Об участии в конкурсе для учителей немецкого языка в рамках конференции „Немецкий язык как второй иностранный в российских школах: мотивация, квалификация, реализация»
В рамках проекта «Немецкий – первый второй иностранный» осенью 2018 года состоялись четыре региональные образовательные конференции, посвященные теме: «Немецкий язык как второй иностранный в российских школах: мотивация, квалификация, реализация».
Учителям из школ, участвующих в проекте, предлагалось представить свои инновационные идеи для преподавания немецкого языка как второго иностранного в форме педагогического эссе по одной из трех ключевых тем:
1. Мотивация: Какие способы формирования и дальнейшего развития мотивации школьников к изучению немецкого языка Вы применяете? Почему учащиеся должны остановить свой выбор именно на немецком языке? Как убедить родителей в перспективности и востребованности немецкого языка как второго иностранного? Каким образом побудить директоров школ выбрать учебный план с немецким языком в качестве второго иностранного?
2. Квалификация: Какой квалификацией необходимо обладать, чтобы легко и увлекательно преподавать немецкий язык в качестве второго иностранного? Каким критериям должна соответствовать эффективная программа повышения квалификации для учителей немецкого языка? Какие методы и средства профессионального и личностного саморазвития Вы используете, чтобы идти в ногу со временем и соответствовать постоянно меняющимся требованиям и стандартам?
3. Реализация: Какие методические идеи, находки и технологии Вы используете, чтобы Выши уроки были удачными и приносили удовольствие всем участникам образовательного процесса? Какие стратегии обучения, формы работы и учебные материалы, по Вашему мнению, наиболее выигрышны и перспективны для уроков немецкого языка как второго иностранного?
Рабочие языки конференций: немецкий и русский.
Авторы лучших эссе были приглашены на конференцию и приняли участие в форумах, семинарах и мастер-классах.
Количество участников было ограничено: приглашены только 3 учителя немецкого языка от каждого региона. До 05.09.2018 включительно участники получили от координатора в регионе уведомление о решении. Мною было получено такое уведомление и мы провели 3 замечательных дня в г. Ярославле, продуктивно работая, изучая опыт коллег, изобретая новые продукты (Фотоматериалы можно посмотреть в «Галерее» в альбоме «Межрегиональная конференция в Ярославле» https://multiurok.ru/album/mezhregionalnaia-konferentsiia-masterskaia-po-2iia-v-iaroslavle.html)
А это моё эссе…
Для эссе я выбрала направление «Мотивация», но думаю, что все три темы, предложенные нам, тесно взаимосвязаны, поэтому в моём сочинении они будут перекликаться и взаимодействовать.
«Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры. У них есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль…» Эти строки из монолога шекспировского героя напоминают мне наш проект «Немецкий - первый второй иностранный». Объясню, почему. Всем участникам этой образовательной инициативы: государственным структурам с ФГОС, муниципалитетам, администрациям и школьным коллективам, учителям, родителям и обучающимся отведены здесь свои роли и определены действия. От их исполнения зависит, чем по жанру будет постановка под названием «Второй иностранный»: драмой, трагедией, пародией, комедией или чем-то ещё? По-моему, успех этого начинания в руках его участников! Поговорим о роли каждого.
Роль государственных структур - решить окончательно и однозначно «быть или не быть» второму иностранному ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ предметом в школе (как это прописано в ФГОС)!
Роль образовательных учреждений - правильно расставить акценты в пользу иностранного языка при формировании учебных планов, постараться найти дополнительные часы на изучении второго иностранного. Для этого нам, учителям немецкого, необходимо вести активную разъяснительную работу с администрацией и коллегами. План действий следующий: убеждаем всех, что многоязычие – это современно, 2-ой иностранный язык – это имидж школы, приводим аргументы и модели интеграции языка в ООП из журнала «Немецкий как второй иностранный в школе» (стр.11), показываем креативный ролик Гёте-института, раздаём рекламные буклеты и ждём результата!
Теперь о роли учителя немецкого языка, которая велика (не побоюсь этого слова) и многолика. Именно нам приходится быть связующим звеном между всеми участниками этого неоднозначного, но интересного процесса.
Нелегка работа с родителями. Практически всегда выбор языка осуществляют они, зачастую руководствуясь только престижностью того или иного языка, забывая о способностях, интересах ребёнка, его мотивации, не интересуясь традициями преподавания языка в ОУ. Встречаясь с родителями, мы становимся психологами, агитаторами, аниматорами и т.д. Здесь можно призвать на помощь и коллег - классных руководителей: кто лучше их знает родительский и ученический коллективы? В конце года я выступаю перед родителями будущих второклассников, чтобы у них было время подумать и принять решение в пользу немецкого языка. Программа родительских собраний варьируется в зависимости от аудитории. Например, она может включать в себя юмористическую беседу «10 причин не изучать немецкий», экспресс-опрос «Зачем нам всё это нужно?», знакомство с детскими работами «Ода немецкому языку» и рифмовкой, придуманной ребятами-старшеклассниками «Deutsch ist klasse…», просмотр рекламных роликов Гёте-института и презентации «Немецкий в нашей школе», «Почему немецкий?». Можно даже в игровой форме «поспорить» с родителями, доказав им, что каждый из присутствующих знает как минимум 50 слов по-немецки (это слова-интернационализмы). Нужно обязательно приготовить родителям подарки - рекламные брошюры (их роль как у анонсов и афиш в театре). Очень воодушевил к работе меня и родителей сценарий РС с нетрадиционным подходом из журнала «Немецкий как второй иностранный в школе» (стр.10).
Недавно появилась идея проводить РС и с родителями первоклассников. Можно даже для малышей разработать пропедевтический курс внеурочной деятельности «Изучаем немецкий легко и весело!» Возможно, детям понравится и они убедят родителей выбрать немецкий язык для дальнейшего изучения.
Такой подход к работе с родителями я считаю не напрасным, а очень продуктивным, даже если они всё - равно выбирают английский. Сотрудничество даёт надежду на то, что вторым иностранным непременно будет выбран НЕМЕЦКИЙ язык!
Теперь поговорим о детях и учителях. Чтобы зритель охотно шёл в театр, на сцене должно происходить что-то интересное, привлекающее его внимание. То же самое с уроком и с языком! Говорят, что от учителя зависят 15 % успеха в обучении языку, 50% -от способностей и стараний обучающегося, а 35% -от мотивации, в основе которой лежит интерес. Во власти учителя повлиять на мотивацию и не дать раствориться интересу к новому языку в сложной системе различных правил, упражнений, зубрёжек… Как это сделать? Важно помнить, что «..учитель и артист, и врач, и художник… Он многогранен…(Я. Корчак) » и что «…если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра. (Дж. Дьюи)». Учителям необходимо принять помощь современного мира, в котором сегодня правят технологии. Они то и откроют нам новые горизонты! ИКТ для меня – это не столько веяние моды, требование ФГОС и современного ребёнка, сколько методически оправданный инструмент, позволяющий решать проблему развития коммуникативных, познавательных способностей ребёнка, повышать мотивацию, делать занятия более продуктивными, современными, наглядными, понятными и привлекательными. Мне очень импонируют два образовательных проекта Гёте- института - детский онлайн - университет «Kinder- Uni» и платформа «Deutschlandlabor». В их основе - подход CLIL (интегрированное обучение предметному содержанию и иностранному языку), который становится общемировым трендом. На их базе можно организовать перспективную внеурочную деятельность или творческое объединение для детей 8-12 лет.
Обучение может стать мотивированным и эффективным, если формы работы активны, а УМК содержательны и разнообразны: с песнями, стихами, рифмовками, играми, проектами, коллажами язык усваивается быстрее и легче. Важны так же, как и декорации в театре, оформление учебного кабинета и его оснащение. Очень ценными для меня стали семинары и тренинги, курсы повышения квалификации, организованные ресурсным центром Гёте – института г. Смоленска. В рамках образовательной инициативы «Немецкий – первый второй иностранный» мы получили море идей, опыта и красочные рабочие пакеты. Участие в проекте побудило меня совершенствоваться, осваивать новые технологии. Захотелось разнообразить внеклассную работу, роль которой в мотивации очевидна - здесь нет оценок, тестов и КР, здесь можно творить и ошибаться, при этом добиваться результатов. Участие во Всероссийской олимпиаде по немецкому как второму иностранному подарило нашим ребятам веру в себя, свои силы и возможности.
А у меня родились поэтические строчки:
Интерес к предмету развивая,
С детворой я много играю,
Провожу открытые мероприятия
И факультативные занятия.
Здесь мы море проектов «малюем»,
Песни учим, стихи тренируем,
Мы традиции двух стран изучаем,
Большую радость от общения получаем!
Хорошо, когда всем нравится учиться,
Удаётся тогда многого добиться:
Мы «Fremdsprache» начинаем все любить,
На нём думать, разговаривать, творить!
Честно говоря, «трудности с немецким» держат нас, учителей немецкого языка, всегда в тонусе. Приходится очень стараться, чтобы явление под названием «Немецкий язык» не уходило из школьной жизни.
В нашей школе немецкий ещё жив: группы из восьми классов изучают его как первый иностранный, ребята из 5 класса являются участниками творческого объединения «Немецкий - первый второй иностранный», группа девятиклассников успешно участвовала в пилотировании курса «Немецкий язык для профессии и карьеры», а для четвероклассников была организована внеурочная деятельность «Немецкий с увлечением». Думаю, это показатель того, что наши усилия и наша работа по сохранению и продвижению немецкого языка не напрасны!
В заключение хочется отметить, что жизнь школы, как и любого театра, находится в постоянном движении: меняются образовательные стандарты, совершенствуются УМК, программы, появляются профстандарты, внедряются новые и вспоминаются «хорошо забытые старые» технологии… Что-то приживается и развивается, а что-то уходит, не доказав свою актуальность и «нужность»…
Очень хочется, чтобы инициатива «Немецкий - первый второй иностранный» нашла СВОЁ место и надолго поселилась в современной российской школе, чтобы она адаптировалась, развивалась, менялась, копила опыт и щедро им делилась с нами, учителями немецкого языка!