О воспитании и воспитателях
Автор: Софронова Наталия Андреевна,
учитель математики МОУ «Упшинская ООШ»
Оршанского района Республики Марий Эл
Антон Семенович Макаренко
Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни , даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете
«Мне не дает покоя дремучее педагогическое бескультурье многих, очень многих учителей и доброй половины родителей».
В. А.Сухомлинский:
Лев Николаевич Толстой
Два правила я бы дал для воспитания:
самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь,
и ничего не скрывать из своей жизни от детей.
Божественная Педагогика (притча от Шалвы Амонашвили)
Люди обратились к Мудрецу:
— Нам не нужна педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике.
Сказал Мудрец:
— Послушайте тогда притчу .
Объявил Царь царей конкурс на божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных стран и эпох. Сказал им Царь царей: – Достопочтенные мужи, скажите мне о трёх вещах своей педагогики: об основополагающей идее, о главной цели и о главных методах воспитания.
Сказал Марк Фабий Квинтилиан:
О, Царь царей!
Вот моя главная идея воспитания: «Отец, как только родится у тебя сын, возложи на него самые большие надежды».
Цель же – развитие души, ибо она у нас небесного происхождения.
Методами я провозглашаю: заботу, естественность, игру.
Удивился Царь царей мудрости Квинтилиана:
— Истинно, это Божественная Педагогика!
Предстал перед ним Ян Амос Коменский:
О, Царь царей!
Основополагающую идею моей педагогики я извлекаю из сердца: «Ребёнок, пойми, что ты микрокосмос, способный объять макрокосмос»
Цель воспитания Ребёнка – воспитание в нём разума.
Методы же – природосообразность и мудрость.
Восхитился Царь царей:
— Истинно, тоже Божественная Педагогика!
Преклонил свою голову перед Царём царей Иоганн Генрих Песталоцци:
Послушай, о, Царь, главную идею моей педагогики: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, ноги – ходить, а руки – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».
Цель же в том, чтобы развить в ребёнке ум, сердце и руки в их единстве.
Методами я предлагаю: природосообразность, доверие, сострадание.
Царь царей зааплодировал: - Поистине, ты тоже даришь нам Божественную Педагогику!
Поклонился Царю царей Константин Дмитриевич Ушинский и произнес:
В основе моей педагогики заложена мысль: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясная дорога добра».
Целью я ставлю воспитание духовно и нравственно возвышенного человека.
Методы мои – народность, общественное воспитание, жизнь и устремленность.
Царь царей торжественно произнёс:
— Признаю твою Педагогику Божественной !
Перед Царём царей преклонил свою голову Януш Корчак и грустно произнес:
Вот вам моя вера: «Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств».
Цель моя – воспитание радостного человека.
Методы мои идут от сердца моего: романтика воспитания, непосредственность, преданность и самопожертвование
Царь царей преклонился перед Янушем Корчаком: — Свою Божественную Педагогику ты защитил своей жизнью!
Перед Царём царей предстал Василий Александрович Сухомлинский. Он приложил руку к сердцу и произнёс:
Основание моей педагогики есть моя вера: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира».
Цель, к которой я стремлюсь, – это воспитание гражданина, духовно и нравственно чистого.
Методами воспитания я признаю: любовь, воспитание сердцем, творчество и радость
Царь царей пожал руку Сухомлинскому .
Выслушав всех, Царь царей провозгласил:
— О, достопочтенные мужи, каждая Педагогика, преподне-сённая вами, — Божественная. Дадим их народам нашего царства, пусть люди сами выберут, по какой Божественной Педагогике хотят воспитывать своих детей!
Мудрец умолк. Молчание людей затянулось. Смотрел Мудрец на них и с грустью думал :
« О, человек, ты не осилишь проблему воспитания до тех пор, пока не осилишь самого себя, ибо она в тебе, а не в Ребёнке. Пока ты полагаешь, что сам уже воспитан, Ребёнок твой много раз пострадает от твоих воспитательных оплошностей ».