О НЕДОПУСТИМОСТИ ПЕРЕГРУЗОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
22 февраля 1999 г.
N 220/11-12
(НЦПИ)
/В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в
1-х классах следует применять "ступенчатый" режим учебных занятий с
постепенным наращиванием учебной нагрузки:
- в сентябре - 3 урока 35-минутной продолжительности;
- с октября - 4 урока по 35 минут каждый;
- со второго полугодия - по таблице максимально допустимого
количества часов.
При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение
дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками
музыки, изо, труда, физкультуры.
Для восстановления работоспособности в течение дня
рекомендуется устанавливать продолжительность перемен между уроками
для обучающихся начальной школы не менее 10 минут, большой перемены
(после 2-го или 3-го уроков) - 30 минут; вместо одной большой перемены
после 2-го и 3-го уроков допускается устраивать две перемены по 20
минут каждая.
Для обучающихся в 1-х классах в течение года устанавливаются
дополнительные недельные каникулы.
Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом
возможности их выполнения в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 часа.
Четырехлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребенка, учесть возрастные потребности и индивидуальные особенности каждого школьника.
Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации его школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату в классе и др.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.
Письмо Минобразования РФ от 20.04.2001 № 408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»
В первый класс, с согласия родителей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению, могут быть приняты дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось шесть лет.
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка, недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками.
Структура урока должна быть «дробной», включать несколько (желательно связанных темой) видов деятельности.
Для первоклассников еще очень актуален такой вид деятельности, как игра. Поэтому следует активно включать два вида игр в учебный процесс: ролевые и игры с правилами.
Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 30 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней.
с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой продолжительной четверти.
Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала - 8.30-9.00. Запрещается проводить уроки во второй половине дня.
Рекомендуемая продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 часов, дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков.
Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры.
В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.
Обучающиеся первого класса зачисляются в группу продленного дня по заявлению родителей.
Внеучебная деятельность организуется в соответствии с интересами и желаниями детей. Продолжительность занятий не более 30 минут.
Обучающиеся обеспечиваются 3-разовым горячим питанием (завтрак, обед, полдник) в помещении столовой или буфета школы. Интервалы между приемами горячей пищи должны составлять 3-4 часа.
Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в течение дня не менее двух раз, общей длительностью 2,5-3,0 часа.