О том, как дома строились и пряники печатались
Беседа для детей младшего школьного возраста
Наверное, каждому из нас интересно узнать, как жили люди раньше, к чему стремились и что делали, чтобы мир вокруг был добрее и красивее. Чем отличался в давние времена быт людей простых и знатных? Какие у них были дома и мебель? Все дома, конечно, имели крышу и стены, окна и двери, у всех в домах стояли столы, лавки и печи. Но у простых людей крыша была покрыта досками или соломой, а у бояр- железом, керамикой узорной. Да и называли дом крестьянской избой, а боярский – палатами, теремами. Крестьянская изба, чаще всего, была одноэтажной, а в ней большая горница для всей семьи. Палаты боярские – каменные , двух или трехэтажные. Окна в них украшались коваными узорчатыми решетками и цветной слюдой. Ладно сработанное, высоко поднятое деревянное здание, или часть его называли теремом, а большое деревянное жилье из нескольких построек, соединенных одной крышей и переходами – хоромами. Жилые покои освещались в старину восковыми свечами ( или лучиной) и, как водилось, в известной всем людям час (в 5 часов вечера зимой) во всех домах гасили огни и ложились спать, а в 4-5 часов утра уже кипела работа.
Люди в старину – и простые, и знатные любили украшать свои дома и многое умели делать своими руками. Как вы думаете, ребята, что делали люди сами? (ответы детей)
Вы правы, мебель изготовляли сами, и была она у всех деревянная, только разная по формам и узорам, совсем простая и очень нарядная. Стены и потолки горниц побогаче расписывались цветами и травами, а крестьяне украшали росписью сундуки и прялки (показ иллюстраций). В очень богатом доме стены и потолки обивались досками и голландской позолоченной кожей с тисненным рисунком ( как сегодня обои). Если заглянуть в царские покои, то на стенах можно увидеть изображения святых, сцены священной истории, тяжелые узорчатые подсвечники – канделябры. А в них свечи витые восковые.
Вдоль стен крестьянской избы стояли лавки (показ иллюстрации), такие широкие, что на них можно было спать. В боярском доме были такие же лавки, но они покрывались бархатными и шелковыми тканями – полавочниками. В переднем, «красном» , обращенном на восток углу избы крестьянского и боярского дома находились иконы – святые. Столы в крестьянском доме ставились под иконами. У крестьян столы были простые, покрывались холщовой скатертью, а у бояр – украшались резьбой и скатертями узорными ручной вышивки. В боярском доме уже в то время были картины, портьеры, скульптура дорогая заморская, которую особо почитали на Руси в домах любого достатка.
Богатые люди составляли свой « гастрономический календарь». Как вы думаете. что это такое? (предположения детей). Это расписание блюд на целый год, причем счет велся по церковным праздникам, по «мясоедам и постам» Так, что для каждого дня соответственно его значению был «свой стол».
Не забывали, однако, и о детях.
Так уж повелось, что все коренные русские любили сладкое, вот и пекли мастерицы вкуснейшие, сказочно красивые пряники и коврижки – наше национальное печиво . Возьмёшь в руки такой пряничек – «козулю» и залюбуешься. Козули-то были, кроме вида забавного и для еды благоудобные» (С. Писахов).
Давно ушедший быт унес с собой и загадку происхождения ритуального печива – рождественских козуль, козуль, которыми славилась Архангельская земля. Вот они: птица, конек, олень, лошадка, звезда, дом, елка - уже современные (показ иллюстраций). Дед Мороз и Снегурочка украшены тонкой ленточкой цветной или сахарной глазури (чаще розовой). Козульщицы – мастерицы не умеют рисовать, а вот возьмут трубочку с глазурью и по силуэту фигурки творят рисунки, перенятые у бабушек и прабабушек. К обрядовому печиву также относятся и мартовские «жаворонки» с «глазками» из черники и изюма, каргопольские «тетеры», выпекаемые к 21 марта – дню весеннего равноденствия.
И сегодня мы с вами будем «печь» козули как настоящие мастерицы, но только из соленого теста. Перед вами иллюстрации настоящих архангельских козулей, глядя на них вы сможете сами создать такое печиво. А дома можете испечь настоящих козулей из песочного теста.
Итак, приступаем к работе.
Практическая часть занятия «Лепка козуль из соленого теста»
Подведение итогов.
Литература:
1.Василенко В. М. Народное искусство.- М., 1974
2.Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: Занятия с младшими школьниками: Учеб.-метод. Пособие\ Под ред. Т.Я. Шпикаловой.-М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2001