кладбище и говорить: «Какая она была красивая, какая хорошая». Отец станет убиваться: надо было дать ей денег, ну подумаешь - экономили бы некоторое время. А Слава после такого потрясения долго ни с кем не сможет общаться.