О МЕЖДУНАРОДНОМ МЕХАНИЗМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН
Безусловно, мировое сообщество, в том числе международные институты ООН, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИФЕМ рассматривают положение женщин в современном мире в числе глобальных гуманитарных проблем. Следует полагать, что в этой связи, востребована новая парадигма осмысления указанной проблемы в контексте конституционно-правовой науки.
В Кыргызстане данный вопрос в последнее время приобретает особую актуальность. В национальном законодательстве сконструированы работающие системы гарантии прав и свобод человека и гражданина, имеются механизмы их защиты. Вместе с тем, вопросы по предоставлению равных возможностей, как мужчинам, так и женщинам при осуществлении ими своих конституционных прав и свобод остаются практически не до конца решенными и реализованными.
Актуальность изучения проблемы прав женщин связана также с тем, что переход экономики Кыргызстана к рыночным, сопровождается изменениями всей социально-экономической структуры, спадом объема производства, что привело к возникновению сложной ситуации в сфере занятости населения, в результате чего сильно пострадали и женщины. Важно отметить, что основным дискриминирующим фактором в сфере занятости все еще остается низкая оплата труда женщин. Между тем, уровень заработной платы является не только показателем экономического благосостояния государства, но и показателем личного успеха женщины на рынке труда.
Однако, обратимся к проблеме действия международного механизма защиты прав женщин. Так, известно, что с принятием в 1948 г. Всеобщей Декларации прав человека, провозгласившей и закрепившей как основополагающие политические, гражданские и социально-экономические права человека, мировое сообщество признало за каждым право пользоваться одинаковым объемом прав и свобод, тем самым признав равенство полов как основу фундаментальных прав человека. Важно также отметить, что логическим продолжением начатой работы стала первая женская Конференция ООН в 1975 году в г. Мехико-Сити, проходившая под эгидой девиза «За Равенство, Развитие и Мир». Таким образом, было положено начало созданию механизма защиты прав женщин. Более того, Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1976 г. был создан ЮНИФЕМ – Женский Фонд Развития ООН. Рассмотрим детально деятельность указанной организации. ЮНИФЕМ – автономная организация, работающая в режиме сотрудничества с Программой Развития ООН (ПРООН). ЮНИФЕМ оказывает финансовое и техническое содействие новаторским программам и стратегиям, направленным на защиту прав женщин, активизацию участия женщин в политике, их экономическую безопасность.
Можно полагать, что основными причинами возникновения женских движений за свои права в конце XX века являются:
• снижение социального статуса женщин;
• противоречие между юридическим равноправием полов и фактическим неравенством женщин во всех социальных сферах;
• сужение масштабов государственной поддержки семьи;
• социальная нестабильность в обществе.
По роду деятельности женские НПО можно условно подразделить на ряд групп: женские организации по усилению роли женщин и по правам женщин: повышение женской активности в общественной жизни; гендерное образование и исследования; защита женщин от насилия; женские организации по социальной защите: в том числе детей-инвалидов, солдатских матерей, многодетных семей.
При выявлении общего и типического в разнообразности гендерного абриса женщины, можно отметить и поляризацию гендерных установок. Причем поляризация проявляется на уровне старых и новых представлений о роли и статусе полов, в отношениях между мужчинами и женщинами и в установках самих женщин. Однако это не говорит о разобщенности общественных структур, а наоборот, о необходимости изменения в определении гендерного вектора и гибкости его выравнивания. Но преодоление дискриминации невозможно без учета специфики культурного наследия и нормативных требований общества.
Между тем, стремление женщины к равноправию, правовое обеспечение равных прав, не являются достаточными основаниями для устранения неравенства, что также характеризует и проблемы Кыргызстана в правовом поле защиты женщин.
Интересным представляется мнение С.В. Полениной, которая изучив социально-экономическое положение постсоветских государств, заключает, что «наряду с «феминизацией безработицы» происходит и «феминизация бедности» [1., с. 19-20]. Помимо прочего, имеют место факты, когда сами законы, которые предоставляют женщинам льготы, лишают их реализации принципа равных возможностей.
Важно отметить, что гендерное равенство впервые было закреплено в Венской Конвенции (1993 г.), где в ст. 18 говорится, что «права человека-женщины являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека, отражающейся в равном участии женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни общества» [2., с. 169].
Данное право, являясь философией отрицания единства стандартов гендерных различий между мужчиной и женщиной, в настоящее время получило широкое распространение в конституционных нормах государств [3, с. 252-265].
По нашему мнению, Конституция Кыргызской Республики исходит из того, что простое уравнение прав женщин с правами мужчин отнюдь не обеспечивает равноправия женщин, выполняя в обществе те же функции, что и мужчины, осуществляют и свою специфическую функцию - материнства. Поэтому рассмотрение правового статуса женщин, во всей совокупности принадлежащих им прав и обязанностей, не может полностью отожествляться с правовым статусом мужчины.
С.В. Поленина с учетом роли женщины как матери, пишет о подлинном равенстве женщин и мужчин. По мнению автора, «права женщины должны быть равны правам мужчин, а также дополнительным правам женщин, где дополнительные права равны дополнительным трудовым, семейным и пенсионным правам, связанные с материнством» [4., с. 11].
Можно прийти к выводу, что истинное равноправие женщин имеет место тогда, когда женщины, обладая теми же правами, которые принадлежат и мужчинам, наделены еще и дополнительными. Вместе с тем, законодательно закрепленное понятие «льгот для женщин» не следует отождествлять с созданием необходимых условий для реализации репродуктивной функции женщины. Материнская функция привилегией не является, это естественная и необходимая для существования общества социальная потребность.
В реальности, реализация женщинами дополнительных прав, связанных с материнством, лишает их возможности осуществления на равных с мужчинами условиях других прав, принадлежащих всем гражданам независимо от пола.
Полагаем, что государственная политика КР в решении «женского вопроса» основной целью должна иметь не максимальное расширение прав женщин, связанных с материнством и воспитанием детей, а научно обоснованные идеи об увеличении тех прав, которые в силу биологических причин, могут принадлежать только женщинам. Следовательно, те права, которые связаны с уходом за детьми и их воспитанием, должны принадлежать не только женщине как матери, но и мужчине как отцу. В этом случае, активная демографическая политика государства в области охраны материнства, отцовства и детства не войдет в противоречие с задачей стимулирования всестороннего социального развития женщины, как личности.
Проанализировав конструкцию гендерного равенства, можно сделать вывод, что развитие и совершенствование внутригосударственных средств защиты прав женщин должно осуществляться в контексте обеспечения прав человека вообще. Простое уравнение прав женщин с правами мужчин отнюдь не обеспечивает подлинного равенства, поэтому женщинам необходимо предоставить дополнительные права с учетом их природных особенностей, которые связаны со специфической функцией - материнства. А те права, которые связаны с воспитанием и уходом за ребенком, должны принадлежать в равной степени мужчинам и женщинам [5, с. 45-84].
Безусловно, следует отметить, что в Кыргызстане предпринята попытка разработки механизма государственной поддержки в достижении реального равноправия полов, включающего меры законодательного характера, а с другой - комплекс мер исполнительной власти, направленных на реализацию законодательных актов.
Конечно же, невостребованность в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин в сфере частной жизни вызывают беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в Кыргызстане. В этой связи государству необходимо обеспечить:
- соблюдение прав женщин в соответствии с правами и основными свободами человека и гражданина;
- условие для полноправного участия женщин в государственной и общественной жизни;
- равные права на рынке труда;
- охрану здоровья женщин;
Полагаем, что для решения данных проблем следует добиваться создания условий и принятия правовых норм, необходимых для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и возможностей; обеспечить согласование действий на республиканском, региональном и международном уровнях.
Более того, важно отметить необходимость обеспечения условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций. Так, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики женщинам обеспечен одинаковый доступ к государственной службе, но они фактически незначительно представлены в высших эшелонах государственной власти и на ответственных постах. В то же время, рассматривая вопрос об обеспечении равных прав на рынке труда, уделяется большое внимание охране здоровья женщин.
В настоящее время в области соблюдения прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека государством предпринимаются определенные попытки. Так, разрабатываются предложения по обеспечению соответствия законодательства Кыргызской Республики о правах женщин Конституции КР. В то же время для реализации поставленных задач по улучшению положения женщин Кыргызстан присоединился к Конвенциям ООН, что существенным образом смягчает эту проблематику и способствует их реализации в международном механизме. Это, например Конвенции:
- О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
- О правах ребенка;
- О политических правах женщин;
- О гражданстве замужней женщины;
- Декларации об искоренении насилия в отношении женщин.
В области содействия участию женщин в государственной и общественной жизни государством через СМИ организовываются широкие информационные работы, ориентированные на активизацию участия женщин в социально-экономических преобразованиях и увеличению их представительства в органах власти. В то же время на регулярной основе проводится сбор, анализ и распространение статистических данных об участии мужчин и женщин в государственной и общественной жизни государства.
В данной связи, на наш взгляд, требуется создание эффективной системы законодательства о коллективных правах женщин как социального слоя населения. Полагаем, что для этого необходима законодательная регламентация:
- конституционное право о равных правах и свободах людей независимо от пола и равных возможностях мужчин и женщин по их осуществлению (ст. 16 Конституции КР);
- отраслевое законодательство (гражданское, семейное, уголовное, миграционное), конкретизирующее норму применительно к различным сферам жизни;
- процессуальные и процедурные стороны реализации принципа равных прав и возможностей полов, а также устанавливающий порядок контроля за осуществлением на практике норм отраслевого законодательства, в том числе тех, которые предусматривают родительские и женские льготы и гарантии. Таким актом, на наш взгляд, мог бы явиться по типу существующих в ряде развитых стран Модельный закон «О равных правах женщин и мужчин».
Следует резюмировать, что согласно Конституции КР, права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, путем создания условий, дающих возможность совмещать труд с материнством. В целях реального воплощения этих принципов в жизнь явились поправки, внесенные в Законы КР «О браке и семье» и «О труде». Кроме того, как уже отмечалось выше, Кыргызской Республикой были ратифицированы Конвенции ООН: «О гражданстве замужней женщины», «О политических правах женщин» и «Декларации об искоренении насилия в отношении женщин».
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что приоритетные задачи КР исходят из возможностей реализации поставленных задач. Вместе с тем, государственная политика в отношении женщин не лишена некоторых недостатков. Так, до сих пор нет конкретной Государственной программы по обеспечению занятости женщин-беженцев; не принята соответствующая Государственная программа по обеспечению равного доступа женщин к структурам власти.
Проанализировав политику КР по улучшению положения женщин, можно резюмировать, что создана необходимая нормативная база для соблюдения всех прав человека независимо от половой принадлежности. Однако, реальность такова, что дискриминация по признаку полу все же преследует женщин во всех сферах общественной жизни. Она проявляется:
в условиях обеспечения участия женщин в политической жизни общества; в обеспечении социально-экономических прав; в защите личных прав женщин.
В целом, же интеграция КР в мировое сообщество обеспечивается влиянием международно-правовых норм на нормы национального законодательства. Об этом свидетельствует закрепление в нормах Конституции КР, а также в нормах текущего законодательства основных политических прав и свобод человека и гражданина. Однако в реальной жизни женщины все еще остаются дискриминируемой социально-демографической группой.
Список использованной литературы:
Поленина, С.В. Положение в обществе и семье [Текст] / С.В. Поленина // Женщины в современном мире: К итогам Х-летия женщины в ООН. - М, 1989. - С. 64-73.
Документы ООН о детях, женщинах и образовании. - М., « Народное образование», 1995г.
Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] /М.В. Баглай: Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М. , 1999. С. 252-265.
Поленина, С.В. Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права // Права женщин в России: Законодательство и практика. - М, 1998. - № 3. - С. 10-21.
Зотова, З.М. Гендерная экспертиза российского законодательства. Введение [Текст] / З.М.Зотова / Отв. ред. Л.Н. Заводская. - М.: Бек, 2001. - С 45-84 с.
В предложенной вниманию статье, представлен краткий обзор влияния международно-правовых норм на нормы национального законодательства. Об этом свидетельствует закрепление в нормах Конституции КР, а также в нормах текущего законодательства основных политических прав и свобод человека и гражданина и их корреляции с правами женщин в Кыргызстане.
3