Тема: Объект и предмет образовательного процесса.
План:
-
Объект и предмет педагогики как науки.
-
Цели, задачи и функции педагогики
Ключевые слова: педагогика, воспитание, образование, обучение, развитие, формирование, педагогические теории, педагогические системы, педагогические технологии.
Рекомендуемые информационные ресурсы:
Основная литература:
1. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина.—4-е изд., стереотип..—М.: Академия, 2005.—336 с. 2. Дружилов С.А. Основы практической психологии и педагогики для бакалавров : учеб. пособие для студентов технических вузов.-М.:Флинта, 2013.-241с.// 3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Владос, 2010. – 649 с.
Дополнительная литература: 1. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996, гл.1. 2. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. - М., 1999.- Кн.1, гл.1. 3. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1997, гл.5. 4. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997, гл.1. 5. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
1. Объект и предмет педагогики как науки. Своё название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - дитя. Учитель – детоводитель. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которые присматривали за детьми аристократов. В последствие педагогами стали называть людей, которые занимались Обуч. и В. детей. От этого слова и произошло название особой науки о В. детей – педагогики. Наукой о В. детей П. была до середины двадцатого века. С середины двадцатого века П. стали называть наукой о В. человека. Вопрос: почему произошло изменение названия понятия? (обсуждение) В последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Вопрос: как, по вашему мнению, когда возникла П.? (обсуждение) Как особая наука П. впервые была вычленена из системы философских знаний в начале 17 века. Английский философ и естествоиспытатель Френсис Бекон в 1623 г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нём он сделал попытку классифицировать науки и в числе их, в качестве отдельной отрасли научного знания, назвал П., под которой понимал «руководство чтением». В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплён трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского. Вопрос: почему П. возникла так поздно, хотя потребности человека в передаче своего опыта были всегда? (обсуждение) Чтобы отрасль знаний стала самостоятельной наукой необходимо: 1. Наличие предмета исследования, присущего только этой науке. 2. Наличие методов исследования. 3. Наличие категориального аппарата. Объект науки – это та область (сфера) действительности, которую изучает данная наука. Предмет науки – особая точка зрения на объект, это то, что находится в границах объекта. Объектом П. является В. как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс (И.П. Подласый) Предмет П. – это исследование сущности развития и формирования личности и определение на этой основе теории и методики воспитания (И.Ф. Харламов). 2. Цели, задачи и функции педагогики. Основная цель П. — всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию (А.М. Столяренко). Основные задачи П. связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком. К ним относятся: 1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе; 2) разработка методологии и методики педагогического познания; 3) создание научной картины педагогической действительности, присущей обществу, жизни и деятельности его граждан, и разоблачение антинаучных походов к В., О., Обуч. и Р.; 4) проведение широкомасштабных и непрерывных исследований по актуальным педагогическим проблемам и видам целенаправленной педагогической активности групповых и индивидуальных субъектов ее, разработка адекватных педагогических теорий, практических рекомендаций и содействие их проведению в жизнь; 5) Р. педагогического движения в обществе для поддержания ее педагогической сферы в состоянии, обеспечивающем цивилизованную самореализацию в жизни его граждан и непрерывное прогрессивное Р. его самого; 6) теоретическая и прикладная разработка развернутой многоступенчатой системы педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта старших поколений молодому и младшим, для подготовки последних к его приумножению, отвечающему современным условиям и потребностям; 7) педагогическое способствование становлению и совершенствованию личности граждан всеми средствами, которыми располагает общество, единства, взаимосвязи и преемственности деятельности педагогических учреждений и социально-педагогических влияний субъектов государственного управления, права, экономики, культуры, информации, семьи и др.; 8) разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности в соответствии с требованиями времени; 9) разработка форм, методов, средств и интенсивных технологий педагогической работы по решению задач воспитания, обучения, образования, развития, помощи в самореализации подрастающего поколения и граждан; 10)разработка дифференцированных педагогических систем работы с различными возрастными, профессиональными иными социальными группами граждан; 11) приоритетная разработка актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания, подготовки граждан к обеспечению безопасности жизнедеятельности, а также других проблем, выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества; 12)предвидение педагогических последствий существующих условий жизни, происходящих в обществе перемен, принимаемых государственных решений, состояния педагогической сферы общества, ее институтов, деятельности их субъектов; 13)разработка вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами и педагогической деятельностью, его научного, организационного, методического, учебно-технического, кадрового и педагогического обеспечения (педагогической диагностики, педагогической экспертизы, педагогического сопровождения, педагогического консультирования, педагогической помощи, педагогической поддержки, педагогической коррекции, исправления педагогической запущенности и др.); 14) разработка системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных ведомств, предприятий, чья деятельность так или иначе включена в педагогическую реальность или влияет на нее и требует проявления педагогической осмотрительности, активности и компетентности; 15) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы, а также возможностей и путей его использования в условиях современной; 16) подготовка научно-педагогических и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных педагогов для работы вне стен образовательных учреждений, в гуще жизни общества, деятельности его структур, среди людей (А.М. Столяренко). Решая эти задачи для достижения главной цели, П. реализует свои основные функции. Функции П. как науки определяются её предметом и основными целями педагогической деятельности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная деятельность: 1) описание; 2) объяснение; 3) предсказание (прогноз) того фрагмента действительности, который она изучает. Все функции взаимосвязаны. Например, предсказание не представляется возможным, если ему не предшествуют описание и объяснение. Процесс получения знаний в П. принципиально не отличается от процесса познания в химии, биологии и др. и науках. Но педагогическая наука не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. Но от неё требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать, совершенствовать её. Поэтому, по мнению В.В.Краевского, в П. совмещаются две функции, которые в других наука обычно поделены между разными дисциплинами. 1) научно-теоретическая; 2) конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная). Реализуя научно-теоретическую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность так, как она есть, как сущее. Реализуя конструктивно-техническую функцию, исследователь описывает педагогическую действительность такой, какой она должна быть. В своём нормативном аспекте, П. формирует идеалы и нормы целенаправленно организованного О., разрабатывает пути его совершенствования и обновления. Функции П. как науки определяются её предметом и основными целями педагогической деятельности. Для более полного раскрытия сущности функций П. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов вводят уровни их реализации. Они выделяют теоретические и технологические функции. Теоретическая функция, по их мнению, реализуется на трёх уровнях: 1. описательном (изучение педагогической действительности); 2. диагностическом (определение состояния и результатов педагогических процессов); 3. прогностическом (раскрытие сущности педагогических явлений, научное обоснование предполагаемых моделей преобразования педагогической действительности и моделей педагогических систем, опережающих образовательную практику). Технологическая функция также предполагает три уровня реализации: 1. проектировочный (разработка методических материалов: учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций); 2. преобразовательный (внедрение достижений педагогической науки в педагогическую практику); 3. рефлексивный и корректировочный (оценка влияния результатов научных исследований на педагогическую практику и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики). 3.Структура педагогики. Структура П. включает в себя такие взаимосвязанные компоненты: педагогические теории, педагогические системы и педагогические технологии. Педагогические теории. Из определений основных понятий видно, что в педагогике существуют разные подходы к их объяснению, а, следовательно, педагогика — это совокупность различных педагогических взглядов и идей, которые могут согласовываться друг с другом, но могут и вступать в противоречия, как, например, авторитарный и гуманистический подходы к В. Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на Ф. Л. с заданными качествами. Структурные элементы педагогической системы — субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства В. и Обуч. Под педагогическими системами понимаются и различные учебновоспитательные, образовательные учреждения, детские объединения и организации, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые в процессе реализации целей О. и В. П. не только изучает уже сложившиеся или складывающиеся педагогические системы, но и выводит общие закономерности, признаки и условия, определяющие их как педагогические системы, что позволяет определять, является ли та или иная предлагаемая идея продуманной системой или просто набором слабо взаимосвязанных идей и рекомендаций. Педагогические системы могут быть в масштабах страны (общества), отдельного образовательного учреждения, в рамках учебного предмета, деятельности отдельного преподавателя. Широко известны авторские педагогические системы А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, В.Ф. Шаталова и др. Педагогическая технология — понятие и стоящее за ней направление в педагогической науке, которое интенсивно развивается с 50-х гг. XX столетия. Педагогическая технология занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебного и воспитательного процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач В., Обуч. и Р. Л. воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий. Педагогическая технология служит конкретизацией методик обучения и воспитания. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов. 4. Система педагогических научных дисциплин. Педагогика – обширная наука. Изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. П., пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в разветвлённую систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о В. Вопрос: что такое система? (обсуждение) История П. – это наука, изучающая Р. В. как общественного явления, историю педагогических учений. Общая П. – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности В. человека и средства решения педагогических задач. Традиционно общая П. содержит четыре больших раздела: 1. Общие основы П. 2. Теория обучения. 3. Теория В. 4. Школоведение. Возрастная П. – наука, изучающая закономерности воспитательнообразовательной работы с людьми разных возрастов и разрабатывающая программы осуществления этой работы, прежде всего, в условиях учебновоспитательных учреждений. СМ. Разделы возрастной П.: - преддошкольная П., - дошкольная П., - П. школы, - П. высшей школы, - П. взрослых - П. старости. Частные или предметные методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин. На сегодняшний день существует большое количество педагогических дисциплин, которые будут рассмотрены на семинаре. 4.Связь педагогики с другими науками. Педагогика – одна из наук о человеке, имеющая свой специфический предмет, специфические цели и задачи. Изучая один аспект человековедения, она не является изолированной наукой. П., как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Вопрос: как, по вашему, с какими наука может быть связана П.? (обсуждение) Философские науки помогают определить смысл и цели В., снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность В. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека. Психология, изучающая закономерности Р. психики человека имеет особенное значение для П. Каждый раздел П. имеет опору в соответствующем разделе психологии: дидактика опирается на теорию познавательных процессов и умственного Р.; теория В. опирается на психологию личности. Так же существует связь с медициной, историей, антропологией, математикой и др. науками. Черпая информацию у других наук, П. сама является источником для них. 5. Категориальный аппарат педагогики. Педагогические категории – это основные педаго гические понятия, выражающие научные обобщения. Вопрос: для чего необходимо изучать педагогические категории? Категории необходимо знать для того, чтобы понимать язык науки. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование, а также общенаучные категории развитие и формирование. Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый). В педагогике понятие воспитания употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле В. — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под В. понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле В. — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле В. — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В. носит исторический характер, т.к. оно возникло вместе с человеческим обществом, и будет существовать пока существует человеческое общество. В. носит также классовый характер, т.к. служит господствующему классу, который определяет направленность, содержание, цели, методы, формы, средства воспитания. Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств (Коджаспирова Г.М.). Следующая основная категория педагогики — обучение. Это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основные свойства Обуч.: - целенаправленный процесс; - специально организованный; - процесс двусторонний; - динамичный; - целостный. Специфическое свойство: управляемый, т.к. учитель управляет процессом познания ученика. Основу Обуч. составляют знания, умения, навыки (ЗУН). Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки — умения, доведенные до совершенства путем многократного упражнения. Обуч. имеет воспитывающий характер, т.е. учитель, передавая ученику те или иные знания всегда воспитывают. Образование — это процесс и результат развития личности в ходе её Обуч. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. О. — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В древнем афоризме сказано: «О. есть то, что остается, когда все выученное забывается». СМ. В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают - начальное, - среднее, - высшее О. СМ. По характеру и направленности О. подразделяется на общее, профессиональное и политехническое. Общее О. даёт знания, умения и навыки необходимые каждому человеку независимо от его будущей профессии. Профессиональное О. даёт знания, умения, навыки для определённой профессии, уровня квалификации. Политехническое О. знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни. Самообразование — специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом (Коджаспирова Г.М.). Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов. Ф. личности. Понятие, которое имеет как общесоциальное, так и педагогическое содержание. Как социальное понятие оно обозначает процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений. Как педагогическое понятие оно близко по значению к понятию В. — целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения (Коджаспирова Г.М.). Развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. Выше перечисленные и рассмотренные категории – это не обособленные понятия. Они взаимосвязаны, связи между ними сложны.