Об участии в региональном конкурсе образовательных проектов по ознакомлению детей с народными художественными промыслами «Город мастеров».
Название проекта: Дымковская игрушка.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о дымковской игрушке как народном художественном промысле.
Задачи:
Расширить представления детей об истории возникновения дымковской росписи.
Научить видеть характерные отличия дымковской росписи от других видов росписи.
Закрепить навыки определённой последовательности лепки и росписи дымковской игрушки.
Подвести детей к творческому процессу.
Возраст детей: 6 лет.
Период реализации: 3 недели.
ФИО, должность педагога-участника проекта: Лукина Елена Сергеевна, воспитатель.
Участниками данного проекта являются педагоги, воспитанники подготовительной группы и их родители, социальные партнёры (Детская школа искусств).
В процессе реализации проекта дети овладели следующими художественными способами деятельности: лепка, сушка, обжиг, беление, роспись, декорирование, новым приёмом изображения объекта с натуры (дымковской народной игрушки) из цельного куска способом вытягивания отдельных частей или деталей. В дальнейшем ребятам были показаны варианты лепки отдельных частей фигуры игрушки (юбка из конуса, выкатывание ножек и туловища из цилиндров, головы из шара) и их соединения. Кроме этого воспитанники научились использовать бросовый материал (пластиковые бутылки) для изготовления дымковских барышень.
Словарный запас детей пополнился новыми понятиями: дымковская игрушка, народный промысел, роспись, орнамент, барышня, водоноска, кормилица, модница, няньки с младенцами на руках, кокошник и другое.
Формами реализации проекта стали творческие занятия, виртуальная экскурсия, встречи в русской избе, видео-презентации, интерактивные, дидактические, хороводные, сюжетно-ролевые игры, развлечения, творческие беседы и рассказы, посещение выставки дымковских игрушек в Детской школе искусств.
Чтобы вызвать интерес у детей к народным промыслам, мы решили ознакомить их с историей возникновения дымковской игрушки и со способами ее изготовления. Занятия по лепке дымковской игрушки позволяют дошкольникам окунуться в мир народной культуры, развить ручные умения, глазомер и чувство вкуса, освоить различные техники лепки и создать яркие, интересные поделки.
В старшем возрасте продолжается работа по лепке фигур животных и людей, стартовавшая в средней группе. Дети глубже знакомятся с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий, учатся различным специфическим приемам лепки дымковских игрушек, изображают скульптурные группы, используют в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты, развивают творческую фантазию. Воспитанники достаточно хорошо справляются с лепкой, передают характерные особенности народной игрушки, активно участвуют в анализе работ.
Ключевым событием проекта стала НОД «В мастерской дымковской игрушки», цель которой формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Решались следующие задачи:
1. Создать условия для практического применения знаний по изготовлению и росписи дымковской игрушки.
2. Стимулировать мыслительную, речевую, игровую активность детей
3. Воспитать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
Предварительная работа способствовала закреплению знаний детей о гжельской и филимоновской росписях.
В структуре занятия были использованы следующие методы: интервьюирование корреспондента газеты «Армизонский вестник» с дымковскими мастерицами и приглашение принять участие в конкурсе «Город мастеров». Во время интервью корреспондент узнал от них о процессе изготовления дымковской игрушки, об элементы росписи, применяемых для украшения и задал другие, интересующие его вопросы.
Перед началом работы мастера выполнили пальчиковую гимнастику и, самостоятельно сделав свой выбор, начали украшение готовых фигур барышень, коня из глины, бумажных силуэтов барышни и петуха.
Для контроля работы были использованы схемы и технологические карты, показывающие последовательность действий.
Продуктами проекта являются: лэпбук «Дымковская игрушка», включающий в себя историю дымковской игрушки, демонстрационный материал, элементы росписи, основные цвета, используемые в росписи, процесс изготовления игрушки, пазлы, настольные дидактические игры, раскраски-трафареты; дымковские барышни, изготовленные нетрадиционным способом (из пластиковых бутылок) и украшенные элементами одежды и предметами сельского быта с использованием 3Д-ручек (шляпа, коромысло, вёдра).
В результате реализации проекта расширились представления детей о дымковской игрушке, они научились выделять элементы дымковской росписи, видеть и откликаться на проявления красоты в искусстве, приобрели изобразительно-выразительные умения в составлении узора.
Родители пополнили знания о народной дымковской игрушке, приняв участие в подборе видео-презентаций и интерактивных игр, в изготовлении лэпбука «Дымковская игрушка», подборе предметов народного промысла, в мастер-классе «Украшение элементов одежды и предметов сельского быта с использованием 3Д-ручек».
У педагогов повысилось качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, способность обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых проектов; установлены партнерские отношения с семьей каждого воспитанника-участника проекта.