О реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения
В рамках модернизации системы образования, а именно введения ФГОС в школах, одной из главных задач является обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье. Но столь же важной задачей является и привитие элементарных навыков культуры гигиены, норм и правил поведения в обществе, здорового образа жизни, а так же подготовка выпускников к социализации и адаптации в обществе.
Для решения этих задач мне, как учителю физической культуры необходимо было пересмотреть способ изложения учебного материала, ранее используемые подходы, формы подачи материала. Проделав данную работу, я подобрал более действенные методы и приемы, эффективные технологии работы с данными обучающимися.
На мой взгляд, самой эффективными и актуальными были и остаются здоровьесберегающие технологии. Поэтому в структуре урока я использую ниже представленные элементы.
В водную часть каждого урока обязательно включаю упражнения на координацию движений, на профилактику нарушений осанки, равновесия, плоскостопия, применяю расслабляющие, дыхательные упражнения. Для обучающихся подбираю наиболее приемлемые методы выполнения упражнения.
К каждому обучающемуся необходим индивидуальный подход. С этой целью я должен ознакомиться с результатами медицинских осмотров детей и учесть их в учебно-воспитательной работе. Таким образом при объявлении цели и задачи урока я сообщаю детям о влиянии применяемых на уроке упражнений на здоровье, говорю о возможности применения данных упражнений и игр, для самостоятельных занятий физической культурой, использую развивающие творческие задания, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию. Стараюсь учитывать интересы и склонности обучающихся, их индивидуальные особенности. Все это способствует полноценному физическому развитию, позволяет сохранять и укреплять здоровье детей.
На уроках стараюсь применять игровые технологии в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий. Это укрепляет мотивацию на изучение предмета, вызывает положительные эмоции, подчеркивает индивидуальность детей. Положительные эмоции на уроке это 80% успеха выполнения поставленных задач перед ребенком на уроке.
В работе использую демократический стиль общения. Он позволяет детям свободно высказать свое мнение или предположение по решению той или иной задачи, учит самостоятельно анализировать и реально воспринимать отметки, полученные на уроке, а так же, дать адекватную оценку товарищу проанализировав его деятельность. Все это создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи, что позволяет в дальнейшем брать на себя ответственность.
При оценивании учебных нормативов использую диагностику физического развития, сравнивая достижения начала года и конца года каждого обучающегося. При улучшении показателей, к отметке добавляются баллы. При оценивании техники движений или выполнении комплексов упражнений учитываю как качественные так и количественные показатели. Таким образом, обучающийся соревнуется сам с собой, это формирует готовность улучшать результаты, стремиться достичь поставленную перед собой цель, формирует мотивацию к обучению и создает на уроках положительный эмоциональный настрой. Эффективным приемом, для улучшения показателей, служат соревнования и подготовка к ним.
Также при подходящих погодных условиях занятия физической культурой провожу на улице, это способствует закаливанию обучающихся.
Стараюсь применять технологию дифференцированного образования. Зная сильные и слабые стороны обучающихся с ОВЗ корректирую применяемые на уроке упражнения и игры, подбирая более или менее приемлемые и эффективные, в плане физического развития. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.
Немаловажным в моей работе является использование технологии личностно-ориентированного образования. Это мой ответ на доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, развитие.
Считаю, что используемые мной методы, средства обучения и воспитания позволяют развивать индивидуальным особенности каждого ребенка.