Конспект выступления на родительском собрании на тему: «Про меры безопасности детей в сети Интернет»
Цель: психолого - педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет.
Задачи:
- показать родителям важность и значимость проблемы формирования у детей сетевого этикета;
- ознакомить родителей с возможными опасными ситуациями в сети Интернет.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые родители! Тема моего сегодняшнего выступления «Безопасность детей в сети Интернет».
Интернет все чаще становится неотъемлемой частью нашей жизни, проникая в каждую организацию, общественное и учебное учреждение, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет и молодеет, очень много молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной сети. Для многих из них он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь.
Молодое поколение использует интернет для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но интернет тоже может быть опасен: в нем появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Вот почему безопасный Интернет для детей – тема очень важная и обсуждаемая.
Слайд 2
Для начала, предлагаю рассмотреть одну из классификаций Интернет-угроз:
1. Контентные риски (разнообразные материалы, содержащие вредоносную (опасную), противозаконную и неэтичную информацию).
В интернете дети могут столкнуться со следующими сообществами, пропагандирующими опасный контент:
- группы подростков, исповедующих криминальную субкультуру АУЕ (расшифровка: арестантский уклад един);
- группы, пропагандирующие националистические взгляды и агрессию по отношению к тем, кто отличается от них;
- группы Колумбайн, пропагандирующие насильственные способы решения проблем. Это группы, которые выбрали себе в качестве модели поведения случай двух подростков в американской школе Колумбайн, устроивших бойню, расстреляв учеников и учителей;
- группы, пропагандирующие суицидальное и аутоагрессивное поведение («Синий кит», «Разбуди меня в 4.20», «Я в игре»).
Коммуникационные риски:
- фишинг – вид интернет - мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Это достигается путём проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или внутри социальных сетей. В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего. Несовершеннолетние могут становиться жертвами такого рода действий;
- троллинг, кибербуллинг – способы в интернет-коммуникации рассердить, обидеть, оскорбить человека, вызвать у него негативные переживания, делая какие-либо замечания относительно его личности или тех мнений, которые он высказывает;
- хэппислепинг – один из очень тяжелых вариантов кибербуллинга, сочетание реальной агрессии и киберагрессии. Это избиение подростка сверстниками и одновременная съемка этого процесса на видео. Потом это видео выкладывается в интернет.
Потребительские риски, в частности кибермошенничество (причинение
материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, пароли и другое).
Электронные риски (различное программное обеспечение, которое может нанести
вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации (вирусы, шпионские программы, боты и другие)).
Слайд 3
Опасности, грозящие подрастающему поколению в виртуальном
пространстве — одна из причин беспокойства родителей за своих детей. Какие же рекомендации можно дать вам дорогие родители по проблеме безопасности детей в сети Интернет?
Свои рекомендации я разделил на две категории для родителей дошкольников и младших школьников и для родителей подростков. Да, все рекомендации общие, но стоит учитывать, что детей более младшего возраста, мы можем полностью дисциплинировать и они приобретут те навыки, которые помогут ребенку. Подростки же, которые уже не представляют свою жизнь без Интернета и компьютерных игр. Может встретить резкий контроль с вашей стороны, протестом.
Рекомендации для родителей дошкольников и младших школьников | - компьютер с подключением к Интернету должен находиться в комнате под присмотром родителей; - создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере; - установите временные нормы нахождения за компьютером; - регулярно следите за обновлением антивирусной программы, установленной на компьютере; - используйте детские интернет-браузеры (например, детский интернет-браузер Гуголь); - не разрешайте детям загружать программы, игры или музыку без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение; - чаще проговаривайте детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. |
Слайд 4
Рекомендации для родителей подростков | - знакомьтесь с сайтами, которые посещают дети; - не сердитесь на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью; - поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Совместно просматриваете игры и сайты, в которые играет и которые посещает ребенок; - важно объяснить детям, что ни в коем случае нельзя использовать Интернет для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям; - контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них; - говорите чаще ребенку о том, что существуют настоящие друзья, родители и учеба; - важно, чтоб ребенок был с вами всегда на связи и сообщал вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. |
Слайд 5
Но что же делать, если ребенок все-таки столкнулся с угрозой в интернете? Приведу для вас один из алгоритмов действий для родителей.
1. Родителю необходимо установить положительный эмоциональный контакт с ребенком, постараться расположить его к разговору о том, что произошло. Рассказать о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен доверять родителю и понимать, что родитель хочет разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
2. Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и прочее), родителю нужно постараться его успокоить и вместе разобраться в ситуации. Выяснить, что привело к данному результату – непосредственно действия самого ребенка, недостаточность контроля со стороны родителя или незнание ребенком правил безопасного поведения в интернете.
3. Если ситуация связана с насилием в интернете в отношении ребенка, то родителю необходимо узнать информацию об обидчике, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно обидчику о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. п.). Объяснить и обсудить, какой опасности может подвергнуться ребенок при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.
4. Родителю рекомендуется собрать наиболее полную информацию о происшествии – как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайти на страницы сайта, где был ребенок, посмотреть список его друзей, прочитать сообщения. При необходимости скопировать и сохранить эту информацию – в дальнейшем это может пригодиться для обращения в правоохранительные органы.
Слайд 6
Хочу обратить ваше внимание, что родителям следует обучать детей кибербезопасности, психогигиене пребывания в интернете. Дети должны знать о рисках.
Все, что ребенок может прочитать, посмотреть или послушать в сети Интернет, несет определенную информацию, и только от Вашего контроля зависит, будет ли она развивать его творческое мышление, помогать ребенку в процессе обучения, или напротив, повлияет отрицательно.
Спасибо за внимание!