СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обеспечение преемственности в освоении программ дошкольного и начального образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Наша МКОУ "Глебовская средняя общеобразовательная школа"  уже не один год сотрудничает  с МКДОУ «Глебовский детский сад». За годы работы накопился опыт работы по преемственности, который представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления.                    

Просмотр содержимого документа
««Обеспечение преемственности в освоении программ дошкольного и начального образования"»

Выступление на районном семинаре учителей

начальной школы и воспитателей ДОУ на тему

«Обеспечение преемственности в освоении программ дошкольного и начального образования»

(21.03.2018 г.)


Подготовила: Обухова Г.В., зам. дир. по УВР

МКОУ «Глебовская средняя

общеобразовательная школа»,

учитель начальных классов.

Проблема преемственности между начальным образованием и дошкольным актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется, как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Преемственность между школой и ДОУ - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, требования к структуре Программы и ее объёму, принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального Общего образования – важные этапы в преемственности школы и детского сада.

На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной - на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). (Слайд 2)

Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Наша школа уже не один год сотрудничает с МКОУ «Глебовский детский сад». За годы работы накопился опыт работы по преемственности, который представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления.

Ежегодно разрабатывается, согласуется и утверждается план преемственности, который включает в себя цель и актуальные задачи, мероприятия по их реализации. (Слайд 3)

Цель:  реализация единой линии общего развития ребенка, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства, в связи с внедрением в практику работы ФГОС дошкольного образования. 

Задачи:

  1. Создать систему непрерывного обучения, обеспечивающую эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на данных ступенях образования.

2. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.

3. Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе:

- разговорной речи и самостоятельного связного речевого высказывания;

- фонематического слуха.

4. Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников самостоятельности, ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых.

5. Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности.

6. Учителю начальной школы изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями подготовительной группы детского сада.

7. Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе.

Сентябрь

  1. Организационно-педагогическая работа по формированию группы по подготовке к школе.

  2. Составление и утверждение плана работы школы и детского сада.

  3. Подбор методической литературы по подготовке детей к школе, составление рабочей программы по курсам «От слова к букве», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка»; составление методических разработок, конспектов занятий, диагностик, тестов, приобретение новинок.

  4. Экскурсия детей в школу.

  5. Проведение диагностических работ.

Октябрь

  1. Корректировка вопроса об обеспечении преемственности программ дошкольного и начального школьного образования.

  2. Открытые занятия для учителя группы по подготовке к школе.

  3. Тематическая выставка: « Готовность ребенка к школе».

  4. Чтение художественной литературы, беседы с детьми о школе (с приглашением учеников, бывших воспитанников д/с).

  5. Анализ диагностики готовности детей к занятиям в школе.

Ноябрь

  1. Коррекционная работа с детьми по результатам диагностики.

  2. Изучение методлитературы, статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Семья и школа», «Вестник образования», «Дошкольное образование» по вопросам подготовки к школе.

  3. Организация взаимопосещений воспитателями детского сада учителем школы уроков/занятий.

Декабрь

  1. Консультация для родителей: «Проблемы школьного обучения в связи с введением ФГОС НОО».

  2. Тематическая выставка для родителей «Что должен знать и уметь первоклассник».

  3. Организация экскурсии детей в школьный краеведческий музей.

Январь

  1. Контроль администрации за учебной нагрузкой в группе по подготовке к школе.

  2. «Зимние игры и забавы» на игровой площадке школы с участие дошкольников и учеников начальной школы.

  3. Открытые занятия для родителей.

Февраль

  1. Объединенный семинар-практикум «Готовность детей к школе».

  2. Посещение воспитателями методического объединения начальных классов.

  3. Совместная выставка рисунков старших дошкольников и первоклассников - «День мужества».

  4. Праздник «Масленица».

Март

  1. Организация мини-концерта учащимися 3 класса.

  2. Районный семинар-практикум учителей начальных классов и воспитателей детских садов по проблеме «Обеспечение преемственности в освоении программ дошкольного и начального образования».

Апрель

  1. Повторная диагностика группы по подготовке к школе.

  2. День открытых дверей.

  3. Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!”

Май

  1. Праздник «Прощай, детский сад. Здравствуй школа!».

  2. Медико-психолого-педагогическое обследование группы. Утверждение готовности к школе.

  3. Родительское собрание для будущих первоклассников.

  4. Участие в празднике «Прощай, начальная школа!»

Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

  • методическая работа с педагогами;

  • работа с детьми;

  • работа    с   родителями.

  1. Методическая работа – одно из первых и самых главных направлений в обеспечении преемственности и залог успешной подготовки детей к школе:

  • Выбор программы и УМК (слайд 4);

  • ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику (Слайд 5);

  • обсуждение критериев "портрета выпускника" (Слайд 6);

  •    изучение    и    обмен     образовательных    технологий, используемых педагогами ДОУ и школы (Слайд 7).

  1. Работа с детьми:

  • знакомство детей со школой, учителями (Слайд 8);

  • организация совместных мероприятий (Слайд 9);

  • диагностика учителем-логопедом (Слайд 10);

  • психологом (Слайд 11).

III. Работа    с   родителями:

  •  анкетирование (получение    информации,    необходимой    для подготовки  детей   к   школе) (Слайд 12);

  • консультирование  родителей   по  вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе (Слайд 13).

В нашем сотрудничестве действуют следующие формы осуществления преемственности:

  • 1.     Периодически дети совершают экскурсию в школу. На занятиях (пятница с 09.50 до11.40) проводят 3 занятия по программе «Преемственность». (Слайд 14).

  • Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, кабинетами труда, актовым залом и др. (Слайд 15).

  • В сентябре дети подготовительной группы присутствуют на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей (Слайд 16).

  • 2.     За год до поступления детей, администрация школ определяет учителей, которые будут осуществлять набор первоклашек. Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года и в конце. Где они рассказывают о программах реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о приобретениях, необходимых для поступления в школу, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т.д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду (Слайд 17).

  • 3.     Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга. В ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада - будущим ученикам (Слайд 18).

  • 4.     Также проводятся коллективные и индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми (Слайд 19).

  • 5.     Проведение совместного спортивного развлечения с первоклассниками и детьми подготовительной группы стало давней традицией нашего детского сада, как и выступления бывших воспитанников ДОУ, теперешних учеников музыкальной школы, перед детьми старшего возраста (Слайд 20).

  • 6. Выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с теперешними воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах.(Слайд 21).