СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об оценке знаний, умений, навыков обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы по предмету "Русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены критерии проверки знаний, умений и навыков обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку 

Просмотр содержимого документа
«Об оценке знаний, умений, навыков обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы по предмету "Русский язык"»

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Грамматика, правописание и развитие речи

  1. Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся вспомогательной школы по русскому языку. При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умении практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится ученику, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает не точности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает не знание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировки правил, искажает их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устный ответ не ставится.

  1. Оценка письменных работ учащихся.

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых

контрольных работ.

Основными видами классных и домашних работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданием на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

При небрежном выполнение письменных работ, большое количество исправлений, искажений в начертании букв их соединений оценка снижается на один балл, если это не связанно с нарушением моторики у детей.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Основные виды контрольных работ во 2 - 4 классах - списывание и диктанты, в 5 - 9 классах - диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение части слова, части речи, членов предложения на основе установления слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связанно с грамматико - орфографическим интересам, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включая в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделить орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложенный текст должен быть понятный учащимся вспомогательной школы.

Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемого правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.

Примерный объем текстов контрольных работ в 1 классе - 8-10 слов, во 2 классе учебного года - 10 - 12 слов, к концу года - 16 - 18 слов, в 3-м классе - 20-25 слов, 4-м классе - 30-36 слов, 5 кл - 45-50 слов, 6 кл - 65 - 70 слов, 8-9 кл -75-90 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенности усвоения учебного материала каждым таким учеником. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

1-4 классы

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1 - 3 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 4 - 5 ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 - 8 ошибок.

Оценка «1» ставится за работу с большим количество ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменных работах не учитывается 1 - 2 исправления или 1 пунктуальная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуальных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитывается. За одну ошибку в диктанте считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «и»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) Две негрубые ошибки. Негрубые считаются следующие ошибки:

  • повторение одной и той же буквы (например, поосуда)

  • недописывание слов;

  • пропуск одной части слова при переносе;

  • повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелым нарушением речи - искажение звука - буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценок все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное условие грамматических понятий, правил, умеет применять свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1 - 2 исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает условие изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 - 3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает не достаточного понимание изученного материала, затрудняется в применение своих знаний, допускает 4 -5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по русскому языку.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

  1. уровень (1,2 группа обучения)

Учащиеся должны уметь:

  • -анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р - л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;

  • - списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

  • -писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст, после предварительного анализа;

  • - писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

Примечание.

Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются различные разряды слов - названия предметов, действий, признаков.

Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов.

  1. уровень (3 группа обучения)

Учащиеся данного уровня должны уметь:

  • -анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, на слух, в произношении, написании; (Данное требование осуществляется на примере двусложных слов).

  • -списывать по слогам с рукописного и печатного текста; (Проверка написания осуществляется путем орфографического проговаривания)

  • - писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения; (Подготовкой к написанию служит работа с буквами разрезной азбуки)

  • -писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; (Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы , подчеркивание заглавной буквы в начале предложения и точки в конце).

Примечание

Требования к знаниям и умениям учащихся 2 уровня могут варьироваться учителем, исходя из психо - физических возможностей определенного ученика. Для овладения детьми определенными знаниями и умениями учитель постоянно оказывает индивидуальную помощь определенным учащимся. Дети используют наглядные опоры, помогающие им справиться с тем или иным видом задания.