СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об использовании современных образовательных технологий

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об использовании современных образовательных технологий

Просмотр содержимого документа
«Об использовании современных образовательных технологий»

Отчет об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе Карпенко М.В.

Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному воздействию с природой и обществом, является одной из важнейших задач школьного образования.

Для решения этой задачи в своей работе c 2009 года на системной основе использую такие образовательные технологии как развивающее обучение, проблемное, модульное обучение, проектную и информационно-коммуникативную технологии. Основа моей педагогической системы – регулярное, систематическое использование образовательных технологий и их адаптация к конкретной педагогической ситуации.

При использовании технологии развивающего обучения на уроках биологии, прежде всего, ориентируюсь на потенциальные возможности учащихся и их реализацию путем вовлечения учащихся во все виды деятельности: подготовка сообщений, подборка (или собственное сочинение) стихов, пословиц по определенной теме, проведение и описание опытов (экспериментов), создание презентаций и т.д. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в той области, которая ему интересна, раскрыть свои способности и наклонности.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Главная ее цель – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Биология и экология – предметы, которые дают необъятные возможности для разнообразных исследований: от небольших краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и глубоких, которые оформляются в научно-исследовательские работы, с которыми ребята затем принимают участие в научно-практических конференциях муниципального и зонального уровней.

Мы с ребятами провели ряд исследований, таких как: «Влияние нормы высева на урожайность сортов зимующего овса» (выполнил учащийся 11 «Б» класса Гнездилов Сергей), «Экология Краснодарского края и Успенского района» (выполнила ученица 11 «Б» класса Артюхова Софья), и т.д.

Для развития способностей каждого ребенка широко использую в своей работе дифференциальный подход в обучении, который заключается в том, что учащимся предлагаются задания различного уровня сложности в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей ребенка. Это позволяет мне создавать ситуацию успеха для «слабых» учащихся. Повысить интерес к предмету и познавательную активность своих учеников мне позволяют интерактивные методы и приемы обучения: уроки-дискуссии, деловые игры, уроки-путешествия, работа в группах, метод учебного диалога, практические работы и др.

Интерактивное обучение помогает мне решить несколько задач:

- предоставить возможность для самореализации ученика;

- развить коммуникативное умения и навыки, установить эмоциональные контакты между учащимися;

- развить общие учебные умения и навыки;

- решить информационную задачу;

- обеспечить воспитательные задачи, приучить работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Результатом стало повышение среднегодовой оценки учащихся.

Исследовательские и интерактивные методы обучения являются важнейшими и при применении проектной технологии обучения, которая позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Реализация проектной технологии позволяет мне решать очень важные за дачи:

- актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений учащихся,

- получение личностно и общественно значимого результата,

- создание атмосферы делового сотрудничества учителя и учащегося.

В своей проектной деятельности стараюсь учитывать то, что работа над проектами для учащихся представляет интерес, если они видят реальные, осязаемые результаты своей деятельности.

В целях качественной подготовки старших классов к ЕГЭ использую технологию модульного обучения, суть которой заключается в самостоятельной работе учащихся с индивидуальной учебной программой. При выявлении пробелов в знаниях учащихся по результатам диагностических работ вместе с учащимися составляю план изучения «западающей» темы, подбираю подробные вопросники по теме и ученики работают самостоятельно. Я оказываю консультативную помощь ученику при необходимости. После изучения темы учащимися проводится диагностическая работа (тестирование).

Результатом использования данной технологии является развитие навыков самообразования, самооценки, критического мышления, умение работать с источниками информации. Мои ученики успешно сдают ЕГЭ по биологии, средний балл на экзамене выше среднекраевого показателя.

В решении задач формирования творческой личности большое значение имеет использование технологии проблемного обучения, сущность которого заключается в последовательном и целенаправленном выдвижении познавательных задач (изучение биологических объектов и решений той или иной проблемы). Практически на каждом уроке после объявления темы урока стараюсь подвести ребят к самостоятельной формулировке проблемы, которую предстоит решить на уроке. Учащиеся самостоятельно определяют задачи урока и пути решения поставленной проблемы. Успешной реализацией проблемного обучения способствует рефлексивно-деятельностный подход, когда все учащиеся вовлечены в деятельность, направленной на решение поставленной проблемы.

Сегодня невозможно представить себе урок без использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Цель ее использования – повышение эффективности учебного процесса. Выделяю три основные формы работы с ИКТ:

Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).

Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).

И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных энциклопедий и т.д.)

В результате использования данной технологии урок становится ярче, повышается мотивация и познавательная активность учеников в изучении биологии, повышается уровень умений ориентироваться в информационном пространстве.

На учебных занятиях ведётся работа с мультимедиапродуктами: используются компьютерное интерактивное учебное пособие «Наглядная биология». Совместно с учениками участвую в разработке мультимедиапродуктов: создание и использование презентаций, видеопроектов, ИКТ-проектов. Ведется он-лайн тестирование учащихся по темам государственной итоговой аттестации.

Образовательный процесс сопровождается использованием следующих здоровье сберегающих технологий:

1. Технология деятельности на уроке. Рациональная организация урока (по Н.К Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, плотность не менее 60%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.

2. Технология по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика». Цель технологии - снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц.

3. Технология по профилактике нарушений опорно-двигательной системы (рекомендованную министерством здравоохранения). Цель технологии - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, профилактика правильной осанки.

4. Технологии, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (релаксация, игра, воздействие цветовых гамм, использование музыки, ситуации «новизны, удивления, успеха»).

Применение в процессе обучения здоровьесберегающих технологий привело к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе.