СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обеспечение преемственности обучения английскому языку в начальной и основной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость осуществления преемственности обусловлена требованием Федеральных государственных образовательных стандартов, которое направлено на «обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации;…доступности получения качественного основного общего образования; преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;… на формирование условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности».

Просмотр содержимого документа
«Обеспечение преемственности обучения английскому языку в начальной и основной школе»

Обеспечение преемственности обучения английскому языку в начальной и основной школе.

Одним из важнейших факторов успешности образовательного процесса является эффективное обеспечение преемственности обучения в начальной и основной школе. Необходимость осуществления преемственности обусловлена требованием Федеральных государственных образовательных стандартов, которое направлено на «обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации;…доступности получения качественного основного общего образования; преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;… на формирование условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности».

Правильная организация преемственности применительно к предмету «Английский язык» имеет особое значение, так как специфика обучения предполагает создание социокультурной коммуникативной среды на уроках.

Преемственность предполагает разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всём протяжении обучения. В современной отечественной педагогической практике принцип непрерывности и преемственности образования реализуется через следующие направления, которые определяют целостность, последовательность и системность всего образовательного процесса: методологическое единство; единство целей; содержательное единство; процессуальное единство; единство оценивания образовательных достижений учащихся.

Как правило, учитель, работающий в начальной школе, продолжает работу в том же классе и на следующей ступени, что позволяет соблюдать принцип преемственности.

Причины трудностей, испытываемых школьниками при переходе из начальной в основную школу, часто состоят в «скачке» из одной системы обучения в другую, в нестыковке программ, форм обучения, дисциплинарных требований, стилей общения и многом другом. К характерным проблемам учащихся 5 классов относят неодинаковый уровень подготовки детей, который вызван множеством программ начальной школы, не всегда согласованных с программами основной школы. Содержательное единство преемственности включает в себя, безусловно, программу обучения, то есть учебник. В настоящее время в нашей школе обучение ведется по УМК Верещагиной И., Притыкиной и др, а также по УМК Английский в фокусе. Курсы охватывают начальную, среднюю и старшую школу (2-11 классы). Учебники ориентированы как на обучение учащихся общению на английском языке, так и на интеллектуальное, эмоциональное и общее речевое развитие детей средствами английского языка. Наличие двух разных УМК на начальном этапе обусловлено необходимостью обеспечить преемственность. Несмотря на то, что в начальной школе в нашей ОО не предусмотрено углубленное обучение английскому языку, в основной школе было бы проблематично осуществлять изучение английского языка на продвинутом уровне, не продолжая выбранный УМК. В плане методической преемственности необходима единая стратегия обучения, обеспечивающая четкую формулировку и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и через использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от начальной школы к средней и старшей школе, и в этом контексте более перспективными следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции.

Преемственность при изучении иностранного языка в начальной и средней школе  также обеспечивается посредством учета внутрипредметных связей при формировании всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

В начальной школе создаются условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. На первой ступени обучения формируется элементарная коммуникативная компетенция  (речевая и языковая) и, соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также элементарные лингвистические представления  и  общеучебные  умения. Раннее изучение иностранного языка полезно и доступно всем детям, независимо от их способностей, поскольку оно оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения; стимулирует развитие речевых способностей ребенка, что положительно сказывается также и на владении родным языком.

Но при переходе на основную ступень обучения в связи с усложнением учебного материала интерес учеников к изучению иностранного языка снижается. Специфика предмета «Иностранный язык» требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать. Можно выделить следующие причины снижения познавательной активности:

  • большое количество новых слов;

  • при изучении темы нет опоры на родной язык, так как в родном языке отсутствует данное явление («Артикль», «Фразовые глаголы»);

  • данное явление ещё не изучалось на родном языке.

Традиционно трудными являются такие аспекты речевой деятельности как восприятие на слух, аналитическое чтение, письменная речь.

Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Преемственность предполагает плавный переход на следующую ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Именно интерес заставляет ребенка заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младшего подростка различны. Таким образом, необходимым условием в обеспечении преемственности в обучении и развитии  является и учет психологических особенностей младших школьников и подростков.