Обеспечение сохранения жизни и здоровья детей на уроке
У кого есть здоровье,
У того есть надежда.
А у кого есть надежда
У того есть всё.
- в физическом плане (умеет преодолевать усталость, действует в оптимальном режиме);
- в интеллектуальном плане (проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение);
- в нравственном плане (честен, эмпатичен (умеет сопереживать), самокритичен);
- в социальном плане (коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить);
- в эмоциональном плане (уравновешен, способен удивляться и восхищаться).
Педагогу в организации и проведении урока с позиций здоровьесбережения необходимо учитывать:
Педагогу в организации и проведении урока с позиций здоровьесбережения необходимо учитывать:
Педагогу в организации и проведении урока с позиций здоровьесбережения необходимо учитывать:
2. число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
Норма – 4-7 видов за урок.
Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
Педагогу в организации и проведении урока с позиций здоровьесбережения необходимо учитывать:
3. среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности.
Ориентировочная норма – 7-10 минут
4. число видов преподавания: словесный,
наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д.
Норма – не менее трех;
Педагогу в организации и проведении урока с позиций здоровьесбережения необходимо учитывать:
5. чередование видов преподавания.
Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискусии, обсуждения.
Педагогу в организации и проведении урока с позиций здоровьесбережения необходимо учитывать:
7. наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как :
- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
- - метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); - активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); - методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
Педагогу в организации и проведении урока с позиций здоровьесбережения необходимо учитывать:
позы учащихся, чередование поз;
- физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность.
Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения
Педагогу в организации и проведении урока с позиций здоровьесбережения необходимо учитывать:
Педагогу в организации и проведении урока с позиций здоровьесбережения необходимо учитывать:
11. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных:
- со здоровьем и здоровым образом жизни;
демонстрация, прослеживание этих связей;
- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
- выработка понимания сущности здорового образа жизни;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
- - со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; - формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; - выработка понимания сущности здорового образа жизни; - формирование потребности в здоровом образе жизни; - выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
Педагогу в организации и проведении урока с позиций здоровьесбережения необходимо учитывать:
12. психологический климат на уроке;
13. наличие на уроке эмоциональных
разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с
комментариями и т.п.;
Педагогу в организации и проведении урока с позиций здоровьесбережения необходимо учитывать:
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14. плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15. момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-м уроке; на 3-м и особенно на 4-м уроках она уменьшается. У учащихся старших и средних классов повышение работоспособности наблюдается на 2-м и 3-м уроках, на 4-м она снижается, на 5-м, благодаря включению компенсаторных механизмов, наблюдается временное улучшение работоспособности с резким падением ее на 6-м уроке. Утомительность и малая эффективность 6-го урока подтверждается многочисленными исследованиями. Динамика дневной работоспособности учащихся 11-го класса отличается отсутствием периода повышенной работоспособности на 5-м уроке.
Динамика работоспособности учащихся в течение недели также имеет свои характерные особенности. В понедельник работоспособность учащихся относительно невысока, что связано с врабатыванием после воскресного дня. Во вторник и среду работоспособность наибольшая, в четверг она несколько снижается, достигает минимума в пятницу. В субботу у учащихся средних и старших классов (за исключением 11-х) работоспособность несколько повышается, что объясняется эмоциональным подъемом в связи с предстоящим отдыхом.
Рисунок 1. Распределение нагрузки в течение недели Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется кривая с одним подъемом - в среду или четверг, или с двумя - в среду и в пятницу. Школьное расписание оценивается как "нерациональное" при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.
Педагогу в организации и проведении урока с позиций здоровьесбережения необходимо учитывать:
16. темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).