Моисеева Илона Вячеславовна, учитель начальных классов.
«Объединение урочной и внеурочной деятельности в исследовательской и проектной работе с младшими школьниками в воспитании творческой и экологически - культурной личности»
Цель: формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса, воспитать бережное отношение к природе, к окружающим людям¸ к собственному здоровью и формирование поля компетенции каждого ребёнка, позволяющего быть успешным, помочь самоопределению каждого ребёнка.
Задачи:
Наполнить образовательное пространство событиями и мероприятиями экологической направленности.
Предоставить детям модели реальных вариантов самореализации — места экологического образа жизни.
Донести до детей важность качественного выполнения любой работы и важность компетентности в вопросе, за который он ответственен, как основополагающего начала бережного отношения к природе, к ресурсам, к людям.
Дать возможность прочувствовать радость от участия в общественно-значимой (экологической) деятельности (радость отдачи, а не потребления)
Сформировать и развить в детях коммуникативные навыки, умение работать в команде для достижения конкретных целей, расширить кругозор детей, повысить их социальную активность.
Современные условия жизни предъявляют новые требования к личности человека. Современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально - значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их не нарушая экологического равновесия. Очень важны такие качества личности как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм, конструктивность в осмыслении экологических проблем. Человек должен стремиться к повышению уровня экологической культуры, владеть новыми технологиями, уметь принимать решения, успешно адаптироваться к новой среде, результативно работать как самостоятельно, так и в команде, уметь успешно выходить из любой ситуации победителем.
Я считаю, что исследовательская и проектная деятельность помогает осуществить создание условий для развития такой личности --- интеллектуально – творческой и экологически - культурной личности.
Какие же необходимые навыки развиваются в процессе исследовательской и проектной деятельности:
- умение выдвигать идеи,
- умение находить информацию,
- самое важное умение находить несколько вариантов решений проблем и выбрать из них наиболее оптимальное и рациональное,
- умение выдвигать гипотезы,
- умение прослеживать причинно – следственные связи,
- умение работать в коллективе,
- умение планировать, принимать решение, прогнозировать результат,
- умение вступать в диалог,
- умение отстаивать свою точку зрения,
- умение находить компромисс,
- умение выступления перед аудиторией.
Я хотела бы вас познакомить с работой по теме «Воспитание творческой и экологически-культурной личности в рамках урочной и внеурочной деятельности». Благодаря своей специфике работы имею возможность выбирать разные темы по разным предметам. Какую бы тему мы не выбираем, всегда затрагивается тема экологической безопасности. Так, например, в математических проектах просчитываем не только материальную выгоду, но и экологическую целесообразность, сбережение природных ресурсов. Мои ребята имеют чёткое понимание связи человечества с природой.
Уроки литературного чтения дают большую возможность познания самого себя в этом мире. В такие моменты учителю необходимо с помощью заданий, вопросов направить размышление детей в нужное русло. Что хорошо при таком исследовании, учитель даёт возможность поучаствовать всем ребятам. Это, может быть, как индивидуальный проект, так и групповой, в рамках одного урока. Какое бы исследование не проводилось, в выводах по уроку мы возвращаемся к теме взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека. На уроках литературного чтения ребёнок учится соотносить себя с природой. По результатам был выпущен сборник рассказов по русским народным пословицам, который хранится в школьной библиотеке.
Самый благодатный предмет по экологическому воспитанию – это окружающий мир. Ребята с удовольствием презентуют свои работы на уроке. Проектная работа не заканчивается рамками учебного предмета. Удалось объединить темы окружающего мира, литературного чтения и внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» и «Мир праздников»
На стыке предмета окружающий мир и двух внеурочных кружков был осуществлён групповой проект «Моя экологическая сказка» Дети сочиняли, рисовали иллюстрацию к своей сказке.
Но самое ценное, когда ребёнок сам выбирает тему исследования, а потом делится результатами с товарищами. Такую работу выполнили:
Евгеньев Александр «Цунами» (1 место)
«Заповедные места. Камчатка» (призёр)
Козин Тимофей «Улитка, высуни рожки» (1 место)
Это очень трудоёмкая деятельность, поэтому я рекомендую в процессе работы выбирать такие темы где руководителями могут выступать два учителя. Кроме того, чтобы уменьшить нагрузку на ребят можно к одному проекту привлекать группу учащихся, таким образом нагрузка на каждого будет минимальной. Так же советую привлекать наших самых лучших помощников – это родителей, консультантов (старших братьев, учеников старших классов)
Успехов Вам, в формировании экологического мировоззрения ищущей творческой личности!