СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О нас, учителях и детях, которые удивительно умны, но взрослые об этом даже не догадываются

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

      

Хочу поделиться следующим. Анализируя свою жизнь, пришла к выводу, советский период, именно в нем прошла большая часть моей жизни, вспоминаю с ужасом и благодарностью. С благодарностью, потому что в этот период получила образование, состоялась в семье, детях, профессии.

С ужасом,потому что  не было свободы, сдерживаемость, сдавленность чувствовалась во всем.Я с детства слышала в свой адрес от учителей, воспитателей:"Ты что думаешь,что ты одна права,а все ребята нет?". С возрастом ничего не менялось.Я научилась жить, больше молчать,прикидываться недотепой.Например,на МО завуч спрашивает:"У кого есть вопросы?". Я поднимаю руку.Отвечает:"Опять вы,В.В.,а это между прочим нехорошо". Всем подписки на книги,талоны на товары,мне кукиш.Ну и что.Подхожу на перемене к коллегам, кто-нибудь да скажет:"Кто сейчас будет говорить про детей - штраф пять рублей". Все смотрят на меня. Я и правда про детей класса могла трещать без умолку. Я не обижалась, решила для себя: "Хочешь быть свободной,готовься к тумакам". Меня это вполне устраивало. Помню, старшая дочь, еще учась в школе, говорила: "Мама, когда ты во дворе подходишь к женщинам и рассказываешь им о своих статьях, думаешь им интересно?". Я говорю: "Думаю, да". Она в ответ: "Представь,они только что говорили о своих  мужчинах, нарядах, сплетнях, тут ты со своими статьями."Ну я же про детей?" В общем я решила:"Ну и пусть думают,что я с "глубоким приветом", но мне интересно жить.

Еще с ужасом вспоминаю потому, причем, осознала это совсем недавно, что родилась я леворукой, со всеми вытекающими последствиями, школьными пытками, т.д. Мир действительно создан под праворуких. Так, с детства удивлялась, почему все идут мне навстречу? Со всеми сталкивалась в дверях, переходах. Сейчас же совершенно спокойно при еде держу нож в левой руке, а вилку в правой и такое удовольствие не комплексовать. Во-вторых, родилась я не просто правополушарником, а еще системником в мышлении.  Помню, мне было лет пять, точно до школы, лежу утром в кровати,изучаю лоскутный коврик на стене,ищу,как объединить между собою вшитые лоскутки, и слушаю, как бабушка и тетя разговаривают на кухне. В их речи вычленяю какие-то особенные слова, не имеющие прямого отношения к содержанию разговора. Думаю,а читать я в пять лет еще не умела, что вырасту, соберу все эти слова и напишу книгу. Когда я выросла, то узнала, что слова эти называются фразеологизмами, и книги, т.е. словари, уже написаны.

Работая в школе я многие десятилетия учила детей грамоте своим собственным, смысловым методом и пришла к выводу, что дети удивительно умны, но взрослые об этом даже не догадываются. Наше обучение было всегда восторгом от собственных открытий, озарением, сотворчеством, соработничеством, как выразилась однажды моя любимая психолог, Наталья Большунова. До сих пор, а мне уже шестьдесят один год, когда я начинаю готовить детей к школе, они меня воспринимают как подругу, помощницу в обретении ими радости познания. Один мальчик, он в этом году перешел в среднее звено, отличник все годы обучения в школе, хотя это и не главное, в свое время, уходя домой с мамой, прощаясь   со мной, часто говорил: «До свидания, любимая!». Понятно, что он это слышал, вероятно, дома от папы, но прощался-то он со мной. Нам, учителям, педагогам действительно пора учить целенаправленно пониманию, а не только восприятию знаний и репродуктивному их воспроизведению. Является ли категория понимания предметом изучения и применения какой-либо из наших отечественных, или зарубежных методик? Нет. Понимание как категория исследования философии, герменевтики. А между тем, пониманию можно учить целенаправленно. Существует ли это в практике школы? Да, существует, в опыте отдельных учителей, «звездочек». Однако опыт отдельного учителя применить, т.е. скопировать на практике нельзя, нужно теоретическое обоснование. В методической литературе была книга П.С.Тоцкого «Орфография без правил». Теоретического обоснования в работе не было, оставалось слепо копировать опыт. Я в диссертации обосновала, как? Зачем? С какой целью? Можно ли иначе? Выбор за учителем, его творческим подходом к любимой работе.