Дисциплина | Тема занятия | Цели занятия | Задачи | Домашнее задание |
ОП.08 Безопасность жизнедеятель-ности | Обеспечение безопасности в повседневной жизни | образовательная: ознакомиться со средствами пожаротушения, их классификацией, устройством и принципом действия, отработать правила поведения в местах повышенной социальной опасности, научиться действовать в опасных дорожных ситуациях; воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; развивающая: развивать интерес к дисциплине, любознательность, мышление, способность к поиску ответов на возникшие вопросы. | 1) изучить меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; 2) узнать правила безопасного поведения участников дорожного движения; 3) научиться применять первичные средства пожаротушения; 4) узнать правила безопасного поведения в местах повышенной социальной опасности. | Изучить учебный материал. |
ПРАКТИЧЕКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема: «Обеспечение безопасности в повседневной жизни»
Методические указания:
Ознакомьтесь с краткими теоретическими сведениями.
Внимательно прочитайте задания практического занятия.
Запишите тему и цель практического задания.
Выполните задания.
Сделайте выводы.
Практическое задание 1 «Использование пожарного инвентаря и подручных средств на начальной стадии развития пожара».
Изучить назначение, классификацию, устройство и принцип действия первичных средств тушения пожаров, выполнить практическое задание «Огнетушители».
Краткие теоретические сведения
Огнетушители играют огромную роль при тушении пожара в начальной стадии. Действуя огнетушителем, необходимо приблизиться к огню на безопасное расстояние в несколько метров и, наклонившись, ударить распределителем о твердый предмет. Огнетушитель хотя и очень эффективен, но работает недолго, поэтому его струю надо сосредоточить на чем-то одном. Поскольку от пламени идет очень сильный жар, то первую, пробную струю нужно направить в пространство перед собой, а уже затем тушить горящие предметы короткими и точными струями, помня о том, что емкости сосуда хватает лишь на несколько минут. Тушить огонь следует в первую очередь для того, чтобы открыть проход отрезанным огнем людям.
Огнетушители - это технические устройства, которые предназначаются для тушения очагов горения в начальной стадии, а также для противопожарной защиты небольших сооружений, машин и механизмов. Огнетушителями по требованию Госпожнадзора должны быть оборудованы все образовательные учреждения, предприятия (организации, склады, офисы и т.п.). Также они необходимы для обеспечения личной безопасности дома, семьи, близких людей, имущества.
Огнетушители классифицируются по ряду параметров, а именно: объему корпуса, виду пусковых устройств, способу подачи огнетушащего состава, виду огнетушащих средств. По объему корпуса огнетушители условно подразделяют:
на ручные малолитражные с объемом корпуса до 5 л (такой можно возить с собой в машине);
промышленные ручные с объемом корпуса от 5 до 10 л (для офиса или дома);
стационарные и передвижные с объемом корпуса свыше 10 л (для промышленных предприятий). Корпуса огнетушителей с большим объемом заряда устанавливаются на специальные тележки.
По виду пусковых устройств огнетушители подразделяют на три группы:
с вентильным затвором;
запорно-пусковым устройством пистолетного типа;
пуском от постоянного источника давления.
По способу подачи огнетушащего состава выделяют четыре группы огнетушителей:
под давлением газов, образующихся в результате химической реакции компонентов заряда;
давлением газов, подаваемых из специального баллончика, размещенного в корпусе огнетушителя;
давлением газов, предварительно закачанных непосредственно в корпус огнетушителя;
собственным давлением огнетушащего вещества.
В соответствии с видом применяемого огнетушащего средства огнетушители могут быть:
водные;
пенные (химические, химические воздушно-пенные, воздушно-пенные);
газовые (углекислотные, аэрозольные-хладоновые, бромхла-доновые);
порошковые.
Наибольшее распространение получили пенные, газовые и порошковые огнетушители. Рассмотрим назначение и устройство некоторых огнетушителей.
Воздушно-пенные огнетушители (ОВП) предназначены для тушения твердых веществ и материалов, загораний тлеющих материалов, горючих жидкостей (масла, керосин, бензин, нефть) на промышленных предприятиях, складах горючих материалов. Данные огнетушители не предназначены для тушения загораний веществ, горение которых может происходить без доступа воздуха (алюминий, магний и их сплавы, натрий и калий), и электрооборудования, находящегося под напряжением. Эти огнетушители должны эксплуатироваться в диапазоне рабочих температур от 5 до 50°С. Промышленность выпускает ручные воздушно-пенные огнетушители типа ОВП-5 и ОВП-10, а также перевозимые на тележках ОВП-50.
Для приведения огнетушителя в действие необходимо снять его с помощью транспортной рукоятки и поднести к месту горения, сорвать пломбу и нажать на рычаг запорно-пускового устройства. При этом игла прокалывает мембрану баллона, и газ по сифонной трубке устремляется в корпус. Пену следует направить на очаг горения. При работе огнетушитель держат в вертикальном положении.
Зимой огнетушители обычно хранят в теплых помещениях. Проверку и зарядку баллонов с СО2 выполняют на специальных зарядных станциях.
Химические пенные огнетушители (ОХП) предназначены для тушения горящих твердых материалов и горючих жидкостей. Область применения их почти безгранична, за исключением тех случаев, когда огнетушащее средство способствует развитию процесса горения или проводит электрический ток. Категорически запрещается их использование для тушения горящих кабелей и проводов, находящихся под напряжением, а также щелочных материалов. Механизм образования в огнетушителе химической пены следующий. Заряд огнетушителя двухкомпозиционный: щелочной и кислотный. Щелочная часть представляет собой водный раствор двууглекислой соды. В щелочной раствор добавляют небольшое количество вспенивателя. Кислотная часть ОХП - смесь серной кислоты с сульфатом оксидного железа или сульфата алюминия. Ее хранят в специальном полиэтиленовом стакане. Щелочной раствор заливают непосредственно в корпус огнетушителя. При соединении щелочной и кислотной частей происходят реакции. Образующийся при этом СО2 интенсивно вспенивает щелочной раствор и выталкивает его через спрыск наружу. Вспениватель и образующийся при реакции гидроксид железа повышают стойкость пены.
Для приведения огнетушителя ОХП-10 поворачивают химический пенный ручку запорного устройства на 180°, опрокидывают корпус вверх дном, горловиной вниз, выходящую струю пены направляют на очаг горения твердых веществ или, начиная с ближнего края, покрывают пеной поверхность горящей жидкости.
Углекислотные (газовые) огнетушители (ОУ) предназначены для тушения небольших очагов горения веществ, материалов и электроустановок, за исключением веществ, которые горят без доступа кислорода. Углекислотные огнетушители получили наибольшее распространение из-за их универсального применения, компактности и эффективности тушения.
В качестве огнегасительного средства используют С02 - бесцветный газ с едва ощутимым запахом, который не горит и не поддерживает горения, обладает диэлектрическими свойствами.
Диоксид углерода в жидком газообразном состоянии, попадая в зону горения, понижает концентрацию (содержание) кислорода, охлаждает горящие предметы, и в результате горение прекращается. С помощью СО2 приостанавливают горение как на поверхности, так и в замкнутом объеме. Достаточно 12-15 % содержания СО2 в окружающей среде, чтобы горение прекратилось.
Для приведения огнетушителя в действие необходимо снять его с помощью транспортной рукоятки и поднести к месту горения, сорвать пломбу и нажать на рычаг запорно-пускового устройства. При этом игла прокалывает мембрану баллона, и газ по сифонной трубке устремляется в корпус. Пену следует направить на очаг горения. При работе огнетушитель держат в вертикальном положении. Зимой огнетушители обычно хранят в теплых помещениях. Проверку и зарядку баллонов с СО2 выполняют на специальных зарядных станциях. Огнетушитель углекислотный ручной состоит из металлического баллона, в котором под давлением 170 кг/см2 находится жидкая углекислота, вентиля с сифонной трубкой и раструба. Вентиль снабжен предохранительной мембраной, разрывающейся при температуре 50°С и при повышении давления в баллоне до 220 кг/см2. При приведении огнетушителя в действие раструб направляют на горящий предмет и открывают вентиль. Благодаря мгновенному расширению и резкому понижению температуры до - 55°С жидкая углекислота выбрасывается в виде углекислого снега. Время действия углекислотных огнетушителей 25 - 60 с, дальность действия – 1,5-3,5 м.
Аэрозольные огнетушители предназначены для тушения загорания небольших очагов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, твердых веществ, электроустановок, находящихся под напряжением, и различных материалов, кроме щелочных металлов и кислородосодержащих веществ, то есть веществ, которые горят без доступа кислорода.
В аэрозольных огнетушителях в качестве огнетушащего средства применяют парообразующие углеводороды (бромистый этил, хладон, смесь хладонов или смесь бромистого этила с хладоном и др.). В огнетушитель закачного типа нагнетается огнегасительное средство либо огнегасильное вещество и дополнительный (рабочий) газ (например, воздух, азот). Ручные аэрозольные огнетушители имеют рабочие объемы заряда: 0,25; 0,5; 1,0 л. Огнетушители аэрозольного типа просты по устройству, при правильном содержании надежны в эксплуатации. Эти малогабаритные, облегченные огнетушители широко применяются для технического оснащения легкового автотранспорта. Недостаток аэрозольных огнетушителей заключается в том, что при работе с ними надо соблюдать технику безопасности, так как огнетушащие вещества являются нежелательными для вдыхания человеком. Если обнаружена утечка огнетушителей, они сдаются в ремонт в специализированные мастерские.
Порошковые огнетушители – это самый популярный вид огнетушителей, их применяют для ликвидации всех типов возгораний. Выпускают три типа порошковых огнетушителей: ручные (переносные), передвижные и стационарные. В качестве огнетушащего вещества используют порошки общего и специального назначения.
Ручной порошковый огнетушитель ОП-5 предназначен для тушения небольших загораний на мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях, сельскохозяйственной техники. Также он эффективен для тушения электроустановок, находящихся под напряжением. Такими огнетушителями рекомендуется оборудовать противопожарные щиты на химических объектах, в гаражах, мастерских, офисах, гостиницах и квартирах. Огнетушитель эффективно работает при температуре от -50 до +50 °С.
Принцип действия огнетушителя ОП-5 заключается в следующем. При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (азот, углекислый газ). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создает избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу, Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода воздуха.
Чтобы привести в действие огнетушитель ОП-5, необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку. Затем поднять рычаг до отказа, направить ствол-насадку на очаг пожара и нажать на курок; через 5 с приступить к тушению пожара.
К недостатку порошковых огнетушителей можно отнести то, что после использования огнетушителя не всегда удается убрать порошок. Например, при тушении двигателя автомобиля масло, порошок и температура создают такие побочные явления, что восстановить работоспособность двигателя бывает очень трудно.
Практическое задание «Огнетушители».
Сопоставьте характеристики и типы огнетушителей.
| ОХП | ОУ | ОВП | ОП |
Принцип пожаротушения | | | | |
Ограничения применения | | | | |
Способ приведения в действие | | | | |
Практическое задание 2 «Отработка правила безопасного поведения в местах повышенной социальной опасности».
Выполнить ситуационные задачи 1, 2 и 3.
Ситуационная задача 1 «Поведение в толпе».
Человек, проходя мимо площади, на которой был организован митинг, заинтересовался происходящим и подошел к трибуне. Вдруг произошел взрыв, в толпе началась паника. Человек не удержался на ногах и упал. Перечислите правила безопасного поведения в толпе. Укажите, какими должны быть действия человека при падении.
Ситуационная задача 2 «Действия при обнаружении взрывного устройства».
В автобусе обнаружена сумка, оставленная без присмотра. Существует вероятность, что в ней находится взрывное устройство. Ваши действия?
Ситуационная задача 3 «Действия при захвате заложников».
Вы находитесь на занятии. Внезапно входят трое мужчин в масках и с оружием. Они объявляют, что вы являетесь заложниками. Ваши действия в данной ситуации?
Практическое задание 3 «Действия участников дорожного движения в опасных ситуациях: отвлечение внимания от дороги; автобус на противоположной стороне дороги; переход проезжей части, с ожиданием на разделительной полосе; правильная оценка скорости транспорта и времени для перехода».
Выполнить практические задания «Причины ДТП», «Действия участников дорожного движения в опасных ситуациях».
Практическое задание 3.1 «Причины ДТП».
Перечислите причины аварий на дороге:
1. ________________________________________________________
2. ________________________________________________________
3. ________________________________________________________
4. ________________________________________________________
5. ________________________________________________________
Практическое задание 3.2 «Действия участников дорожного движения в опасных ситуациях».
Укажите алгоритм поведения в ситуациях:
Ситуация | Действия водителя, пассажира и пешехода |
отвлечение внимания от дороги | |
автобус на противоположной стороне дороги | |
переход проезжей части, с ожиданием на разделительной полосе | |
правильная оценка скорости транспорта и времени для перехода | |