Тема: «Объективность оценивания образовательных результатов в условиях дистанционного обучения» - презентация опыта.
Учитель информатики МБОУ СОШ №15 с.Казинка
Шпаковского района Ставропольского края
Бойко Жанна Ивановна
IV четверть 2019-2020 учебного года прошла для нас в необычном режиме, а именно дистанционного. Весь образовательный процесс был построен на основе методических рекомендаций Министерства Просвещения по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, писем Министерства образования Ставропольского края от 18 марта 2020 года № 02-23/3 136 «Об организации дистанционного онлайн-обучения» и от 23 марта 2020 года № 02- 23/3289 «О направлении уточненных рекомендаций по организации дистанционного обучения». Сразу же встал вопрос, как эффективно организовать процесс обучения информатики в дистанционном режиме. Сразу же определилась главная проблема дистанционного обучения – необъективность. А вместе с тем, Рособрнадзор обязал школы повысить объективность образовательных результатов (письмо Рособрнадзора от 13.03.2018 № 05–71).
Передо мной встал вопрос. Как эффективно организовать оценку качества образовательных результатов в условиях дистанционной работы. Сделать процедуры оценивания объективными в штатном режиме работы школы – задача непростая, а уж поддерживать объективность в условиях дистанционного обучения кажется еще более сложной задачей. Есть ряд вопросов:
Более 50% учащихся не имеют компьютеров (3-5 детей в семье , ПК 1 на всех)
Нет специальных приложений для реализации практических заданий на компьютере
Ну, и самое главное: низкая скорость интернет (сельская местность).
Коммерческие платформы обучения (низкие доходы населения)
Как я решала данную проблему? Министерство просвещения РФ и министерство науки и высшего образования РФ рекомендовало перечень платформ для работы в условиях дистанционного обучения:
Платформа «Онлайн-образование» (Моя школа в online) | Учебные материалы для самостоятельной работы в помощь учителям, ученикам 1–11-х классов и их родителям. Материалы включают выдержки из учебников, которые входят в федеральный перечень. Выложили темы, которые дети должны освоить в 4-ой четверти |
Российская электронная школа | Интерактивные уроки с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны. Ресурс содержит тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Разместили дидактические и методические материалы по всем урокам |
Московская электронная школа | Позволяет проверять ошибки, общаться с учителями, выполнять домашние задания, использовать материалы для подготовки к уроку. Содержит варианты контрольных и тестов. В библиотеку МЭШ загружено в открытом доступе более 769 тыс. аудио-, видео- и текстовых файлов, свыше 41 тыс. сценариев уроков, более 1 тыс. учебных пособий и 348 учебников издательств, более 95 тыс. образовательных приложений |
Телеканал Мособртв | Первое познавательное телевидение, где школьное расписание и уроки представлены в режиме прямого эфира |
Профориентационный портал «Билет в будущее» | Ресурс содержит видеоуроки для средней и старшей школы. Позволяет проводить тестирования и погружаться в различные специальности и направления подготовки уже на базе школьного образования |
Сервис «Яндекс.Учебник» | Ресурс содержит более 35 тыс. заданий по русскому языку и математике разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. В числе возможностей – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для учеников |
Сервис «ЯКласс» | Сервис позволяет проверять знания учеников. Учитель задает школьнику проверочную работу, ребенок заходит на сайт и выполняет задание педагога. Если ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчет о том, как ученики справляются с заданиями |
Образовательная платформа «Учи.ру» | Школьникам предлагают интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению. В личных кабинетах пользователей есть чат, где учителя, ученики и родители могут обсуждать задания, свои успехи и прогресс. |
Электронные версии УМК от издательства «Просвещение» | Предоставили доступ к учебникам и специальным тренажерам для отработки и закрепления полученных знаний. Для работы с учебниками не нужен интернет |
Система «Маркетплейс образовательных услуг» | В наполнение ресурса участвуют ведущие российские компании разного профиля: Яндекс, 1С, Учи.ру, Скайенг, Кодвардс, издательство «Просвещение» и другие |
Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум» | Представлено более 72 школьных олимпиад |
Онлайн-платформа «Мои достижения» | Содержит широкий выбор диагностик для учеников с 1-го по 11-й класс по школьным предметам и различным тематикам. Материалы разработали специалисты Московского центра качества образования |
Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» | Позволяет школьникам знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий и программирования. В уроках используют образовательные программы в области цифровых технологий от Яндекс, Mail.ru, Лаборатория Касперского, Сбербанк, 1С. Занятия проходят в виде увлекательных онлайн-игр и адаптированы для трех возрастных групп – учащихся младшей, средней и старшей школы |
Платформа новой школы от Сбербанка | Ресурс позволяет сформировать персонифицированную образовательной траектории в школе |
Курсы от образовательного фонда «Талант и успех» на платформе Сириус.Онлайн | Разместили дополнительные главы по геометрии для 7–9-х классов, комбинаторике для 7-го класса, лингвистике, фонетике и графике. В ближайшее время станут доступны дополнительные главы по физике для 8-го и 9-го классов, а также по информатике. Курсы подготовлены руководителями и ведущими преподавателями образовательных программ Центра «Сириус». Объем каждого курса составляет от 60 до 120 часов. Ученики, которые успешно пройдут курсы, смогут получить сертификат от Образовательного центра «Сириус» |
И другое | |
Ознакомившись со многими из них, проанализировав все стороны, плюсы и минусы остановилась на РЭШ Российская электронная школа
Пройти процедуру регистрации на платформе поможет ГИД РЭШ
https://resh.edu.ru/guide
Привязка к учителю
Структура урока
На платформе представлены уроки информатики организованы с 7 по 11 класс. Можно осуществлять поиск урока по теме, а также по классу и предмету.
Интерактивные уроки включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок. Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика.
Видеоролики с лекциями учителей дополняются иллюстрациями, фрагментами из документальных и художественных фильмов, аудиофайлами, копиями архивных документов и т.п. Дополнительные материалы к урокам предоставлены партнёрами «Российской электронной школы» и доступны только зарегистрированным пользователям. Все указанные материалы используются исключительно в образовательных целях в полном соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Можно использовать образовательные ресурсы «Российской электронной школы» не только как дополнительный материал при организации занятий, но и как способ перенять опыт и наработки коллег. Также там можно найти рабочую программу по каждому предмету, конспекты уроков, упражнения и проверочные задания по теме. Предлагаемые лабораторные и практические работы позволят продемонстрировать, как на практике работают те законы, о которых мы рассказываем в классе.
Содержание дидактических и методических материалов полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, что подтверждается результатами независимой экспертизы. Здесь можно рекомендовать своим ученикам посещение интерактивных уроков и дополнительные материалы электронной школы для повышения качества их знаний, а также для подготовки к Всероссийским проверочным работам и государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Комплексный подход к обучению будет способствовать успешному освоению школьной программы учениками и позволит добиться высокой успеваемости.
Например, один из уроков информатики, 8 класс Тема: «Запись ветвлений на языке Паскаль».
Определить тему урока (написать правильный ответ)
Ознакомиться с новой темой самостоятельно (посмотреть видеоурок)
4.Выполнить тренировочные задания. (ознакомиться с результатом усвоения) Получить оценку.
5.Выполнить контрольные задания В1
6.Выполнить контрольные задания В2 (высокий уровень)
План работы по информатике опубликовывался на сайте нашей школы и обновлялся каждую неделю. А также ежедневно задания были вывешены в классных группах в WhatsApp. В план каждого урока вносила ссылку на портал по теме урока для тех, у кого есть возможность изучать электронные ресурсы. Во время изучения урока дети могли писать, задавать вопросы учителю, если что-то было недостаточно понятно. Оценки отправлялись с пояснением в текстовой и голосовой форме, почему была выставлена та или другая оценка, объяснением ошибок и неточностей, рекомендациями на повторение или более внимательном изучении.
Также о результатах можно сообщить учителю, прислать скриншоты на WhatsApp или электронную почту.
Есть учащиеся, которые не смогли зарегистрироваться на данном портале, в силу различных причин, тогда делала скриншоты заданий и бросала в группу учащихся в WhatsApp. Обратно, также поэтому каналу получала фото с ответами в тетради ученика, и таким образом, происходила работа, были охвачены все учащиеся. Сложнее всего было с теми учащимися, которые не имеют доступ в интернет. С ними была организована следующая система: задания распечатывались вместе с планом, что необходимо изучить (с примерами выполненных заданий для образца) и выполнить, оставлялись в школе в почтовом ящике, через неделю учитель забирал ответы, оценивал и снова оставлял другие уроки и задания. В работе с учащимися я также использовала специальные рабочие тетради, по которым можно было определить уровень усвоения знаний по теме.
Иногда приходилось корректировать план урока:
дети с ПК и интернет и приложения;
дети, у которых нет специальных ресурсов для выполнения практических заданий
Ведь это ещё одна проблема в информатике, как увидеть результат выполнения работы в приложении на ПК, и как организовать работу ученика, который не имеет специальных ресурсов для выполнения практической работы?
С первыми все понятно, делаем видеозапсись или фото с экрана ПК и присылаем на WhatsApp или электронную почту, обратно также по этому каналу связи - оценку. Со вторыми сложнее, конечно это будут тестовые задания или текущий контроль знаний. Получается, что дети выполняют разные задания.
Проблемы объективности оценивания образовательных результатов при дистанционном обучении остаются открытыми, так как всё же остаётся возможность ребёнка подсмотреть подсказки в интернет, учебнике, получить подсказку от близких и одноклассников, низкая скорость интернет не позволяет проводить уроки в режиме «онлайн», да и дети, которые не имеют интернет и компьютер, также ограничены в возможностях при изучении предмета, встречаются ошибки в тестах на сайте. Поэтому проблема в объективности есть.
В целом, при определенных благоприятных условиях можно грамотно использовать данный ресурс, тем более бесплатный, что немало важно в сельской местности для людей с небольшим доходом. Некоторые уроки я бы рекомендовала для подготовки учащихся к ГИА.