СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О некоторых приемах работы по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование описанных форм и методов работы помогает совершенствовать грамотность школьников.

Просмотр содержимого документа
«О некоторых приемах работы по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся»

МБОУ им. Л. Н. Толстого филиал в с. Знаменское






Доклад

Совершенствование грамотности школьников

(О некоторых приемах работы по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся)





подготовил:

учитель русского языка и литературы

Савосина Е. А.




Сегодня, когда так много неблагополучных семей, когда растет детская преступность, а интерес к образованию снижается, особенно важно, чтобы обучение воспринималось ребенком не только как необходимость, но и вызывало позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта.

В начальной школе мы часто восхищаемся активностью детей, но через год-два-три замечаем, как они замирают в тоске. В чем дело? Может, мы с вами не уберегли ребенка от страха перед учебой, перед трудностями? А может быть, сами что-то потеряли? Просто ушла радость, и началась «принудиловка», а с нею поиск других удовольствий, но теперь это будет уже шалость, а потом папиросы, наркотики…

А что может маленький человек в свои десять или юноша в пятнадцать лет? Он хочет творить, сочинять, спорить, сравнивать – он хочет интересно жить и учиться.

Как сделать более экономным во времени и более результативным труд учителя и учащихся на уроках русского языка? Как стимулировать интерес школьников к занятиям и тем самым усилить мотивацию их познавательной деятельности? Как повысить обучающий потенциал кабинета русского языка, чтобы урок стал более плотным, емким, динамичным? Над этими вопросами работает каждый учитель. Особую актуальность приобретает эта работа в настоящее время, когда качество орфографических и пунктуационных умений сказывается на снижении уровня речевой культуры в целом. Необходимым становится внедрение традиционных и нетрадиционных форм совершенствования грамотности школьников в учебный процесс.

Вследствие применения на уроках некоторых приемов работы по формированию орфографической и пунктуационной грамотности по русскому языку повысился уровень качества знаний учащихся. Они успешно принимают участие в школьных, районных олимпиадах, творческих конкурсах. Девятиклассники в течение трех последних лет имеют хорошие результаты на ГИА. Качество знаний выпускников нашей школы по русскому языку выше муниципального уровня.

Работа над орфографической и пунктуационной грамотностью ведется целенаправленно и систематически на протяжении всех лет обучения школьников русскому языку. В процессе глубокого изучения морфологического аспекта конкретной темы дается сопутствующие повторению морфологии упражнения по синтаксису, орфографии, пунктуации. Опираясь на языковые взаимосвязи, организуется система деятельности учащихся на этапах обобщающего повторения. Для сознательного усвоения знаний учащимися используется дидактический материал: «Карточки для устного опроса», «Правописание имен прилагательных», «Правила орфографии в связи с написанием значимых частей слова», «Упражнения с комплексными заданиями», «Для работы с сигнальными ракетками», «Буква ь после шипящих» (на материале пословиц и поговорок), линокарты: «Лингвистика как наука о языке», «Правописание падежных окончаний имен существительных», таблицы-трафареты по орфографии и пунктуации, «Повторение пунктуации в 5-7 классах», «Корректурные упражнения», «Совершенствование грамотности учащихся старших классов».

Для успешной работы при изучении орфографии важна четкая система деятельности.

Во-первых, следует организовать правильное изучение каждой орфограммы. Во-вторых, провести достаточное количество тренировочных упражнений по отработке каждой орфограммы и параллельно – похожих случаев написания, т. е. проводить тренировочные упражнения на основе сопоставления. В-третьих, обобщающее повторение организовать на высоком уровне систематизации, для прочного усвоения правила важно включить все виды памяти: слуховую, зрительную, речедвигательную. При объяснении учитывается дидактический принцип систематичности в обучении, сформулированный Я. Коменским: «Все последующее должно опираться на предыдущее».

В первую очередь необходимо давать учащимся задания, направленные на графическое выделение условий выбора правильных написаний. Ученики должны понимать каждое слово в названии темы.

При анализе орфографического правила выделяем основные части, перечень условий, от которых зависит правильное написание, анализируем письменный образец, сочетая словесное комментирование и графическое обозначение.

Затем обучаем школьников умению применять знания на практике. Находим изучаемую орфограмму в словах. Далее используем все виды тренировочных упражнений.

Чтобы проводить сравнения, обобщения, надо создать в классе такую рабочую атмосферу, чтобы каждый ученик был внимателен и заинтересован. Поэтому постоянно приходится думать о путях интенсификации процесса обучения, об оптимальном сочетании общеклассных, групповых и индивидуальных форм работы, об объеме и способах организации самостоятельной работы на уроке, о реализации воспитательных возможностей нашего предмета, о формах сотрудничества учителя с учащимися.

Выработке прочных знаний помогает использование различных видов организации обратной связи, форм контроля, самоконтроля. Наиболее результативны следующие приемы:

- уплотненный учет знаний (по карточкам у доски и на месте);

- письменные работы «По следам ошибок»;

- выполнение индивидуальных заданий по вариантам;

- словарные диктанты с использованием сигнальных карточек;

- взаимоопрос по теретическому материалу;

- зачеты по определенным темам;

- работа лаборантов-консультантов для проверки домашнего задания, для приема зачетов у тех, кто не сдал их вовремя.

Для того чтобы навык правописания сформировался, необходим дифференцированный подход к разным по успеваемости группам учащихся, для которых требуется неодинаковое количество упражнений. Организация индивидуальной работы зависит от типа урока. В начале урока – самодиктанты (дети учат текст наизусть, диктуют себе, потом выполняют задания), индивидуальная работа при самопроверке (не пропустил ошибки – «5», пропустил 1 – «2»), ученик сам после проверки ставит себе оценку карандашом.

Для дополнительной тренировки слабоуспевающих учащихся использую дидактический материал, специально предназначенный для проведения самостоятельной работы. Задания помогают детям овладеть приемами грамматического анализа, самостоятельно сделать выводы и обобщения, применить теоретические знания на практике. К заданиям приводятся ответы и образцы или проверочные карточки (ПК), которые дают возможность сразу проверить себя, учесть свои ошибки, чтобы в дальнейшем работать более уверенно. При выполнении предлагаемых упражнений ученик работает по карточке с закрытым ответом, затем открывает ответ или получает проверочную карточку и проверяет свою работу.

Возможность вызвать активность ученика на всех этапах работы представляют уроки разных типов, нестандартные уроки (урок-конференция, урок-практикум, урок-семинар, урок-зачет, урок-консультация, урок-поиск, исследование, деловая игра).

Важно не переставать удивлять своих учеников нестандартностью. Начиная урок, полезно проводить «разминку». В течение двух минут каждый занят своим делом: одни просматривают тетради с работой над ошибками, другие повторяют забытые правила (вдруг ему дадут индивидуальную работу), третьи читают или учат, если не выучили правило, которое надо было выучить дома. Постепенно ученики привыкают к разминке и используют ее для дела.

С целью предупреждения ошибок проводятся словарно-объяснительные диктанты из 10 слов на правописание разных орфограмм, включая 2 слова из будущего диктанта. Все 10 слов даются на правописание разных орфограмм. Ученики должны быть готовы вспомнить любое правило. Слова пишутся в столбик. Подчеркиваются орфограммы, рядом записываются проверочные слова (или делаются графические обозначения), пояснения. Эти работы должны проверяться.

Для индивидуальных заданий можно подготовить карточки с орфограммами, на которых поместить упражнение вместе с заданием и чуть ниже – правила. При этом, прежде чем выполнить дополнительное упражнение, ученик читает заголовок, читает правило (если забыл, то вспомнит его, если не знал, то выучит, разберется).

Полезен устный опрос по карточкам, на которых надо написать столбиком три слова с разными орфограммами. На обратной стороне поставить номер карточки.

В конце урока учащиеся должны вспомнить все орфограммы, с которыми они встретились на уроке.

Для работы над ошибками нужны отдельные тетради. После диктанта, изложения, сочинения ученик записывает дату, количество ошибок, допущенных в работе, оценку. Затем каждый записывает слова, в которых он сделал ошибки. Орфограммы только подчеркивает. Правописание всех слов, которые записаны в тетради, дети должны знать, так как эти орфограммы будут дополнительным вопросом каждому ученику, отвечающему у доски. Готовясь к уроку русского языка, ученик должен обязательно заглянуть в эту тетрадь, вспомнить «свои» орфограммы, запомнить, как они пишутся. Он должен знать, что на любом уроке его могут спросить. Если он хорошо справится с работой, то получит хорошую оценку – появляется надежда следующий диктант написать лучше. И родителям легче проследить за грамотностью своего ребенка.

Для формирования системы ведущих знаний, умений и навыков по орфографии и пунктуации в поле зрения необходимо постоянно держать определенную группу орфограмм и пунктограмм. Поэтому необходимо использовать дидактический материал с упражнениями комплексного характера. При этом каждый из предлагаемых фрагментов текста должен содержать не менее трех-пяти орфограмм и пунктограмм.

Иногда можно использовать корректурные упражнения. Данной форме предъявления заданий свойственны определенные преимущества. Так, отсутствие пропусков букв или скобок на месте орфограмм и пунктограмм избавляет тренировочные тексты от своеобразных «условных сигналов», обычно подсказывающих школьникам необходимость использования того или иного правила, кроме того, их выполнение связано с высокой активностью учащихся, заинтересованных нетрадиционной формой подачи материала.

Для преодоления интерференции, когда сохранение запоминаемого материала ухудшается в результате наложения нового, сходного с ним, перераспределим материал обобщенного орфографического правила так, чтобы простое правило в составе сводного воспринималось как безвариантное, имеющее однозначное решение.

Например, рассуждаем:

н (е/и)кто : сомневаюсь – пишу ни; предлога нет – пишу в одно слово.


При проверке корня –гор- - -гар- доказал безударность, а что в результате – о или а:

ГОР иль ГАР? – себя спрошу.

Сомневаюсь – О пишу.


Бросим детям спасательный круг в виде рифмованного совета:

Заря, зарница, озаренный, озарять

По слову зарево я буду проверять.


Например, сводное правило «Мягкий знак после шипящих» помогает удержать в памяти рифмовка:

В глаголах и наречиях знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных не пишем никогда.


Протянем руку помощи, предложим рифмованный алгоритм, который помогает убедиться в том, что перед нами именно предлоги по временному значению, вносимому этими предлогами в словосочетание (как долго? – в течение часа, в продолжение лета):

Спросите: «Как долго?» или «Когда?» -

Конечная е, но раздельно всегда!


А бесконечно погрязший в пучине интерференции предлог вследствие проверяем:

Вследствие – из-за? Ясно вполне:

Слитно напишем, конечная – е.


Правило «о – е после шипящих» поддерживается рифмованным алгоритмом:

Ж(О/Ё) – Ш(О/Ё) в корне – проверяй:

Ё на Е скорей меняй.

А за корнем у глагольных

Букву Ё пиши спокойно.

В именных за корнем О –

Это знаем мы давно.


Известно, какие трудности вызывает орфограмма «Не с причастиями». На этапе объяснения проиллюстрируем правило: «Его Величество Причастие изо всех сил рвется к частице НЕ, но слуги – зависимые слова – за мантию оттягивают его от частицы».


Совершенствование орфографических и пунктуационных умений учащихся удается включить в систему работы по развитию речи. Это достигается с помощью индивидуальных предупредительных диктантов. В классах с невысоким уровнем языковой и речевой компетенции учащихся особенно эффективно использование текста в сочетании с собственным рисунком ребенка. Ученикам этих классов свойственно наглядно-образное мышление. Соединение словесных и изобразительных средств в единое целое содействует более успешному формированию коммуникативных умений этих школьников. Собственный рисунок вносит в учебный процесс разнообразие и занимательность, повышает интерес к изучению русского языка. При формировании коммуникативных умений учащихся на основе данного текста проводится орфографическая работа.

При формировании грамматических навыков обязательны риторические приемы, соотнесение языковой закономерности с внутренним миром учащихся, когда к формулированию правила приходят самостоятельно, в совместной с учителем диалогической работе над текстом или отдельными примерами (схема «нет чего? - ь» - кож; женский род шипит с ь. Тишь – шипение, потому ь, а клич – никакого смягчения, резко, твердо). Запоминать каждый должен только то, что является индивидуальным ключом к припоминанию на сверхсознательном, автоматизированном уровне: самостоятельно найденное не забывается.

Мыслительная деятельность учеников является основной составляющей урока. Работа с опорными конспектами учащимся понятна и интересна. Сначала они работают с ОК, данными учителем, затем составляют собственные.

(Демонстрация слайда «Опорные конспекты по русскому языку»)

С целью овладения орфографическими правилами составляем графические схемы по русскому языку.

(Слайд «Графические схемы»)

Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с текстом, в котором нужно выделить орфограммы, объяснить их, заполнить таблицу.

Повторение материала – важная задача, которая встает перед учителем в начале и в конце учебного года. При этом повторять надо, изыскивая формы работы, которые приводили бы к хорошим результатам, воспитывали у школьников положительное отношение, интерес к урокам.

(Слайд «Карточки для повторения»)

Большое внимание необходимо уделять выяснению степени усвоения материала учащимися на уроке. Для этого используются различные перфокарты.

(Слайд «Перфокарты»)

Сознательному усвоению знаний учащимися способствует применение дидактического материала.

(Слайд «Линокарты «Лингвистика как наука о языке»»)

Организация дифференцированного подхода к разным по успеваемости группам учащихся, для которых требуется неодинаковое количество упражнений, чтобы навык сформировался, зависит от типа урока. В начале урока – самодиктанты (дети учат текст наизусть, диктуют себе, потом выполняют задания), индивидуальная работа при самопроверке (не пропустил ошибки – «5», пропустил – «2»).

Задания для самостоятельной работы помогают учащимся овладеть приемами грамматического анализа, самостоятельно сделать выводы и обобщения, применить теоретические знания на практике. К заданиям приводятся ответы и образцы или проверочные карточки (ПК), которые дают возможность сразу проверить себя.

(Слайд «Проверочные карточки»)

Формированию устойчивого внимания, увеличению объема слуховых восприятий учащихся способствуют слуховые диктанты.

(Слайд «Слуховые диктанты»)

Для проведения проверочных работ по орфографии и пунктуации учащиеся готовят таблицы-трафареты.

(Слайд «Таблицы-трафареты»)

В домашнем задании максимально должны учитываться индивидуальные особенности школьников, их познавательные интересы и склонности. Индивидуализация распространяется на содержание, объем, сложность, способ управления и контроля, создаются оптимальные условия для саморазвития.

(Слайд «Нетрадиционные домашние задания»)

Для подготовки к ЕГЭ по русскому языку можно разработать программу элективного курса, например, «ЕГЭ без проблем. Орфография».

Необходимо с пятого класса учить детей выполнять тестовые задания.

(Слайд «Тест «Имя существительное» «)

При изучении любого лингвистического материала подчеркивается логичность, стройность языковой системы, богатство, многообразие и красота русского языка.

Демонстрация фрагментов уроков



В домашнем задании максимально учитываются индивидуальные особенности школьников, их познавательные интересы и склонности. Индивидуализация распространяется на содержание, объем, сложность, способ управления и контроля, создаются оптимальные условия для саморазвития. Учащиеся получают инструкцию о том, как им рационально подготовиться к предстоящему уроку, на какие знания и умения, полученные при изучении русского языка и других предметов, можно опереться, о возможных связях изучаемого с опытом, жизнью. Ребенок имеет право выбирать из ряда заданий такое, которое соответствует его интересам. После выполнения индивидуального задания и самоконтроля ученик ставит + в тетради для работ над ошибками над тем словом, правописание которого им уже освоено.

Чтобы повысить интерес учащихся к работе над ошибками используются красочные закладки. Ребята выполняют на них работу над ошибками, делают устные сообщения об их характере. Дополнительные занятия со слабоуспевающими проводят консультанты. После того как, по мнению консультанта, пробелы в знаниях ликвидированы, ученики приходят на зачет к учителю. Если тема сдана успешно, то ученик и консультант получают хорошие оценки. Это помогает не только формированию грамотности, но и воспитанию чувства взаимопомощи, учит сотрудничеству.

С целью овладения орфографическими правилами составляем графические схемы по русскому языку. Для ребят со слабой памятью, неустойчивым вниманием изготовлено орфографическое домино (и -1, я – 4, а – 5, о – 6, е – 2,3) для отработки орфограммы «Безударная гласная в корне слова». Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с текстом, в котором нужно выделить орфограммы, объяснить их, заполнить таблицу.

Слово с орфограммами

Безударная гласная

Гласная после шипящих

Непроизносимая согласная

Разделительный ь

Приставки и предлоги








Для выяснения степени усвоения материала учащимися на уроке используются различные перфокарты. Одним из вариантов проверки усвоения правил правописания является работа с линокартами. Например, после изучения правописания падежных окончаний имен существительных ученики получают заранее заготовленные линокарты. Учитель диктует текст, из которого дети должны выбрать существительные, определить их склонение и показать е, и в окончаниях.

Одной из форм контроля за усвоением учебного материала в условиях уровневой дифференциации являются тематические зачеты.

Формированию устойчивого внимания, увеличению объема слуховых восприятий учащихся способствуют слуховые диктанты.

Взаимная проверка работ учениками является эффективным средством формирования навыков самоконтроля, стимулирует умственную деятельность, оказывает положительное влияние на повышение грамотности школьников. Проверяя тетради своих товарищей, учащиеся часто обращают внимание на написания, которые в их собственных работах оставались незамеченными. Это обстоятельство рождает проблемные ситуации, которые требуют немедленного разрешения. Ученик советуется с товарищем, учителем. Проверка чужих работ заставляет учащихся читать и писать внимательнее.

Повторение материала – главная задача, которая встает перед учителем в начале и в конце учебного года. При этом повторять надо, изыскивая формы работы, которые приводили бы к хорошим результатам, воспитывали у школьников положительное отношение, интерес к урокам русского языка. Учащиеся готовят таблицы-трафареты, примеры словарных диктантов и предложений с пропущенными знаками препинания для проведения проверочных работ по орфографии и пунктуации.

При изучении любого лингвистического материала подчеркивается логичность, стройность языковой системы, богатство, многообразие и красота языка.

Пусть сердце, знающее свою ответственность перед миром, сердце учителя, никогда не успокаивается; пусть уроки русского языка будут интересными для учащихся, а знания – прочными.