СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об авторской программе воспитательной работы классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каково воспитание, таково и время. В древности эту важнейшую общественную функцию считали искусством из искусств, одним из самых трудных занятий. Ответственную миссию формирования человека - достойного продолжателя дела своих предков, без его искажения и ухудшения, - могли с достоинством исполнять немногие избранные, просвещенные и мудрые представители сообщества.

Просмотр содержимого документа
«Об авторской программе воспитательной работы классного руководителя»

Терехова Валерия Алексеевна

город Курск

учитель физики, классный руководитель

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 41им В.В. Сизова»


Помочь ребёнку сделать выбор

в пользу честного и справедливого пути


Каково воспитание, таково и время. В древности эту важнейшую общественную функцию считали искусством из искусств, одним из самых трудных занятий. Ответственную миссию формирования человека - достойного продолжателя дела своих предков, без его искажения и ухудшения, могли с достоинством исполнять немногие избранные, просвещённые и мудрые представители сообщества. Несмотря на опыт, приобретённый за прошедшие тысячелетия развития человеческой цивилизации, проблемы в воспитании подрастающего поколения не утратили свою значимость. Особенно остро эти проблемы проявляются в периоды глубоких преобразований, кризисов социального развития, стремительных изменений в различных сферах общественной жизни в связи с прогрессом техники и технологий.

В современной школе предъявляются новые требования к качеству воспитания. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание представлено как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Хочется подчеркнуть особенность трактовки воспитания: деятельность, то, что соответствует логической цепочке: мотив – цель – средства – действия – результат. Интересы человека, семьи, общества и государства должны гармонично проявляться в личностных результатах освоения образовательной программы, перечень которых содержится в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Посредством воспитания можно помочь ребёнку адаптироваться в разнообразии изменений современного общества, самостоятельно строить свою жизнь, нести ответственность за нее, опираясь на гуманистические ценности, успешно реализовать свои возможности и в будущем внести свой достойный вклад в развитие этого мира.

Известно, что самый благодатный период для воспитания человека приходится на детство, отрочество, юность, что и совпадает со школьными годами. Именно в это время человек впервые осознанно формирует представление о том, каким ему быть. Здесь выбор ребёнка соприкасается с педагогической ответственностью, и педагогу важно стать тем самым «значимым взрослым», который откроет ребёнку окошко в будущее.

Для определения ведущих целей, задач и направлений и содержания школьного воспитания в помощь педагогам сегодня дана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где также впервые сформулированы положения, характеризующие современный национальный воспитательный идеал; представлена система базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; охарактеризованы основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Это источник для размышлений о том, как классному руководителю следует выстраивать свою воспитательную деятельность, чтобы приблизить результат воспитания каждого ученика во вверенном ему классе к национальному воспитательному идеалу.

Мне выпало учительское счастье общаться со средним и старшим школьным возрастом. Многолетний опыт работы в должности классного руководителя, встреча с самыми разными детьми часто ставили передо мной вопрос о том, как соединить разнообразие ответственных воспитательных задач, поставленных обществом и государством, с особенностями и интересами конкретных подростков, живущих в конкретной социокультурной среде. Ответ, найденный мною таков: это вдумчиво разработанная программа воспитания, которая, к тому же, поможет рационализировать работу классного руководителя и защитит от перегрузки бесконечными мероприятиями детей.

Вообще, результат воспитания в классе зависит от умений классного руководителя определять актуальные для данного детского коллектива цели и задачи воспитания, формировать содержание воспитательной деятельности, ориентируясь на приоритетные ценности и анализ воспитательного потенциала ближайшего и отдалённого социокультурного окружения, отбирать педагогические технологии, оптимальные для решения поставленных целей и задач, создавать соответствующие условия для реализации классной воспитательной программы.

В качестве примера хочу привести свою авторскую воспитательную программу «Край, в котором я живу». В основу программы положена идея о том, что приобщение к национальным истокам и духовно-нравственным традициям малой родины, знание и уважение своих «корней» позволит обучающимся осознать себя неотъемлемой частью нашего народа, сформировать ведущие нравственные качества личности.

Цель программы: создание условий для формирования духовно богатой, социально активной личности, бережно относящейся к историко-культурному наследию своего Отечества, способной и готовой сохранять и преумножать его богатство.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

  • расширение представлений об исторических, культурных, духовных традициях малой родины;

  • осознание значимости вклада курян в развитие нашей страны;

  • формирование гражданско-патриотических качеств лично­сти, потребности в сохранении нравственно-патриотиче­ских традиций Курского края;

  • организация совместной деятельности классного руководителя, родителей и детей в достижении поставленной цели;

  • сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.

Программа состоит из пяти последовательно реализующихся разделов, основанных на возрастных и психофизиологических особенностях обучающихся в период с 5 по 9 класс. В каждом разделе выделено содержание и определены эффекты воспитательной деятельности. Кроме того предусмотрена система разнообразных форм работы с учениками в рамках каждого раздела и определен конечный прогнозируемый результат.

Программа ориентирована на реализацию базовых компонентов содержания воспитания: мировоззренческого, деятельностного, культурологического, поведенческого, личностного.

Реализация программы основана на ряде принципов воспитания: принцип общественной направленности, принцип связи воспитания с жизнью, трудом, принцип опоры на положительное в воспитании, принцип гуманизации воспитания, принцип личностно-ориентированного воспитания, принцип единства воспитательных воздействий.

Содержание воспитания в соответствии с данной программой в конечном итоге направлено на формирование у обучающихся:

  • гражданственности, патриотизма;

  • представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • приобщение к системе культурных ценностей;

  • экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

  • умения видеть и понимать прекрасное;

  • потребности и умения выражать себя в различных видах творческой деятельности;

  • активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Рассмотрим подробнее содержание каждого раздела программы и результаты ее реализации.

Первый раздел «Тепло родного очага» посвящен семье, школе, микрорайону, в котором проживают дети. В ходе его реализации, учащимися осваивается территория и инфраструктура района, они ближе знакомятся с экспозицией школьного музея, проводят исследовательскую работу по изучению истории, традиций, интересов, обычаев своей семьи. В результате чего происходит развитие самосознания в причастности к жизни своей семьи, школы, микрорайона.

Второй раздел «Вчера и сегодня нашей малой родины» посвящен изучению территории и инфраструктуры города, знакомству с музеями и выставками, изучению вклада города и области в развитие всей страны. Это способствует формированию готовности детей к активному участию в жизни города и края, воспитанию уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию. На завершающем этапе этого раздела разрабатываются проекты «Вклад Курского края в процветание России», «Когда я буду главой города».

В следующем году работа с классом осуществляется в соответствии с разделом программы «Источник животворящий», направленного на изучение историко-культурных памятников города и края. Вместе с этим происходит приобщение учащихся к лучшим традициям русского православия, знакомство с курскими святынями, жизнью и духовным подвигом сподвижников земли Курской. Организуются экскурсии в Коренную пустынь, в усадьбу графа Нелидова в Мокве. Разрабатываются проекты на тему «Мой Курск. Лицо современного города», выпускается стенгазета «Памятники нашего города».

Четвертый раздел программы «Из курского гнезда» посвящен литературной, музыкальной, художественной жизни города и края, предполагает посещение мест, связанных с именами знаменитых земляков, знакомство с творчеством людей, оставивших заметный след в истории русской художественной культуры. Происходит знакомство с экспозицией в Курской Государственной картинной галерее им.А.Дейнеки «Художники курского края», с творчеством Г.В.Свиридова в его музее в Фатеже, разрабатывается проект на тему «Нашит великие земляки». Все это помогает формировать у учащихся стремление преумножать богатства родной земли.

Заключительный раздел программы «Прикоснись к подвигу!» посвящен изучению памятных мест, связанных с военными событиями, именами людей, с честью исполнивших воинский долг перед народом и Отечеством. Он направлен на воспитание уважительного и бережного отношения к героическому наследию земляков, чувства сопричастности к сохранению памяти о подвигах наших земляков, гордости за героическое прошлое народа. В ходе реализации этого раздела программы организуются экскурсии в Музей Юных защитников Отечества, Курский областной краеведческий музей, местечко Свобода в историко-мемориальный музей «КП Центрального фронта», проводятся акции «Ветеран живет рядом», «Цветы памяти».

План реализации программы предполагает одно ключевое дело в месяц, что позволяет ребятам ещё и участвовать в том широком разнообразии внеклассных и внешкольных дел, предусмотренных на школьном и иных уровнях. При этом вокруг ключевых дел строится индивидуальная и групповая работа классного руководителя с классом, позволяющая определить долю участия каждого ребёнка в общих делах в соответствии с их интересами способностями. Например, экскурсия к каким-либо достопримечательностям малой родины не требует от всех детей большой подготовки, им всем необходимо лишь организационно включиться в дело да вспомнить о правилах безопасности и поведения во время экскурсии. Но отдельным ученикам я поручаю подготовить историческую справку о месте будущего путешествия, кому-то – узнать, что интересного может встретиться по пути, а кому-то поручается производить фотосъёмку (видеосъёмку) экскурсии и по окончании представить классу репортаж, любители петь готовят репертуар песен в дорогу и т.д. Маленькое дело находится всем. По возвращении у всех много эмоций, и я даю им выплеснуться. Мы находим время и форму для подведения итогов экскурсии. Такая рефлексия может осуществляться в форме простого обмена мнениями, или в форме короткого сочинения, или в форме небольшого «Шоу впечатлений», где можно выступать и группами и поодиночке. Главное – получить представление о том, каков результат совместной деятельности.

Пройдя, словно по ступенькам, по всем этапам реализации программы «Край, в котором я живу», мои подопечные действительно стали более компетентными гражданами в вопросах жизнедеятельности на родной земле и отношения к Родине. Это подтвердилось и в результатах исследования эффективности реализации программы. На конечном этапе её реализации, ребятам было предложено выполнить несколько творческих заданий: разработать маршрут экскурсии для человека, впервые посетившего курскую землю, составить вопросы для викторины с младшими школьниками о микрорайоне и городе, написать эссе на тему «Истоки стойкости и мужества курян», поучаствовать в дискуссии «Быть достойным родной земли». Подавляющее большинство девятиклассников без труда, уверенно и с огромным удовольствием справились с работой.

Каждый педагог сам определяет свою роль во влиянии на ученика. На мой взгляд, вклад классного руководителя в развитие растущей личности заключается в том, чтобы помочь ребёнку реализовать свой личностный потенциал, чтобы, оказавшись на перепутье между добром и злом, нравственностью и безнравственностью, ответственностью и безответственностью, он чувствовал силу своих корней и уверенность, делая выбор в пользу честного и справедливого пути.


Литература.

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.

2. Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие / И. В. Цветкова. – М.: Просвещение, 2006.



2