Тренинговое занятие «О самодисциплине и
правонарушении школьника»
Радкевич Наталья Александровна
социальный педагог
специалист второй квалификационной категории
ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 37»
Аннотация. Переход современного образования на личностно-ориентированную модель образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности. Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии Луганской Народной Республики, мы понимаем, что живем в сложный переходный период, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. Проблема формирования в обществе устойчивого уважения к закону и преодоления правового нигилизма требует от образовательных учреждений создания надлежащих условий для приобретения учащимися знаний о своих правах, свободах и обязанностях, повышения их уровня правовой культуры, внедрения в сознание идей добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм. Специфическая задача школы заключается в проведении ранней профилактики предупреждения правонарушений. Основой ранней профилактики является развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения посредством привлечения учащихся к активным формам обучения, популяризация знаний о правах и обязанностях человека, освоение учащимися нормативных правовых актов Луганской Народной Республики, в которых закреплены права и обязанности человека.
Ключевые слова: закон, право, обязанность, свобода, правонарушение, профилактика, дисциплина, самодисциплина, культура.
Цель: Повышать уровень правовой культуры учащихся.
Задачи:
Развивать умения целостно представлять личную ответственность за совершаемые правонарушения и преступления.
Развивать умения вести себя в соответствии с правилами поведения, правилами этикета.
Развивать умения ставить цели и планировать свои действия.
Развить умения настойчиво работать над собой.
Развивать навыки коммуникативных способностей учащихся.
Развивать навыки положительной гражданской позиции.
Развивать навыки самодисциплины.
Целевая аудитория: класс (7-11 классов), родители.
Продолжительность занятия: 1.5 часа.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, сборник видеороликов, 2-3 презентации, «следы» из листов белой бумаги, другие листы бумаги, ручки и карандаши, фломастеры и маркеры, мяч (игрушка), бланки-шаблоны заданий, плакат с правилами работы, музыкальное сопровождение.
Структура тренингового занятия
№ п/п | Виды работ | Ориентировочная продолжительность мин. | Ресурсное обеспечение |
| Приветствие. «Вступительное слово о цели встречи» | 3мин. | Текст |
| «Имя-профессиональное качество» | 5мин | Мяч или игрушка, слайд с перечнем синонимов ПК |
| Повторение правил работы в группе | 5мин | Слайд с перечнем правил |
| «Закон об образовании. Статья 41. Обязанности и ответственность обучающихся» | 5мин. | Видеоролик о школьной жизни учеников |
| «Закон об образовании. Статья 42. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» | 5мин. | Видеоролик о школьной жизни учеников с родителями |
| «Возраст, по достижении которого наступает административная и уголовная ответственность» | 5мин. | Слайды с текстом |
| «Ответственность учащихся» | 10мин. | Слайды с перечнем нарушений |
| «Виды юридической ответственности» | 10мин | Слайды с 4видами юридической ответственности, задания на листочках |
| «Что такое дисциплина?» | 5мин | Слайды с высказываниями, видеоролик как нарушается дисциплина в школе |
| «Что такое самодисциплина?» | 3мин | Текст |
| «Чтобы быть дисциплинированным, нужно развивать самодисциплину?» | 5мин. | Презентация. Стив Павлин. 5 столпов самодисциплины |
| «Постановка задач и определение порядка действий» | 10мин. | Видеоролик, задания для команд |
| «Подросток, закон и самодисциплина» | 15мин. | Задания для команд, слайды с подсказками |
| «Рефлексия занятия» | 5мин. | Текст вопросов |
| «Итог занятия» | 5мин. | Вручение памяток, слова благодарности, приглашение на следующую встречу |
Ход тренингового занятия
«Приветствие. Вступительное слово»
Человек, общество, семья – все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством, другие (их называют нравственными) живут в обычаях, традициях народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность. Быть дисциплинированным значит соблюдать нормы закона и правила поведения в обществе. Сегодня мы поговорим о видах правонарушений в школе и самодисциплине, которая помогает быть дисциплинированным.
Упражнение «Имя – персональное качество»
Цель: создание положительной атмосферы в группе, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Все участники, передавая мяч (игрушку) по кругу, называют свои имена и какое-либо персональное качество, начинающееся на первую букву имени. Например, Наталья – независимая, надежная, нужная. На экране слайд с перечнем по алфавиту возможных персональных качеств.
Упражнение «Повторение правил работы в группе»
Цель: создание условий для благоприятной работы.
Ведущий: Предлагается обсудить ряд правил, которыми будут руководствоваться все участники занятия-тренинга.
Доверительный стиль общения.
Общение по принципу «Здесь и сейчас».
Персонификация высказывания (от собственного имени).
Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Недопустимость оценок в адрес другого.
Активное участие во всех упражнениях.
Уважение к говорящему или принцип активного слушания.
Упражнение «Закон об образовании. Статья 41. Обязанности и ответственность обучающихся»
Цель: выяснить повседневные школьные обязанности и ответственность учащихся согласно закону об образовании.
Учащиеся смотрят видеоролик, в которой дети идут в школу, их встречают учителя, администрация, дети нарушают дисциплину на уроке и перемене.
Ведущий: Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и ответственность за их выполнение, неисполнение которых может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности. Сейчас мы постараемся вспомнить, закрепить, а может и приобрести знания о своих школьных правах и обязанностях. Каждый школьник и его родители знают закон Луганской Народной Республики «Об Образовании», который был принят в сентябре 2016г. (03.09.2016 № 128-II). В законе «Об образовании» есть статьи 41 и 42, в которых говорится о правах, обязанностях и об ответственности несовершеннолетних и их родителей (законных представителей).
Участник 1: Статья 41. Обязанности и ответственность обучающихся.
Ст.41 п.1 пп.2. Учащиеся обязаны выполнять требования устава школы, правила внутреннего распорядка. Ст.41 п. 4. За неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из школы.
Участник 2: Статья 41 п.1 пп.1. Обучающиеся обязаны: добросовестно осваивать образовательную программу выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. Статья 41 п.1 пп.4. уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.
Упражнение «Закон об образовании. Статья 42. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»
Цель: выяснить повседневные обязанности и ответственность родителей (законных представителей) согласно закону об образовании.
Просматривается видеоролик, где родители поощряют или не замечают нарушения дисциплины учащегося в школе.
Ведущий: сейчас мы узнаем об обязанностях и ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования.
Участник 1: Закон ЛНР «Об образовании» Статья 42. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». Ст.42 п.1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Статья 42 п.2. Школа оказывает помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании, охране и укреплении их здоровья, развитии индивидуальных способностей.
Участник 2: Статья 42 п.4 Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования; соблюдать правила внутреннего распорядка школы уважать честь и достоинство других учеников и работников школы, не создавать препятствия для получения образования другими обучающимися.
Ведущий: В этой же статье закона ЛНР «Об образовании» говорится и о наказании, если родители не выполняют свои обязанности родителей в сфере образования. Статья 42 п.6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Законом и иными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством в частности Кодексом об Административной ответственности Луганской Народной Республики статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Упражнение «Возраст, по достижении которого наступает административная и уголовная ответственность»
Цель: выяснить и запомнить возраст, по достижении которого наступает административная и уголовная ответственность несовершеннолетних; выяснить, кто несет ответственность за несовершеннолетних до достижения возраста уголовной и административной ответственности.
Ведущий: Предлагает просмотреть краткую (2-3 слайда) презентацию о том, когда человек, живущий в социальном обществе начинает нести ответственность за свои поступки согласно закона и кто за него отвечает до этого времени.
Участник 1: В Уголовном Кодекс Луганской Народной Республики (сокращенно: УК ЛНР), принятым в июле 2016г. с изменениями (08.07.2016 № 105-II) в Статье 20 п.1. сказано: Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. В статье 20 п.2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности по 22-м статьям. Вот некоторые из них:
Участник 2: Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 113), за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 119), за похищение человека (статья 134), за насильственные действия сексуального характера (статья 141), за кражу (статья 171), за грабеж (статья 180), за разбой (статья 181), за вымогательство (статья 182), за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 246), за хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 253), за вандализм (статья 254), за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 281), за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 327).
Участник 1: В Кодексе об Административных Правонарушениях Луганской Народной Республики (сокращенно: КоАП ЛНР), принятым в марте 2016г. с изменениями (18.03.2016 № 197-ПЗ/16) в Статье 2.3. говорится о Возрасте, по достижении которого наступает административная ответственность:
Статья 2.3.п.1. КоАП ЛНР: «Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет».
Упражнение «Ответственность учащихся»
Цель: выяснить причины, по которым учащегося можно поставить на внутишкольный учет (сокращенно – ВШУ)
Ведущий: Сейчас мы вспомним о самом первом наказании и о причинах, по которым учащегося можно поставить на учёт за правонарушения. В каждой школе работает Совет профилактики, который состоит из администрации школы, опытных педагогов, представителей школьного самоуправления, представителей социальных служб города, представителей МВД республики. Результаты решений Совета профилактики передаются в комиссию по делам несовершеннолетних (сокращенно КДН) в управление образованием администрации города Луганска. Учащийся, который поставлен на учет в школе, подлежит систематической проверке органов управления: его учебы, работы, положения в семье и т.д. Вот перечень нарушений учащимися:
Участник 1:
нарушение Устава школы: систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие во время проведения контрольных работ, смех, выкрики, разговоры на уроках;
пропуски учебных занятий (прогулы);
постоянные драки, грубость, сквернословие;
драки, приводящие к телесным повреждениям;
курение;
употребление спиртных напитков;
совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой его в органы милиции;
Участник 2:
совершение преступления или соучастия в нем;
систематическая порча государственного и личного имущества;
издевательства над маленькими или более слабыми учащимися, над учащимися другой национальности (нарушение Международной конвенции) ООН по правам ребенка, Конституции ЛНР);
единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза здоровью другого человека;
совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность.
Совет профилактики так же контролирует нарушения со стороны родителей, А именно:
невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего;
уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, неработа на уроках).
Ведущий: Сейчас мы вспомним некоторые виды и их некоторые наказания за правонарушения, совершаемыми подростками.
Участник 1:
Хулиганство (Ст. 253 УК ЛНР)
Хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается, штрафом от 50-ти до 100 минимальных зарплат либо арестом на срок до 2-х - 7 лет лишения свободы.
Мошенничество (Ст. 172 УК ЛНР). Уголовная ответственность за мошенничество наступает с 16 лет.
Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, наказывается, штрафом до 15-ти - 50 минимальных зарплат либо арестом на срок до 2-х - 7 лет лишения свободы.
Вымогательство (Ст. 182 УК ЛНР)
Вымогательство, т. е. требование передачи чужого имущества или права на имущество под угрозой применения насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества, наказывается, ограничением свободы на срок до 4-х лет с выплатой штрафа до 200 минимальных зарплат;
Участник 2:
Кража (Ст. 171 УК ЛНР)
Кража – это тайное хищение чужого имущества, наказывается, штрафом до 20-ти минимальных зарплат либо арестом на срок до 2-х лет лишения свободы.
Вандализм (Ст. 254 УК ЛНР).
Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, (например, школьные парты) наказывается, штрафом в размере до 5-ти минимальных зарплат, исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Упражнение «Виды юридической ответственности»
Цель: выяснить практически виды юридической ответственности
Ведущий: Сейчас мы напомним себе о том, какие виды ответственности существуют. Прошу внимательно слушать и смотреть на экран, потому что нам предстоит на практике разобраться, какую ответственность мы несем в повседневной жизни.
Участник 1: Существует 4 вида юридической ответственности:
1-й вид ответственности: Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, насильственные действия различного характера, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство) На каждое нарушение существует отдельная статья, номера которых вы видите на экране.
Участник 2: 2-й вид ответственности: Административная ответственность. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, нарушение родителями родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего ребенка.
Участник 1: 3-й вид: Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность – это нарушение связанное с нарушением установленного в коллективе порядка, обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу (на урок), прогул без уважительной причины (пропуски занятий в школе).
Участник 2: 4-й вид: Гражданско-правовая ответственность. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь).
На слайде показано краткое содержание 4-х видов ответственности.
Ведущий: У меня в коробке находятся бумажные листики, на которых написаны варианты юридической ответственности. Каждый из вас вытянет листик, прочитает вслух задание и ответит к какому виду ответственности оно относится. Смотрим на слайд для подсказки:
Порвал учебник одноклассника (Гражданская)
Появление подростка на улице в нетрезвом виде (Административная)
Избил одноклассника (Уголовная)
Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)
Совершил прогул, опоздал (Дисциплинарная)
Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)
Разбил мячом окно. (Гражданская)
Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)
Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (Уголовная)
Подростки писали на стенах нецензурные слова. (Административная)
Пассажир автобуса не оплатил проезд (Административная).
Учащиеся угнали автомашину и разбили ее (Уголовная).
Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (Административная).
Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!» (Уголовная).
Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» (Уголовная).
Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба (Уголовная).
Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения (Уголовная).
Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете (Уголовная).
Коля заставил малыша дать 10 рублей (Уголовная).
Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания (Административная).
Упражнение «Что такое дисциплина?»
Цель: выяснить суть понятия «дисциплина», ее определение.
На экране презентация (2-3 слайда) с крылатыми высказываниями.
Ведущий: Мы рассмотрели некоторые виды правонарушений и узнали, какая ответственность за них предусмотрена согласно законам Луганской Народной Республики. Человек, общество, семья – все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством, другие (их называют нравственными) живут в обычаях, традициях народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.
Участник 1 «Дисциплина — это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь» (Джон Р. Максвелл американский гольфист, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1904…1871-1906).
«Нельзя проводить две дисциплины: одну для рабочих, а другую — для вельмож. Дисциплина должна быть одна» (Иосиф Виссарионович Сталин российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель, генералиссимус, Генсек Ц… 1879-1953 XIII конференция РКП(б))
«Вы не достигнете ничего без упорной работы. Посвящать всего себя любимому делу и прилагать все усилия – это наиболее важные принципы для меня. Жизнь, как загадка, и каждый день есть новая часть головоломки, которую необходимо поставить на свое место. Чтобы достичь успеха, вы должны соблюдать правила и дисциплину» (Криштиану Роналду португальский футболист 1985)
Участник 2 «Когда человек берёт на себя серьёзный риск, ему необходима внутренняя дисциплина» (Джордж Сорос американский трейдер, финансист, инвестор, филантроп 1930)
«Счастье – это вопрос порядка и дисциплины» (Карл Лагерфельд немецкий модельер 1933-2019)
«Дисциплина – первый признак победы» (Александр Васильевич Суворов российский полководец 1730-1800)
Сценка или видеоролик о том, как нарушается дисциплина в школе (видеоролики из Ералаш).
Ведущий: Ребята, давайте пообсуждаем, как вы думаете – что такое дисциплина? (обсуждение ребят – 1-2 мин). После слайд с определением: «Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, который отвечает нормам и правилам морали»
Упражнение «Что такое самодисциплина?»
Цель: выяснить суть понятия «самодисциплина», ее определение.
Ведущий: Ребята, а вы нарушаете дисциплину?
Ребята: - Да. (переговоры ребят 1 мин).
Ведущий: Вы понимаете – необходимо соблюдать дисциплину, но нарушаете правила поведения на уроках, переменах, на общественных мероприятиях. И как же быть? С одной стороны – надо быть дисциплинированным, чтобы добиться успеха, а с другой стороны дисциплина нарушается. Ребята, еще есть такое понятие как самодисциплина. Самодисциплина – это не только соблюдать правила поведения, но и стремиться их соблюдать. Это стремление заключается в вашем решении уметь властвовать собой. Быть САМОдисциплинированным.
Упражнение «Чтобы быть дисциплинированным, нужно развивать самодисциплину?»
Цель: выяснить связь между понятиями «дисциплина» и «самодисциплина, определить порядок действий».
Ведущий: Ребята посмотрим, на чем основана самодисциплина.
5 столбов самодисциплины. Презентация по Стиву Павлину
http://www.allstevepavlina.ru/self-discipline-industry/
Заканчивается презентация рекомендацией советского педагога В.А.Сухомлинского, как научиться самодисциплине:
«Тебе не хочется подниматься в семь часов, разгневайся на себя, заведи будильник на шесть, поднимись с постели мгновенно, как только услышишь звонок. Сделай зарядку, умойся, оботри тело влажным полотенцем, пойди в сад, полей цветы, посмотри, как поднимается солнце, присмотрись, как пробуждается природа, потом сядь за книгу, почитай, потом рисуй… Ты убедишься, как это радостно – заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих влечений. Пусть «не хочется» отступит – ты почувствуешь себя хозяином своей воли…».
Упражнение «Постановка задач и определение порядка действий»
Цель: выяснить методику развития самодисциплины.
Просмотр отрывка из видеоролика Джоко Виллинка «Дисциплина – это свобода» https://www.youtube.com/watch?v=6yfSbLj7eJo
Справка. Джон Греттон "Джоко" Willink (родился 8 сентября 1971 года) Джоко Виллинк:
20 лет службы «морским котиком» от инструктора до боевого офицера;
командир подразделения отличившегося при в битве за Рамади в 2006;
сооснователь компании которая обучает Майкрософт, Шелл, Боинг техникам управления;
соавтор бестселлера «Экстремальная ответственность: как „морские котики“ ВМС США идут вперед и побеждают».
Ведущий: Основной метод развития самодисциплины состоит в решении задач, которые вам необходимо решить для достижения желаемого результата, т.е. для достижения поставленной цели. Как можно успешно решить задачу? Прежде всего, необходимо эту задачу сформулировать, т.е. записать на листе бумаги. Это первый шаг. Второй шаг – продумать, какие действия надо сделать, что сначала, а что потом, т.е. записать порядок действий в достижении правильного результата поставленной задачи.
У нас есть четыре команды по пять человек. Каждая команда получает задание. Каждый член команды ставит задачу и план действий, совместно обсуждают и выступают с ответом.
Например, Вообразите, что для участия в соревнованиях вам нужно сбросить 2 кг.
Поставим перед собой и запишем задачу и план наших действий, чтобы успешно решить эту задачу.
Задача. Сбросить 2 кг
Действия. Принять это решение;
Распределить время;
Включить новые эффективные упражнения в свои тренировки;
Проанализировать свой рацион питания;
Контролировать промежуточные результаты;
А теперь на листочках поставьте и запишите задачу и какие действия нужно совершить, если вообразите себе следующее:
Команда 1Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам на подготовку домашнего задания по всем предметам нужно затрачивать 3 часа.
Задача.
Действия
Команда 2 Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам нужно самим без помощи других вставать утром в нужное время.
Задача.
Действия
Команда 3 Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам нужно по биологии за четверть получить пять.
Задача.
Действия
Команда 4 Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам на каждом уроке соблюдать дисциплину.
Задача.
Действия
Обсуждение результатов работы в группах.
Ведущий: Что мы еще не учли? Если мы будем делать одно и то же изо в день, не добавляя задачи, не улучшая условия, то, очевидно, не станем сильнее, не воспитаем самодисциплину. Не нужно сравнивать с другими, с прошедшими событиями. Чем дольше мы будем стараться делать дисциплинированные шаги, тем сильнее мы становимся.
Планируя свой день, помните о часах умственной активности в течение дня, не забывать вечерние часы для отдыха. Если мы ответственно подошли к составлению своего распорядка дня, то нас не застать в позднее время за выполнением уроков или совсем забывшими выполнить домашнее задание.
А, как мы знаем, невыполнение домашнего задания является правонарушением (нарушается Устав школы)
Ведущий: Мы, немножко подучились, и пришло время поиграть
Игра «Подросток, закон и самодисциплина»
Цель: снятие внутреннего напряжения и сплочение группы учащихся.
Ведущий: Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, на который вам необходимо ответить одним словом. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Конкурс 1 «Разминка»
Что такое право? (Норма, правило).
Что является основным законом нашего государства? (Конституция).
Защитник на суде? (Адвокат)
С какого возраста наступает уголовная ответственность?(С 14-16 лет).
Обвинитель на суде? (Прокурор)
Как называется открытое хищение имущества? (Грабёж).
Как называется нападение с целью овладения имуществом (Разбой).
Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (Преступление).
Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения. (Алиби).
Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест).
Незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов. (Контрабанда).
Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).
Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. (Потерпевший).
Преступление, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни другого человека. (Убийство).
Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (Штраф).
Шуточные вопросы:
Как называется покушение на убийство, разрешённое мушкетёрам в 16 веке? (Дуэль).
Информация, распространяемая старушками? (Слухи)
Чьей тюрьмой 2000 лет была лампа? (Джина).
Кого эксплуатировал Карабас-Барабас? (Кукол).
Кто посягал на личную неприкосновенность Красной Шапочки? (Волк).
Героя какой сказки посадили в самом начале? (Репка).
Где нашла политическое убежище Белоснежка? (У гномов).
Поп-группа российской эстрады с криминальным названием? («Отпетые мошенники»).
Кто пользуется правом свободного перемещения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)
Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная Королева)
Ведущий: В следующем конкурсе нам необходимот квалифицировать преступление (правонарушение). Перед вами лежат таблицы, в первом столбце которых перечислены различные преступления и правонарушения. Команды должны заполнить второй столбик, то есть дать юридические названия данным деяниям. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл. Для правильной квалификации вы можете использовать УК ЛНР и КоАП ЛНР. Приступайте.
Конкурс 2 «Квалифицируйте преступление»
№ п/п | Преступления, правонарушения | Юридическое название |
1 | Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!» | Вандализм |
2 | Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете | Кража |
3 | Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» | Угон |
4 | Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | Заведомо ложное сообщение об акте терроризма |
5 | Коля заставил малыша дать 10 рублей | Вымогательство |
6 | Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | Хулиганство |
7 | Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | Оскорбление |
8 | Витя отобрал у Кости CD-плейер | Грабеж |
Ведущий: На следствии многие правонарушители часто придумывают то, чего не было, и рассказывают сказочные истории про себя. Мы с вами тоже любим сказки. Давайте вспомним некоторые из них в конкурсе «Сказочный юрист». Каждая команда вспомнит 2 сказки, которые получит в результате жеребьевки (достать из коробки).
Нам необходимо по описанию сюжета сказки увиденного глазами юриста вспомнить название сказки. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Итак, начинаем.
Конкурс 3 «Сказочный юрист»
В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц, и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»).
Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»).
В этой сказке речь идёт об искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»).
В этой сказке речь идет о трех братьях близнецах, которые подверглись нападению злого серого разбойника. Мужество и смекалка старшего брата помогли сохранить жизнь и здоровье близнецов. («Три поросенка»).
В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»).
В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде»).
В этой сказке родители (законные представители) нарушили обязанности по воспитанию несовершеннолетних, в результате чего произошло похищение ребенка летающим коллективом, повлекшее за собой уход из дома несовершеннолетней сестры, приведшее к угрозе жизни обоим несовершеннолетним. (Сказка «Гуси-лебеди»).
В этой сказке, в результате несанкционированного проникновения на территорию частной собственности, произошла порча имущества трех особ, повлекшая за собой материальный ущерб, приведший владельцев к планированию захвата заложника. (Сказка «Три медведя»)
Ведущий: В конкурсе «Правоведы» к шуточным четверостишиям с правонарушениями и последующими за них наказаниями приложен комментарий с выдержкой из Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях ЛНР. Наша задача соотнести четверостишие с комментариями. Например:
Дорогу на «красный» юнец пересек,
Дядя в погонах мальчишку засек.
За это юнцу отвечать уж пора –
Шестнадцать исполнилось парню вчера.
Комментарий:
Статья 12.31 (КоАП ЛНР). Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двухсот до трехсот российских рублей.
Конкурс 4 «Правоведы»
Каждой команде предлагается по 1 четверостишию, за правильный ответ команда получает 1 балл. При выполнении задания можно пользоваться УК или КоАП ЛНР.
Задания для 1 команды:
Мальчик любил позабавить прохожих,
Им он кричал: «Ну и страшная рожа!»,
Вот только забыл про одно сорванец-
Штраф выплатят точно мать иль отец.
Комментарий: Статья 20.1. (КоАП ЛНР) Мелкое хулиганство
Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью, оправлением естественных надобностей в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч российских рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. 2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч российских рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Задания для 2 команды:
В спасателя маленький Вася играл,
Он людям карманы от денег спасал.
Но за руку быстро мальчишку схватили,
В милицию сдали и дело «пришили».
Комментарий: Статья 171. Кража (УК ЛНР) 1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Задания для 3 команды:
Подарили Женечке фотоаппарат,
Стать папарацци он будет очень рад.
Но творческих порывов не оценил сосед,
За шантаж мальчишке дали пару лет.
Комментарий: Статья 182 (УК ЛНР). Вымогательство
1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Задания для 4 команды:
Маленький мальчик звонил по «ноль-два»,
Про бомбу в школе поведал сперва.
Милиция быстро нашла пацана!
Штраф двести тысяч – вот шутки цена.
Комментарий: Статья 246 (УК ЛНР). Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
1. Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий,- наказывается штрафом в размере до тридцати минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Дополнительные задания на случай спорных ситуаций:
Стать режиссером мальчишка решил.
Он видеокамеру ловко стащил.
И пусть на суде мальчик станет реветь,
Судья ведь не мама – не будет жалеть.
Комментарий: Статья 171. Кража (УК ЛНР)
1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Маленький мальчик в большом магазине
Матом ругался, катался в корзине,
Бабуси и деды вздыхали не зря!
Милиция вмиг усмирит дикаря.
Комментарий: Статья 20.1. Мелкое хулиганство (КоАП ЛНР)
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью, оправлением естественных надобностей в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч российских рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. 2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч российских рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Конкурс 5 «Раскрой преступление»
Ведущий: Наша игра подходит к концу. На завершающем этапе мы раскроем преступления и сделаем выводы о том, что надо делать, чтобы соблюдать порядок и таких происшествий избегать.
Первая и третья команды образуют одну следственную группу, а вторая и четвертая – вторую следственную группу. Методом жеребьевки команды определяют задание
1 задание:
Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (расклеены в кабинете). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании.
Слова на следах:
всем по 16 лет (2)
в парке (4)
пили пиво на скамейке (6)
пошли гулять (3)
день рождения Вани (5)
друзья (1)
подошли сотрудники полиции (9)
ругались нецензурной бранью (8)
мальчики шумели (7)
Текст: Друзья, которым всем по 16 лет пошли гулять в парке. У Вани было день рождение, и мальчики пили пиво на скамейке. Мальчики шумели, ругались нецензурной бранью. К ним подошли сотрудники полиции.
Вопросы: Накажут ли друзей? Если да, то за какие правонарушения.
2 задание
Ведущий: Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (расклеены в кабинете). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании преступления.
Слова на следах:
Вите 16 лет
Витя (1)
сбежал с урока (2)
пошел гулять (3)
встретил мальчика Гену из соседней школы (4)
стал его бить (5)
у Гены сильные побои, перелом (6)
Витя отобрал телефон у Гены (7)
Текст: Вите 16 лет, он сбежал с урока, и пошел гулять. Встретил мальчика Гену из соседней школы, стал его бить. У Гены сильные побои, перелом. Витя отобрал телефон у Гены.
Подлежит ли Витя ответственности? Какой вид наказания ему грозит?
Рефлексия занятия
Цель: обсудить мнения относительно работы и взаимодействия на тренинговом занятии, определить микроклимат и настроение каждого участника группы.
Процедура: социальный педагог предлагает участникам по кругу ответить на вопросы.
Вопросы для обсуждения:
С каким настроением я ухожу?
Что новенького я узнал на занятии?
Как я в настоящий момент могу оценить свои умения понимать себя, другого и окружающий мир?
Оправдались ли мои ожидания от занятия?
Итог занятия (подведение итогов занятия)
Цель: мотивация участников занятия на дальнейшие самосовершенствования.
Литература
Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. СПб.: Речь, 2010. - 256 с.
Андрияхина, Н. В. Работа педагогов по профилактике правонарушений: три занятия для системы повышения квалификации / Н. В. Андрияхина, Г. И. Миронова // Классный руководитель. — 2006.— № 5. — С. 17—37.
Араминова, В. В. Профилактика употребления психоактивных веществ / В. В. Араминова, М. И. Губанова, Е. И. Митькова [и др.] // Воспитание школьников. — 2003. — № 6. — С. 30—31.
Горшенин Л. Г. Подросток, характер, проблемы. М., 1993.
Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение погружение в общение. - М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997. - 224с.
Макеева А. Г. Не допустить беды. Помогая другим, помогаю себе. Пособие для работы с учащимися 7-8 классов. Под ред. М. М. Безруких. М., «Просвещение», 2003.
Макеева А. Г. Не допустить беды. Разумный выбор. Пособие для работы с учащимися 8 – 9 классов. Под ред. М. М. Безруких, М., «Просвещение», 2003.
Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9.