Внеклассное занятие в начальной школе по профориентации «О профессиях разных, нужных и важных»
Цель: расширить представления детей о ценности и важности выбора профессии в современном мире.
Задачи:
- формировать единую картину о мире труда;
- познакомить с типами профессий;
-дать понятие о значении труда в жизни человека и раскрыть важность и необходимость труда для общества;
- воспитывать уважение к людям разных профессий
Оборудование: презентация к уроку, задания для практической работы, книги, наклейки –смайлики, ватманы, маркеры.
Педагог: Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте, о чем сегодня пойдет у нас разговор на занятии.
Человек, что мне построил дом,
Был чужим,
Он не был мне знаком.
Но, присев устало на крыльце,
Думал он о будущем жильце.
Был не друг и вовсе не родня,
Тот, кто шил рубашку для меня.
Но и он, орудуя иглой,
Обо мне подумывал порой.
Никогда, нигде я не встречал
И того, кто туфли мне тачал.
А ведь он с собой наедине
Размышлял частенько обо мне.
Сколько их, друзей в моей стране,
Что все время помнят обо мне.
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем! (слайд 1)
- О чем говорится в стихотворении?
Ответы ребят о теме занятия
Щелчок
Педагог: Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, которые записаны в основном законе – Конституции РФ. СЛАЙД 2
Откройте конституцию по закладке. Прочитайте статью 37. О чем она гласит? Щелчок
Здесь есть статья 37, она гласит: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
СЛАЙД 3
Педагог: А что обозначает слово-профессия? (ответы детей) ЩЕЛЧОК
В современном мире более 40 тысяч профессий. Одни профессии исчезают, другие приходят им на смену, третьи существуют веками.
Ребята, вы уже разделены на 5 групп. Каждая группа сегодня будет изучать определенный тип профессии.
Все профессии можно условно разделить на 5 типов: (рассказывают дети) СЛАЙД 4 ПОСЛЕ НАЗВАНИЯ КАЖДОГО ТИПА ЩЕЛЧОК
«ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА» (самая распространенная группа) – сюда входят профессии, связанные с техникой, обработкой промышленных товаров, переработкой продуктов с/хозяйства и др.
(на доске подборки картинок по типам профессий и названия)
Какая группа профессий на доске подходит к типу Человек-Техника?
Такое название получает 1 команда.
«ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК» - в этих видах деятельности люди взаимодействуют между собой.
Найдите этот тип.
Такое название получает 2 команда.
«ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА» - деятельность человека связана с живой природой.
Найдите этот тип.
Такое название получает 3 команда.
«ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» - труд людей связан с изобразительным искусством, музыкой, литературой и др. деятельностью.
Найдите этот тип.
Такое название получает 4 команда.
«ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» - люди работают со знаками: буквами, цифрами, нотами, картами, схемами и т.п.
Это оставшиеся профессии. Так будет называться пятая команда.
Педагог: Профессий много разных. Давайте попробуем определить - какие профессии принадлежат к каждому типу. Перед вами подборка иллюстраций, изображающих определенную профессию. (Врач,
Изображения отправляются на доску. К названию типа профессии.
У вас на партах лежит список профессий. Ваша задача выбрать только те профессии, которые относятся к ВАШЕМУ типу.
Педагог: Все группы справились замечательно. Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек определенного типа профессии?
На бланке 2 фломастерами напишите те качества, которые необходимы людям вашего типа профессии.
Задание группам: группа пишет на ватмане крупно главные качества, необходимые людям этих профессий.
Вывешиваются ватманы. Оглашают списки по очереди.
Человек-Техника
Аккуратность
Точность действий
Дисциплинированность
Техническая фантазия
изобретательность
Человек-человек
Коммуникабельность
Терпение
Хор настроение
Умение находить общий язык
Человек-природа
Любовь к природе
Доброта
Творчество
Готовность к непредвиденным событиям
Человек- художественный образ
Трудолюбие
Целеустремленность
Воображение, фантазия
Человек- знаковая система
Сосредоточенность
Усидчивость
Внимательность
Замечательно. Каждый тип профессий требует от человека определенного набора умений и качеств.
А сейчас я вам предлагаю попробовать себя в различных специальностях. Саша Михайлов проведет для вас физкультминутку.
Физкультминутка
Я – шофер, помыл машину
Сел за руль, расправил спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины (движения вождения автомобиля)
Подметает дворник двор
Убирает дворник сор (подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту (повороту в стороны)
А сапожник сапоги
Для любой сошьет ноги
К сапогам прибьет подковки
И пляши без остановки (шитье, прибивание молотком)
Наши летчики –пилоты
Приготовились к полёту (руки в стороны, наклоны)
Педагог: Выбор профессии – очень важный шаг в жизни человека.
Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия: (Надо – могу – хочу).
Как вы понимаете эти слова?
Профессия должна быть нужна обществу (Надо), т.е. востребована на рынке труда;
У человека должны быть способности и знания (Могу);
Профессия должна приносить радость и доход (Хочу).
Педагог: Мы достаточно много говорили о профессиях разных, но обратите внимание, что в названии темы есть слово «нужные». А есть ли ненужные профессии? МНЕНИЯ ДЕТЕЙ
Получается, что все профессии одинаково важны: будь это санитарка, гардеробщица, грузчик или бизнесмен, юрист, артист. Согласны?
Педагог:
Да, профессий век не счесть,
Присмотреться время есть,
Кем же вы хотите стать?
Любопытно всем узнать.
Придя в школу вы были совсем малы, но уже говорили о своих мечтах и о том, кем хотите стать. Давайте вспомним, а заодно и познакомим наших гостей с вами, учениками 4 А класса
Презентация – были – стали.
Педагог: Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь.
Педагог: Вы узнали, что все профессии можно разделить на 5 типов: (называют дети).
К какому типу профессии вы бы отнесли себя в будущем?
Возьмите наклейки-смайлики и прикрепите их к ватману с выбранной вами профессией.
Педагог: Подходит к концу наш классный час. Мы много говорили о профессиях нужных и разных. Спасибо группам за работу. Вы молодцы.
Помните:
«Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!»