О проблемах изучения советской фортепианной музыки в детских школах искусств.
Изучение современной музыки в фортепианных классах детских музыкальных школ и детских школах искусств имеет большое мировоззренческое и профессионально-воспитательное значение. Без современной музыки невозможно понять не только современную образовательную систему, но и саму сущность воспитания, образования, творческого развития личности ребенка.
Одной из актуальнейших музыкально-педагогических проблем на сегодняшний день является проблема приобщения ребенка к миру и языку современного искусства в целях его гармоничного развития. К сожалению, ДШИ знакомство с творчеством современных композиторов происходит не столь активно, как этого хотелось бы. Вероятно, причиной нежелания педагогов включать современную музыку в репертуар детей является сложность ее восприятия. Так ли это на самом деле?
Современный музыкальный язык – качественно новая ступень развития в сфере музыкального мышления и способов его выражения. В современной музыке усилилась внутренняя напряжённость, возросла выразительная сила диссонанса, усложнилась мелодика и ритмоинтонация. Для восприятия современной музыки запас ассоциаций из классического музыкального наследия, традиционной музыкальной стилистики стал явно недостаточен. Слух, воспитанный только на классической мелодике и гармонии, поначалу, решительно противится новой музыке. Для того чтобы слушателю был понятен язык современного музыкального творчества, надо закрепить его в музыкальном сознании, сделать его естественным и родным для ребенка. В этом контексте в педагогическом образовании прослеживаются пути широкого ладоинтонационного и ритмического воспитания, развития тембрового слуха, формирования у ребенка определенных знаний в области формообразования, современных методов композиции, жанровых и стилевых особенностей.
Согласно исследованиям педагогов и психологов, младший школьный возраст является наиболее благотворным периодом для формирования музыкальной культуры.
Возможность раннего проявления музыкальных способностей зависит не только от задатков ребенка, от степени музыкальности того окружения, в котором он находится в первые годы жизни, но и от планомерной педагогической работы.
Оптимальным условием для ее эффективного осуществления является соотношение в развитии основных музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти).
Для оптимальных темпов и качественных характеристик в области формирования музыкальных способностей необходимо комплексное использование литературно-художественных, игровых, ассоциативно-образных средств и приемов, активизирующих творческую деятельность начинающего пианиста. музыка ребенок фортепианный
Наряду с различными сферами музыкального творчества, огромный интерес вызывает область детской фортепианной музыки. Анализ литературы привел к следующему: большинство произведений для детей программны, а тем пьесам, в которых нет явно выраженной программности, присущ элемент жанровости. Изложение музыкального материала, акцентирующее художественную сторону пьес (эпиграфы, иллюстрации, программные названия, графические изображения) способствует усилению личностной мотивации учащихся к освоению современной музыки и помогает глубже проникнуть в суть исполнительских приемов.
Для детей характерно образное восприятие окружающего мира. Меткость детских определений поражает по своей художественной образности и требует точности, выразительности, серьёзности. Способность к слуховому представлению (т. е. способность произвольно пользоваться музыкально-слуховыми представлениями), мышление звуковыми «образами» (способность распределения и переключения внимания, способность мыслить воображаемыми тембрами) составляют ядро музыкальной памяти и музыкального воображения юного исполнителя. Комплексное воздействие на аудиальную, визуальную и кинестетическую, репрезентативные сенсорные системы начинающего музыканта выявляет и стимулирует его музыкальное развитие, способствует дифференцированному восприятию многослойной фактуры современной музыки.
Особое внимание необходимо уделять подбору репертуара для юного исполнителя. Выбирая репертуар, педагог должен помнить о том, что современная музыка обладает рядом особенностей, представляющих трудность в восприятии. Этому способствует отход от привычного мажора-минора, разнообразная метро-ритмическая структура, непривычная фактура, аппликатура, педаль.
В репертуаре учащихся ДШИ произведения современной музыки представлены, в основном, пьесами А.Ф. Гедике, С.М. Майкапара, В.С. Косенко и А.А. Берковича.
Они, бесспорно, сыграли в своё время положительную роль, но, сегодня, как справедливо заметил Л.А. Баренбойм: «Хотя и обладают рядом полезных качеств, но по образному содержанию и стилистике устарели. Они далеки от мира современного ребёнка и от современного музыкального творчества» [2, с. 274].
Но на самом ли деле современный музыкальный язык недоступен детскому сознанию? Это глубоко ошибочное мнение. Современный музыкальный язык просто другой язык. Он не намного труднее. Просто сложнее не ученику, а педагогу, слух которого воспитан преимущественно на классике, в то время как у ученика, особенно маленького, относительно свободен, открыт к восприятию нерегулярной метроритмики, свежих терпких гармоний. Знакомя ребёнка с современным языком, c современным музыкальным стилем, мы вовсе не нарушаем тезис «от простого к сложному». И в современной, и в классической музыке есть и простое и сложное и, естественно, овладевая и тем и другим языком, ученик должен пройти этот путь, расширяя последовательно свой музыкальный кругозор. Трудно сказать какой язык воспринимается лучше детьми. Во всяком случае, каждый педагог знает, «Дождь и радуга» С.Б. Прокофьева куда легче даются ученику, чем «Маленькая Прелюдия» И.С. Баха.
Способность постигать довольно сложные вещи в раннем возрасте общеизвестна. Пожалуй, наибольший вред музыкальному воспитанию детей приносит тенденция откладывания современной музыки на «потом». Педагогам ДМШ и ДШИ следует принять за руководство положение, сформулированное Л.А. Баренбоймом: «Современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с классикой, но, не обгоняя и не опережая её» [4, с. 104].
Часто педагоги предъявляют претензии по поводу того, что многие современные произведения не приносят инструктивной и продуктивной пользы. Но, в то же время, современная музыка для детей, содержит в себе технические элементы, подготавливающие к современной «взрослой» музыке.
Новая музыка требует новых технических средств. Иная аппликатура, педаль, фактура. Иные способы звукоизвлечения представляют на самом деле материал более простой и полезный, чем многие инструктивные сочинения в традиционном стиле». Заметим, попутно, что композиторы-классики совсем не писали инструктивных пьес, а технические трудности в их произведениях никогда не носят характер чисто технический, так как являются средством музыкального выражения.
Педагог свободен в выборе музыки. Так, например, сборники пьес «От 5 до 50» С.М. Слонимского («Романтический вальс», «Любовь принцессы и охотника» из сюиты по сказке немецкого поэта Р. Баумбаха «Принцесса, не умевшая плакать», «Капельные пьески», «Вальс Золушки и принца», «Король-музыкант» из сюиты по сказке братьев Гримм) позволяют и исполнителю, и слушателю познакомиться едва ли не со всем многообразием стилевых направлений современной музыки, сплетением классических и современных композиционных приемов и средств выразительности, что так свойственно творчеству петербургского композитора. Детская музыка Слонимского необычайно интересная, смелая, изобретательная по выразительным приемам и звуковым краскам. В своих произведениях с высочайшим профессиональным мастерством композитор создал свой собственный индивидуальный, содержательный и яркий мир музыки. Детям такая современная музыка нравится, она стимулирует их к творчеству.
Рассмотрим некоторые общие закономерности, присущие современной фортепианной музыке для детей. Это ладовые и ритмические особенности, новые приёмы звукозаписи, техники и фактуры, новые элементы полифонии и политональные сочетания. Кроме привычных в традиционной музыке мажора и минора, в современной детской музыке превалируют лады (диатонические, пентатоника), а также разнообразные виды мажора и минора с увеличенными интервалами, которые часто встречаются в музыке разных стран. Например, у Д.Б. Кабалевского «Труба и барабан» написана в мажорном ладу от «Соль», но с двумя ключевыми знаками (лидийский лад).
К ритмическим особенностям отнесём сложные и переменные размеры. Научить воспринимать и передавать сложные размеры – важнейшая задача. Привычка к периодическим метрам и к квадратной структуре ведет к схематизации мышления, и избежать этого, проходя традиционный репертуар, невозможно.
Если с элементами звукокрасочности учащиеся встречаются в старших классах в пьесах К. Дебюсси, то в современной музыке подобные приёмы встречаются в музыке для самых маленьких.
Одним из самых распространённых элементов является созвучие захватывающее целую гроздь соседних нот – так называемые «кластеры». Очень часто диссонанс разрешается в диссонанс, а разрешение носит часто динамический характер и достигается тихим исполнением второго аккорда.
«Фортепианные флажолеты» – ещё один новый приём звукокрасочности. «Флажолетные» звучания достигаются коротким и сильным взятием в низком регистре отдельных звуков, на которые отзываются открытые струны. («Эхо» С.А. Губайдулиной).
В современной музыке чаще встречается прямая педаль. Иногда ставятся ремарки играть с педалью, но умной, осторожной, чрезвычайно экономной педалью. Отметим, что вопросы художественной педали совершенно неотделимы от вопросов звукового образа.
Фактура современных пьес диктует новые аппликатурные принципы. Они близки к принципам романтиков – первый палец на чёрной клавише, один звук берётся несколькими пальцами и так далее.
Очень часто встречаются пьесы, где партии обеих рук написаны в разных тональностях («Противоречие» Э. Тамберга). Политональные эпизоды приносят пользу, развивая полифоническое мышление ученика.
Основным критерием в педагогическом процессе мы считаем процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей, заинтересованности в современной музыке, насыщенной красивыми мелодическими оборотами, гармониями, ритмами, современными звуковыми эффектами.
Чтобы что-то сказать, изобразить, нужно пережить это внутренне, в противном случае тебе просто не поверят. Умение музыкально мыслить, передавать психологию произведения, выстраивать концепцию произведения – все это должно сочетаться с мастерским владением инструментом, с применением разнообразия приемов темповых, штриховых, а также приемов в области интонационно-звуковой выразительности. Понять современную музыку сложно, но возможно и это требует определенных усилий. Поэтому современную музыку не везде встречают с распростёртыми объятиями. Но чем скорее она придёт к нашим ученикам, тем скорее мы воспитаем музыкально-образованных слушателей, людей, не остающихся глухими к новейшим достижениям всего современного искусства.
Применение в концертной и педагогической практике юных музыкантов ДШИ данных произведений, несомненно, послужит дальнейшему продуктивному развитию современного фортепианного исполнительства и музыкальной педагогики.
Библиографический список
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 2000.
Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1998.
Гамильтон Д. Музыкальное воспитание в современном мире. Советский композитор, М. 1973.
Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики. Л., 2002.