О русском балете.
Подготовила учитель химии
МКОУ «Кислоканская СШ» Катцына Л.Ф.
Цель: Познакомить учащихся с историей русского балета и выдающимися
танцовщиками прошлого и современности.
Слайд 2.

Слайд 3. Из истории русского балета.
Первое балетное представление в России состоялось на масленицу 17 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в Преображенском. Перед началом спектакля на сцену вышел актёр, изображавший Орфея, и пропел немецкие куплеты, переведенные царю переводчиком, в которых превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. В это время по обе стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные разноцветными огнями пирамиды, которые после песни Орфея начали танцевать. При Петре I в России появляются танцы в современном значении этого слова: были введены менуэты, контрдансы и т. п. Им был издан указ, согласно которому танцы стали основной частью придворного этикета, а дворянская молодёжь была обязана обучаться танцам. В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. 4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую в России школу балетного танца — «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу» (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой).
В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение в школе было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании. Дальнейшее развитие балет в России получил в царствование Елизаветы Петровны.
Слайд 4. Из истории русского балета.
В правление Екатерины II балет в России приобрел ещё большую популярность и получил дальнейшее развитие. По случаю её коронации в московском дворце был дан роскошный балет «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны», в котором участвовали знатнейшие вельможи. Известно, что в придворном театре в балетных постановках нередко танцевал наследник престола Павел Петрович. С эпохи Екатерины II в России появилась традиция крепостных балетов, когда помещики заводили у себя труппы, составленные из крепостных крестьян. Из таких балетов наибольшей славой пользовался балет помещика Нащокина.
1766 году выписанный из Вены балетмейстер и композитор Гаспаро Анджолини добавляет к балетным постановкам русский колорит — вводит в музыкальное сопровождение балетных постановок русские мелодии, чем удивил всех и приобрел всеобщую себе похвалу. В начале царствования Павла I балет ещё в моде. Интересно, что при Павле I были изданы особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины, роли мужчин танцевали Евгения Колосова и Настасья Берилова.
Так продолжалось до приезда в Санкт-Петербург Огюста Пуаро. В царствование Александра I русский балет продолжил своё развитие, достигнув новых высот. Своим успехам в это время русский балет, прежде всего, обязан приглашенному французскому балетмейстеру Карлу Дидло, прибывшему в Россию в 1801 году. Под его руководством в русском балете начали блистать такие танцовщики и танцовщицы как Мария Данилова, Евдокия Истомина. В это время балет в России достиг небывалой популярности. Державин, Пушкин и Грибоедов воспевали балеты Дидло и его учениц — Истомину и Телешову. Император любил балетные преставления и почти не пропускал ни одного. В 1831 году Дидло из-за конфликта с директором театров князем Гагариным оставил петербургскую сцену.
Слайд 5.
Вскоре на петербургской сцене начала блистать звездаевропейского балета Мария Тальони.
Она дебютировала 6 сентября 1837 года в балете «Сильфида» и вызвала восторг публики. Такой лёгкости, такой целомудренной грации, такой необыкновенной техники и мимики ещё не показывала не одна из танцовщиц. В 1841 году она распростилась с Петербургом, протанцевав за это время более 200 раз.
Слайд 6.
11 марта 2018 балетная и музыкальная общественность и весь артистический мир отмечает 200-летие со дня рождения Мариуса Петипа.
Француз, которому выпала честь составить славу русского искусства при жизни и спустя столетия после смерти, создал школу и стал символом явления, которое именуется «русский классический балет».
Он родился в Марселе, начал свою артистическую карьеру на сценах Брюсселя, Парижа и Мадрида, но снискал мировую славу именно в России, в Санкт-Петербурге.
Главным домом Петипа стала Мариинка. Отдав ей свыше сорока лет, балетмейстер поставил фактический знак равенства между своим именем и лучшим балетным наследием XIX века. Его главными хореографическими шедеврами — «Спящей красавицей», «Баядеркой», «Дон Кихотом», «Раймондой» — восхищается весь мир.
«Да хранит Бог вторую мою родину, которую я люблю всем своим сердцем»,— к этим слова Мариуса Ивановича добавим еще одно его высказывание:
«Нет балетного представления, где бы ни использовались мои па, но при этом их не удосуживаются даже как следует отрепетировать, да еще забывают упомянуть на афише мое имя. Что же будет после моей смерти? Должно быть, оно тогда и вовсе не будет упоминаться в афишах».
Такого не случилось: Россия чествует своего великого француза.
Официальное празднование 200-летия Петипа еще в 2015 году было инициировано Указом Президента В. В. Путина.
«Балеты Петипа подобны драгоценным камням, которые надо заново вставить в оправу, чтобы их сверкание бросилось в глаза нашим современникам» (Рудольф Нуреев).
В 1848 году в Петербург приехала соперница Тальони — Фанни Эльслер, знаменитая своей грацией и мимикой. Вслед за ней Петербург посетила Карлотта Гризи, которая дебютировала в 1851 году в «Жизели» и имела большой успех, показав себя первоклассной танцовщицей и прекрасной мимической актрисой. В это время балетмейстеры Мариус Петипа, Жозеф Мазилье и др. последовательно ставили роскошные балеты и привлечением талантливых артистов старались выдвинуть балетные представления, к которым начинали охладевать благодаря итальянской опере. Среди балетных критиков того времени был и Виссарион Белинский, отметившийся статьями о Тальони, Герино и Санковской. В царствование Александра II в русском балете начинается выдвижение отечественных талантов. Целый ряд талантливых русских танцовщиков и танцовщиц украшали балетную сцену. Хотя в балетных постановках соблюдалась большая экономия, опытность Мариyca Петипа давала возможность и при небольших финансовых затратах ставить изящные балетные спектакли, успеху которых немало способствовали превосходные декорации художников. В этот период развития русского балета танцы берут верх над пластикой и мимикой.
В царствование Александра III балеты давались в Мариинском театре два раза в неделю — по средам и воскресеньям. Балетмейстером по-прежнему был Мариус Петипа. В это время в Петербурге гастролировали иностранные балерины, из них Карлотта Брианца, которая первой исполнила партию Авроры в балете «Спящая красавица» Петра Чайковского. Ведущими танцовщиками были Василий Гельцер и Николай Домашев.
Слайд 7. Русский балет в 20-ом векн.
Реформатором балетного театра XX в. по праву считается Михаил Фокин . Ввёл в классический танец элементы свободной, фольклорной лексики. Сочинил новый тип спектакля – одноактный балет со сквозным действием. На смену монументальному спектаклю пришёл одноактный балет – миниатюра.
В начале XX века хранителями академических традиций были артисты: Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская, Вера Трефилова, Ю. Н. Седова, Агриппина Ваганова, Ольга Спесивцева. В поисках новых форм Михаил Фокин опирался на современное изобразительное искусство.
Слайд 8. Сергей Дягилев.
Сергей Дягилев родился 19 марта 1872 г. В Новгородской губернии в семье военного потомственного дворянина. Учился музыке в Петербургской консерватории у Н. А. Римского – Корсакова. Редактор журнала «Мир искусств». Организовал ежегодные зарубежные выступления артистов, получившие название «Русские сезоны».
Слайд 9.
На протяжении последующих 20 лет группа «Русский балет Дягилева» выступала в Западной Европе, иногда в Северной и южной Америке, влияние её на мировое балетное искусство огромно. Танцовщики группы «Русский балет» были выходцами из Мариинского и Большого театров: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нежинский и др. В репертуар вошли такие балеты, как «Жизель», «Жар – птица», «Лебединое озеро»…
Слайд 10.
Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 15.

Слайд 16. Выдающиеся мастера балета России
Ида Рубинштейн (1883 - 1960гг.) — российская танцовщица и актриса. Принадлежала к одной из богатейших семей южной России. Дед Иды, Рувим (Роман) Осипович Рубинштейн — основатель банкирского дома «Роман Рубинштейн и сыновья». 2 июня 1909г. впервые выступила в составе антрепризы С. Дягилева Артистка обладала необычно высоким ростом, но её угловатая пластика и продуманно скупая жестикуляция имели успех у публики и критики, писавшей о «гибкости змеи и пластичности женщины», о «сладострастно окаменелой грации» Рубинштейн. Уникальный образ, созданный артисткой, сохранялся и в её дальнейших работах.
Слайд 17.
Анна Павлова (1881 – 1931гг.) — русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, впервые представив искусство балета во многих странах.
Слайд 18.
Тамара Карсавина (1885 – 1978гг.) — русская балерина Солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева и часто танцевала в паре с Вацлавом Нижинским. После революции жила и работала в Великобритании
Слайд 19.
Галина Уланова ( 1909 — 1998гг.) — русская советская балерина, балетный педагог. Народная артистка СССР (1951). Дважды Герой Социалистического труда (1974, 1980гг.). Лауреат Ленинской премии (1957) и четырёх Сталинских премий. В 1944—1960 гг. Уланова была ведущей балериной Большого театра, где также блистала в «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта» 91947), «Бахчисарайский фонтан» (1944) и др. Вершиной трагедийного танца Улановой стала роль Жизель (особенно в сцене сумасшествия.
Слайд 20.
Вацлав Нежинский (12 марта 1889, Киев — 8 апреля 1950, Лондон) — российский танцовщик и хореограф польского происхождения, родившийся на Украине, один из ведущих участников Русского балета Дягилева. Хореограф балета «Весна священная». Похоронен во Франции. Могила находится на кладбище Монмартр в Париже
Слайд 21.
Майя Плисецкая (1925 - 2015гг.) — советская артистка балета, прима - балерина Большого театра СССР с 1948 по 1990 год. Герой Социалистического труда (1985). Народная артистка СССР (1959) [ . Лауреат Ленинской премии (1964), премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат множества других наград и премий [ , почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.
Также снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; автор нескольких мемуаров. Была супругой композитора Р. Щедрина. Считается одной из самых величайших балерин XX века.
Слайд 22.
Марис – Рудольф Эдуардович Лиепа ( 1936 – 1989гг. ) — советский латвийский солист балета , балетмейстер , балетный педагог , актёр кино . Народный артист СССР(1976г.) . Лауреат Ленинской премии (1970г.)
Слайд 23.
Владимир Викторович Васильев (1940г.) — советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, художник и актёр, педагог. Народный артист, Лауреат всевозможных премий. В 1958г. окончил МАХУ по классу М.Габовича, 1958г. Стал солистом балетной группы Большого театра, где проработал больше30 лет. В совершенстве овладев искусством танца, за годы карьеры Васильев станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов».
Слайд 24.
Екатерина Сергеевна Максимова (1939 - 2009) ― выдающаяся советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, педагог. Народная артистка СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1981). Воспитанная в лучших традициях академической школы, Максимова обладала лёгким, упругим прыжком, стремительно-чётким вращением, природной грацией, изящной мягкостью линий. Её танец был отмечен элегантностью, технической виртуозностью, филигранно отточенными деталями.
Слайд 25.
Николай Максимович Цискаридзе (1973г.) — российский артист балета и педагог, солист балета Большого театра в 1992—2013 гг., Народный артист России (2001), Народный артист Северной Осетии, дважды лауреат Государственной премии России(2001,2003), трижды лауреат театральной премии «Золотая маска». Член Совета при Презеденте РФ по культуре и искусству (с 21 июля 2011). В 2014 г. — избран ректором Академии русского балета им. Вагановой.
http://www.classicalmusicnews.ru/anons/200-letie-so-dnya-rozhdeniya-mariusa-petipa/
https://videouroki.net/razrabotki/russkiy-balet-prezentatsiya.html
http://900igr.net/prezentacija/muzyka/balet-lebedinoe-ozero-48543/marius-petipa-15.html