«Аз да буки, а там и науки...»
Об истоках возникновения русской письменности.
(Сценарий Дня науки и творчества МО русского языка и литературы)
Звучит музыка М.П.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке», на фоне которой ведущий читает отрывок из очерка А .Толстого «Земля Оттич и Дедич».
Ведущий 1: … Родина — это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создаёт своими руками для себя и своих поколений. Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и неразрушимость своего места на земле...
Земля «оттич и дедич» - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришёл наш пращур жить навечно. Он был силён и бородат, в посконой рубахе, солёной на лопатках, смышлён и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. На бугре над рекою он огородил тыном своё жилище и поглядел по пути солнца в даль веков.
Много смог увидеть пращур, из-под ладони глядя по солнцу... «Ничего, мы сдюжим»,- сказал он и начал жить. Дивной вязью он плёл невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга,- вслед весеннему ливню, меткому, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал все вещи своими именами и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родиной.
Чтец 1. Любой счастливой мысли проявленье
И дерзость строк, пришедших неспроста, -
Всё возникало с чувства удивленья,
Всё начиналось с чистого листа.
Чтец 2. Но если вдруг народ язык свой обронит,
Рассыплет впопыхах средь торга мирового,
Тогда напрасно всё! Ни воля, ни гранит
Не смогут сохранить то, чем владело слово.
И всё, чем жил народ, навек укроет тьма,
Чтоб мир судил о нём по домыслам и сплетням...
Гордись, страна! Ни плена, ни ярма
Не ведал твой язык в пути тысячелетнем.
Ведущий 2. Сегодня мы собрались все вместе на традиционный для нашей школы День науки и творчества. На протяжении нескольких лет мы рассматривали язык как явление с разных точек зрения и убедились, что изучать его можно бесконечно, потому что возникновение языка — это длительный, сложный процесс, занимающий тысячи веков. На нашем мероприятии мы поговорим об истоках возникновения русской письменности, вспомним о равноапостольных Кирилле и Мефодии — учителей словенских. Святые братья привели славян к вере христианской через постижение грамоты, через изучение науки книжной. Сегодня мы вспомним о жизненном пути святых братьев, о том, как с Божией помощью они создали славянскую азбуку.
Ведущий 1:
До Мефодия и Кирилла славяне не имели единой письменности, которая позволяла бы передавать сложные по смыслу тексты. На основе греческого письма Мефодий и Кирилл создали первый славянский алфавит. Однако создатели славянской письменности не собирались ограничиваться только алфавитом, они переводили и записывали евангельские проповеди, притчи, богослужебные тексты и апостольские послания, занимались просвещением славян в Моравии.
Ведущий 2.
Свою жизнь славянские братья посвятили служению славянской культуре. Родились они в семье военачальника в византийском городе Солуни. Детство братьев проходило в двуязычной среде – славянской и греческой. С латинским языком солунцы не были знакомы.
Ведущий 1:
В отцовском доме среди немногочисленных книг братьям попалась «Энеида» Вергилия, написанная на латинском языке. Кирилл решил прочесть эту книгу, однако раскрыв увесистый том, написанный на чужом языке, не понял ни слова. После долгих поисков Кирилл, наконец, отыскал человека, знакомого с латинской грамматикой.
(на сцене появляется приезжий человек и Кирилл)
Кирилл:
- Говорят, вы знаете латинскую грамоту. Я мечтаю прочесть книгу, которая написана на латыни.
Приезжий человек:
- Для чего тебе это, мальчик? Я в совершенстве знаю латинскую грамоту и смог бы научить тебя. Но зачем? Посмотри на меня. Я не получил никакой пользы от множества премудрых книг, которые прочел. Я переехал в этот незнакомый город, чтобы меня не трогали с учёными разговорами. Людям нужно делать полезные вещи, сеять хлеб, пахать землю. А я дал клятву больше никого не учить грамматике и прочим наукам.
Кирилл:
- Но мне все равно необходимо понять, о чем пишется в мудрых книгах.
Приезжий человек:
- Что же, попробуй, но в этом я тебе не помощник.
(на сцене появляется ведущий)
Ведущий 2:
- Ровно через год приезжий и Кирилл снова встретились на улице.
Приезжий человек:
- Постой, мальчик! Ты все еще хочешь научиться премудростям латыни? Или забыл уже о своём желании?
Кирилл:
- Я помню свое желание, и потому сам изучаю латинский язык.
Приезжий человек:
- Но разве возможно самому познать незнакомый язык?
Кирилл:
- Я изучил книгу Григория Богослова на латыни и на греческом языке, сопоставил каждую фразу и уже многое уяснил. Теперь мне понятна не только «Энеида», но и все латинские книги.
(приезжий человек и Кирилл скрываются за кулисами)
Ведущий 1:
- После этого Кирилл освоил арабский и греческий языки и продолжил свое учение в Константинополе. Окончив курс наук, он стал патриаршим библиотекарем, после преподавал философию в университете. Знания, которые Кирилл получил во время обучения, очень пригодились ему в дальнейшем.
Ведущий 2:
- К созданию славянской азбуки Кирилл приступил по поручению императора Византии Михаила 3 Константина. Но одному человеку создать письменность просто невозможно. Поэтому Кирилл обратился за помощью к своему брату Мефодию, которого очень привлекла идея создания славянской письменности.
Ведущий 1:
Сегодня наша азбука, составленная Мефодием и Кириллом, является самой удобной и простой. В ней содержится оптимальное количество букв – 33. Многие европейские народы, не составившие для себя алфавита, а взявшие латинский, до сих пор испытывают явные неудобства. Однако наша азбука превосходна! И каждый человек, владеющий русским языком, должен знать и помнить имена первых просветителей – Кирилла и Мефодия.
(Гимн св. Кириллу и Мефодию)
II. Конкурсная программа (проводит ведущий-учитель)
Ведущий-учитель: Впереди у нас конкурсная программа. Еѐ Величество Славянская Азбука приготовила интересные задания, которые помогут определить нам знатока славянской письменности. За каждое правильно выполненное задание участники получают по 5 баллов (за правильные ответы выдаются медальоны).
1. Конкурс вопросов и ответов
Откуда были родом святые братья Кирилл и Мефодий? (Греция, г. Солунь).
Как назывался древний язык, на который братья с помощью своей азбуки переводили греческие церковные книги? (Старославянский, или церковнославянский).
Из какой страны пришла славянская письменность на Русь? (Из Болгарии, где ученики
Кирилла и Мефодия при дворе князя Бориса продолжили дело просвещения славян).
Какая книга первой вышла из-под пера первоучителей? (Евангелие от Иоанна).
Как звали русского первопечатника, создателя первого печатного станка? (Иван Фѐдоров).
Когда и кем впервые была упразднена церковная азбука и создан новый гражданский алфавит? (Императором Петром I в 1708 году).
Когда произошла вторая реформа азбуки, при каких условиях? (В 1918 году).
2. Конкурс «Я знаю азбуку»
Ведущий: Как говорили в старину, «сначала аз да буки, а потом и науки».
Начнѐм нашу конкурсную программу с чтения азбуки. Кто быстрее и точнее?
(Участники наизусть читают алфавит (в прямом и обратном порядке.)
3. Конкурс «Расшифруй пословицу»
Ведущий: В языке и культуре сами буквы славянской азбуки имели такое
большое значение, что о них русским народом были составлены пословицы и
поговорки. Знаете ли вы их? Я называю, а вы попробуйте ответить, что они
означают. (На плакате заранее приготовлены пословицы).
«Начать с азов».
«Сделать на ять».
«Прочитал от аза до ижицы».
«Пропишу я тебе ижицу».
«Стоять фертом».
«Смотреть глаголем».
«Фита и ижица – к ленивому плеть движется».
4. Конкурс «Церковнославянизмы»
Ведущий: А сейчас проверим, как хорошо вы знаете церковнославянские слова. Вспомните, как в старину назывались черты человеческого лица. На ватмане изображен контур человеческого лица, части лица подписаны по- русски. Ваша задача найти табличку с соответствующими словами (глава, власы, чело, вежды, очи, зеницы, ланиты, брада, уста, скрания, выя) и
прикрепить их рядом с синонимичными русскими.
4. Конкурс «Азбучный складень».
Ведущий: Как вы уже заметили, имена славянских букв не обозначают земные
предметы, а настраивают нас на высокий духовный тон. Имена букв
складываются в наставления. Таких наставлений история знает множество.
Попробуйте и вы сложить имена букв в связный текст нравственного,
поучительного содержания. У кого получился «азбучный складень»?
Пример: Я буквы ведаю (знаю), говорю: Добро есть! Живите, люди, в совершенстве на земле! И мыслите, как подобает людям! Наш покой в Боге, говори слово твердо, прямо, не кривя душой!..
Подведение итогов.
Ведущий: А сейчас пришло время подвести итоги конкурсной программы, наградить самых активных участников нашего праздника, определить знатока славянской письменности. (На сцену вызываются участники, набравшие наибольшее количество баллов, наибольшее число медальонов.)
Награждения (грамоты за 1, 2, 3 место).
Ведущий 1: Русский язык — это невообразимо древний язык, которым пользуется многие высокоразвитые цивилизации нашей необъятной Вселенной. Так как же формировался наш
язык? Возможно ли такое, что один из самых молодых этносов — славяне- смог за столь короткий период -1,5-2 тысячи лет сформировать один из самых богатых языков в мире?
(Доклад на тему «Санскрит и русский язык»)