Цель мониторинга – получение на основе непрерывного диагностического слежения максимально полной объективной информации о состоянии и качестве образовательного процесса и его результатов и обоснование принятых управленческих воздействий, направленных на перевод исходного состояния в новое качественное состояние.
- сбор информации и создание банка данных о состоянии и тенденциях развития качества образования с целью прогнозирования дальнейшего его развития и активного распространения успешного опыта модернизации образования;
- содействие повышению качества управления на региональном и муниципальном уровнях посредством обеспечения органов управления образованием объективной, своевременной и сопоставимой информацией.
5.1. Принцип непрерывности. Мониторинг – это целостная, динамическая, развивающаяся система, позволяющая определять основные переходные состояния образовательного процесса, корректировать и поддерживать отдельные тенденции развития качества образования.
5.2. Принцип целесообразности. Мониторинг – не самоцель, а средство глубокого изучения и надежный инструмент педагогического управления качеством образования.
5.5. Принцип комплексности описания объектов мониторинга и применения методов, форм, обеспечивающих перепроверку и «перекрест» информации.
5.6. Принцип диагностико-прогностической направленности, предусматривающий соответствие процедуры мониторинга содержанию его индикаторов и показателей, основанность на данных диагностики и направленность на принятие целесообразных педагогических решений.
6.1. Качество потенциала:
- качество изменений профессиональной компетентности учителя и его отношения к работе.
Субъекты управления качеством образования | Индикаторы качества образования | Показатели качества образования |
Управление образования администрации Рутульского района | Соответствие требованиям ФГОС. Соответствие требованиям рынка труда. | Рейтинг среди школ района по качеству образования: по качеству выпуска ОУ (дифференцированность образовательного уровня, его соответствие социальному заказу, преемственность структуры); по уровню личностного развития выпускников; по качеству деятельности ОУ всех типов. Наличие банка данных о качестве образования в районе. |
Отдел оценки качества образования | Соответствие требованиям ФГОС: | Наличие в Программах развития ОУ концепции подготовки выпускников. Факты отклонений в учебных планах. Представленность в программах и планах развития образования школьных образовательных учреждений механизма и технологий отслеживания качества образования. Наличие муниципального и школьных банков данных об условиях и достижениях ОУ, учащихся и педагогов. |
Управление образования администрации Рутульского района | Обеспечение ОУ необходимыми ресурсами: соответствующей материально- технической базой; Реализация принятых учебных планов и программ. Повышение (динамика) качества образовательного процесса и его результатов на основе мониторинга. | Качество ресурсов ОУ. Количество школьников «на выходе», освоивших различные этапы и образовательные программы общеобразовательной, профильной подготовки в сравнении с их числом «на входе». Динамика качества образования в ОУ: качества обучения; - степени обученности; - уровня компетентности. Рост профессионализма кадров. |
Образовательное учреждение | Успешность включения учащихся в образовательную деятельность в ходе обучения. Степень овладения учащимися знаниями и умениями по общеобразовательным и профильным дисциплинам. Личностная ориентированность деятельности педагога. Рост профессиональной компетентности педкадров. | Уровень мотивации учащихся. Качество овладения учениками теоретическим материалом и сформированность умений и навыков использования знаний на практике. Отношение учащихся к изучаемому предмету и деятельности преподавателя. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков, нравственных ориентиров, физического здоровья и психологической зрелости учащихся. |
Педагоги | Успешность продвижения учеников в процессе овладения предметом. Уровень мотивации школьников в образовательной деятельности. Повышение качества отношения к процессу образования. «Оценка» педагога учащимися и родителями. Повышение качества профессионального мастерства (прохождение курсов профессиональной переподготовки) Участие в различных профессиональных конкурсов, показ мастер-классов | Положительная динамика текущей и итоговой успеваемости по предмету. Избрание учащимися преподаваемой дисциплины (при выборе экзамена, спецкурсов, факультативов, внеклассных мероприятий и научно-исследовательских работ). Отношение школьников к изучению предметов. Отношение и качество выполнения домашних и самостоятельных заданий. |
Учащиеся | Успешность овладения образовательными программами. Осознание значимости качества образования для будущей учебной и профессиональной деятельности. Качество отношения к процессу образования. | Познавательная активность школьников. Сформированность потребности в самообразовании и самореализации. Результаты участия учащихся в различных олимпиадах, конкурсах и проектах т.д. Отношение и качество выполнения самостоятельных и индивидуальных заданий. Выбор и мотивы выбора профильных курсов и занятий. Посещаемость учениками различных образовательных занятий. |
8.1. Мониторинг имеет трехуровневую иерархическую структуру:
- Третий уровень – областной. Организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга осуществляет Центр оценки качества образования Республики Дагестна(далее - РОКО).
8.2. Согласованность функционирования мониторинговых систем названных трех уровней – обязательное условие создания единой информационной системы в виде компьютерной сети, внедрения автоматизированной процедуры сбора и передачи информации.
8.3. Областной мониторинг проводится по графику, утвержденному департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области.
8.4. Формы проведения мониторинга (компьютерное тестирование, анкетирование, диагностические задания, тестирование на бумажных носителях, проверка по билетам и др.), перечень дисциплин, компонентов и объектов мониторинга, сроки определяются РОКО, муниципальным органом образования и самими образовательными учреждениями в соответствии с иерархическим уровнем.
9.1. Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах.
9.2. Сбор информации осуществляется разными методами:
9.3. В качестве инструментария используются стандартизированные и нестандартизированные, формализованные и неформализованные оценочные
индикаторы, формы отчетности, разработанные МО РФ,РОКО, ООКО управления образования Рутульского района.
9.4. Инструментарий мониторинга должен быть простым и компактным в использовании.
10.1. Результаты мониторинга по итогам учебного года с учетом всех основных структур-блоков качества образования оформляются в виде отдельной информации (доклада) и выносятся на публичное для определения задач на перспективу и для разработки стратегии развития системы оценки качества образования в ОУ.
10.2. Результаты мониторинга с соответствующими выводами и рекомендациями представляются в ОУ для ознакомления, принятия управленческих решений и использования в работе.
Критерии | Показатели | Результат |
Финансово-хозяйственная | Темп роста расходов консолидированного бюджета на образование (в % соотношении фактического от плана) | |
Доля расходов на развитие материальной базы образования | |
Расходы на образование в расчете на одного учащегося и их динамика | |
Соотношение средней заработной платы преподавателя и АУП | |
Доля расходов на оплату труда в текущих расходах | |
Соотношение фактических поступлений бюджетных средств на финансирование образования и средств, установленных нормативом | |
Соотношение средней заработной платы в системе образования и бюджета прожиточного минимума населения | |
Соотношение расходов на текущие нужды и капитальных расходов в расходах бюджетов на образование, в расходах учебного заведения | |
Равномерность обеспечения учащихся финансовыми ресурсами: расходы на одного учащегося в общем образовании | |
Структура внебюджетных средств финансирования общего образования по источникам их получения | |
Динамика уровня внебюджетного финансирования ОУ; соотношение бюджетных и внебюджетных средств в финансировании (доля внебюджетных средств) | |
Материально-техническая база | Состояние зданий ОУ (Акт приемки школы, удовл., неудовлит., требующее капитального ремонта) | |
Кол-во зданий | |
Количество учебной литературы, состоящей на учете в библиотеках ОУ, в расчете на одного учащегося | |
Процент обеспеченности учащихся ОУ комплектом учебников в соответствии с Федеральным перечнем | |
Число специальных программных средств на одного учащегося | |
Доля компьютеров в составе локальных сетей в образовательных учреждениях | |
Доля компьютеров и терминалов, подключенных к сети Интернет, в ОУ | |
Число учащихся на один компьютер в образовательных учреждениях | |
Автопарк: - кол-во легковых автомобилей; - кол-во грузовых автомобилей; - кол-во школьных автобусов; - кол-во тракторов. | |
|
|
|
|
Оснащенность спортивным инвентарем | |
Количество обустроенных спортивных площадок: - открытого типа; - закрытого типа. - спортивный зал. | |
|
|
|
Кол-во плавательных бассейнов | |
Оснащенность специализированных кабинетов необходимой техникой и оборудованием | |
Наличие столовой | |
Наличие буфета | |
Доля учащихся ОУ, пользующихся горячим питанием | |
Качество образования: кадровый потенциал | Наличие Свидетельства об аккредитации ОУ | |
Наличие Свидетельства об аттестации ОУ | |
Наличие образовательной программы развития ОУ | |
Наличие программы мониторинга системы качества образования в ОУ | |
Соотношение административного и педагогического персонала | |
Кол-во педагогических работников имеющих: - высшее образование; - среднее - специальное; - неполное высшее; - среднее образование. | |
|
|
|
|
Кол-во педагогических работников имеющих: - высшею квалификационную категорию; - первую квалификационную категорию; - вторую квалификационную категорию; - без категорий. | |
|
|
|
|
Средний возраст педагогов | |
Доля преподавателей, прошедших переподготовку за отчетный год | |
Соотношение учащихся и преподавателей | |
Средняя аудиторная нагрузка преподавателей образовательных учреждений в часах | |
Кол-во вакансий педагогических кадров | |
Доля молодых специалистов по отношению к педагогическому коллективу ОУ | |
Доля педагогических работников, участников: - экспериментальной площадки; - инновационной работы; - экспериментальной работы. | |
|
|
|
Доля педагогических работников участвовавших в профессиональных конкурсах | |
Качество образования: учебно-воспитательный процесс | Наполняемость классов (по ступеням обучения) - первая; - вторая; - третья. | |
|
|
|
Кол-во обучающихся: - 1 классов; - 4 классов; -5 классов; - 9 классов; - 10 классов; - 11 классов. | |
|
|
|
|
|
|
Средняя численность учащихся в классе | |
Отношение числа поступивших в 10-й класс к числу лиц, окончивших это образование в 11 -м классе | |
Доля неработающих и не продолживших обучение по окончании 11 класса | |
Доля учащихся, окончивших основное общее образование, перешедших на следующий уровень образования: в учреждения НПО и СПО | |
Доля выпускников 9-х классов, продолживших обучение в 10 классах после получения основного | |
Доля выпускников 9-х классов оставшиеся на повторное обучение | |
Доля учащихся, выбывших из дневного общеобразовательного учебного заведения всего, в том числе по причинам: - отчисленных по неуспеваемости; - выбывших в учебно-воспитательные учреждения, колонии; - не работают и не учатся | |
|
|
|
Выбытие из ОУ - доля выбывших в общей численности обучающихся: - из 1-3(4)-х классов, не окончив 3(4)-го класса; - из 5-9-х классов, не окончив 9-го класса, в том числе по причинам (материальное положение, исключены, поступили на работу, прочие) | |
|
|
Доля выпускников общеобразовательных учебных заведений, получивших аттестат: а) об основном общем образовании; б) о среднем образовании | |
|
|
Доступность к образованию определенного уровня: - профильное обучение, - специальное (коррекционное) образование | |
|
Доля детей, охваченных дошкольным образованием | |
Охват образованием детей с ОВЗ по ступеням образования - первая; - вторая; - третья. | |
|
|
Аудиторная нагрузка учащихся ОУ по ступеням образования и образовательным областям/программам | |
Неаудиторная нагрузка учащихся ОУ | |
Доля обучающихся в ОУ повышенного уровня | |
Доля обучающихся, не посещающих занятия по неуважительным причинам | |
Доля учащихся, обучающихся: - в спецшколах; - интернатах; - реабилитационных центрах | |
|
|
Доля детей-инвалидов в общей численности обучающихся, обучающихся в ОУ и на дому, | |
Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними ОУ в общей численности обучающихся | |
Доля учащихся, состоящих на учете в КДН | |
Доля подростков, состоящих на учете из общего числа в милиции по возрастам: - до 13 лет включительно; - 14-15 лет; - 16-17лет;: - не работающие и не учащиеся | |
Средний балл ЕГЭ: - по русскому; - по математике | |
|
Средний балл ГИА 9: - по русскому; - по математике | |
|
Доляучащихся, подтвердивших на ЕГЭ годовую отметку: - по русскому языку; - по математике. | |
|
Результаты ЕГЭ по профильным предметам: - физика: -обществознание; - история; - география; - химия; - биология; - литература; - иностранный язык; - информатика и ИКТ. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля учащихся, поступивших в учреждения профессионального образования в соответствии с профилем обучения в школе | |
Качество знаний учащихся по ЕГЭ: - по русскому языку; - по математике. | |
Доля учащихся, получивших балл по ЕГЭ выше среднего | |
Доля учащихся, получивших балл по ГИА выше среднего | |
Доля успеваемости в 4-х классах | |
Доля выпускников 4-х классов, занимающихся на «4» и «5» и подтвердивших свои отметки при переходе в 5 класс в текущем учебном году | |
Качество знаний учащихся при проведении мониторинга в 4 классе по: - русскому языку; - по математике. | |
|
|
Доля учащихся участвовавших во Всероссийской олимпиаде школьников: - на школьном уровне; - на муниципальном уровне; - на региональном уровне; - на федеральном уровне; - на международном уровне. | |
|
|
|
|
|
Доля учащихся, принимавших участие в спортивных соревнованиях, состязаниях: - на школьном уровне; - на муниципальном уровне; - на региональном уровне; - на федеральном уровне; - на международном уровне. | |
|
|
|
|
|
Доля обучающихся систематически занимающихся в спортивных кружках и секциях (от общего количества обучающихся) | |
Доля победителей, дипломантов в конкурсах, фестивалях, конференциях, соревнованиях - муниципального - регионального - федерального уровней (от общего количества учащихся ОУ) | |
|
|
|
Доля учащихся, удовлетворенных деятельностью ОУ | |
Доля учащихся, получающих дополнительное образование в ОУ | |
Доля удовлетворенности учащихся предоставляемым спектром программ дополнительного образования (по результатам анкетирования) | |
Доля родителей, удовлетворенных деятельностью ОУ (по результатам анкетирования) | |