СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование мной, как учителем начальных классов, различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения напрямую зависит от реализации основных требований ФГОС НОО и применяемых в учебном процессе учебно-методических комплексов. 

Просмотр содержимого документа
«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения»

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных

технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

Использование мной, как учителем начальных классов, различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения напрямую зависит от реализации основных требований ФГОС НОО и применяемых в учебном процессе учебно-методических комплексов.

Учебно-методический комплекс «Начальная школа 21 века», разработанный под научным руководством Н.Ф. Виноградовой как система учебников по всем дисциплинам обязательной части Учебных планов уровня начального общего образования школ РФ, применяемый в моем образовательном процессе, обеспечивает достижение его высокого качества, а также гарантирует возможности для личностного развития каждого учащегося начальной школы.

Однако применение УМК само по себе не обеспечит высоких результатов, необходима трансформация содержания его компонентов – линии учебных предметов, основных идей УМК в непосредственную деятельность учителя так, чтобы он применял их в соответствии своих задач, применяемых технологий, личностных ресурсов и компетенций по организации образовательного процесса.

Требования современного периода жизни к образованию обнажил актуальность личностных компетенций учителя по разумному использованию им различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.

Относительно успешная и качественная организация мной учебного процесса с применением дистанционного образования в настоящее время связана с тем, что я в последнее время применяла разумное и паритетное сочетание технологий, в том числе электронного обучения. Все учебники УМК «Начальная школа 21 века» обеспечены электронными формами, их содержание в основном соответствует содержанию электронной платформы Учи.ру и сервиса Яндекс.Учебник.

Технология, которую я применяю, которая приносит высокие результаты обучающихся по предметам – это технология формирования контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся.

Суть технологии в том, что специально разработанный и выстроенный учебный процесс в начальной школе способствует формированию у учащихся способов самоконтроля и самооценки, которые, в свою очередь, формируют умения целеполагания, планирования и обеспечивают, в конечном счете, формирование универсальных учебных действий, контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

Мною создана модель образовательного пространства. В нем я выделяю два условных пространства: пространство урочной и пространство внеурочной деятельности. Они преемственны и взаимообусловлены.

Как критерий развития ученика в этих пространствах принимаю обобщенный способ учебных действий, обобщенное учебное умение. Выделяю познавательные, регулятивные, коммуникативные умения, умение быть гражданином малой Родины, Республики Бурятия, России, мира.

Названные умения я формирую посредством разработанного содержания урочной и внеурочной деятельности.

Содержанием моей работы служат все линии учебников УМК «Начальная школа 21 века», программы кружков и секций, тренингов и индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися.

Представляю, как «работает» технология в моей практической деятельности.

Запуск «работы» технологии в пространстве урочной деятельности задаю одной из форм ее организации – уроком. Главная функциональная направленность урока заключается в организации изучения учащимися нового знания и его моделирования. Тем самым пространство урока – это пространство решения детьми проблемных задач нового типа, вида, по разбору новой темы. Понятие «новое» предопределяет главное условие, при выполнении которого пространство урока в действительности будет «работать». Учебная задача – это принципиально новый тип вид знаний, формирующий новое учебное умение, способ учебных действий. Представлю указанное примером из организации обучения по учебному предмету «Русский язык». Так, к примеру, на уроках обучения грамоте вводятся новые понятия: Слово, слово-предмет, слово-признак, слово-действие, предложение, слог, деление слова на слоги. Звуки, различие звуков по артикуляции: (гласные, согласные). Звук, его характеристика.

Таким образом выделяются занятия для пространства уроков: сколько учебных задач, столько уроков изучения нового и его моделирования. Получается, что по обучению грамоте у меня 5 уроков изучения нового материала.

Основной и значимой формой пространства уроков является урок-моделирование, его

функциональная направленность – представление самими учащимися нового знания в знаковом виде и выделение в нем основных умений, составляющих новое обобщенное умение решать определенный тип задач.

Как правило, данный урок организую в групповой форме. Это связано и возрастными особенностями младших школьников, в первую очередь с тем, что лишь 3-5% от поступивших в школу умеют учиться, имеют высокий уровень обучаемости, а у остальных необходимо формировать умение учиться.

Потому у нас на уроках больше доминируют фронтальная и групповая формы работы, нежели индивидуальная. Например, дети, освоив такой способ действия как «знакомство с новым звуком» по обучению грамоте, сами определяют гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий звук и составляют характеристику нового звука и модель («звуковичок»). Дети в 1 классе сами легко рассказывают: «Буква ''бэ'' обозначает 2 звука [б] и [б']. Этот звук согласный, потому что при произношении воздух встречает преграду. Он звонкий. У него есть глухая пара [п]». https://youtu.be/g9EQFIgySJM

Запуск «работы» пространства занятий осуществляется организацией занятий первичного закрепления нового знания, способа учебного действия, умения.

Занятие в общем виде как форма организации образовательного процесса, которое не имеет жестких рамок по структуре, этапам, его функциональная направленность в организации отработки умений, их самоконтроля и самооценки, контроля и оценки.

Учебное занятие первичного закрепления умений организую двумя видами: как собственно занятие по закреплению, и как собственно занятие по диагностике, либо интегрированием и того и другого.

Содержание учебного занятия по закреплению умений позволяет мне поставить каждому своему ученику вопрос, что значит для него это новое знание, что конкретно он должен уметь, чтобы сказать, да, он знает, как решать эту задачу, дети на основе построенной модели представляют собственную систему умений.

Учебное занятие по диагностике значимо. Поскольку оно становится своеобразной платформой организации самооценки и самоконтроля учащихся, запускает перспективное планирование учащимися собственной траектории своего продвижения по формированию у него умения решать определенный тип, класс учебных задач.

Учебное занятие по диагностике я так же по-особому планирую, разрабатываю систему диагностических заданий, их количество зависит от количества решенных или решаемых учебных задач.

На уроке я даю самостоятельную работу, ребята ее выполняют, затем даю эталон, по которому они проверяют себя. Далее идет выяснение того, какие умения проверяла эта работа, в особенности, что (какое умение) проверяло каждое конкретное задание, заполнение листа самооценки, выясняем, смогли ли дети показать свои умения.

К примеру, в 1 классе на уроке русского языка по УМК «Начальная школа 21 века» даю задание: Обозначь зелёным цветом мягкие согласные:

Гнездо, карамель, кирпич, лягушка, щётка, тучка.

Почерк орфограммы в предложениях

Малыши ходили в рощу. Там озеро. У берега качались камыши..

Напиши слова с буквосочетаниями.

Затем после выполнения детьми этого заданий, даю эталон. Они сравнивают свои ответы с эталоном, выясняют, какие задания вызвали затруднение, фиксируют на листе самооценки, определяют, над чем надо поработать.


Рефлексируя, учащиеся определяют для себя задачи дальнейшей работы: идет выбор, какие задания ему следует выбрать из предложенных мной для последующей самостоятельной работы.

На учебных занятиях ученики работают над своими умениями, при этом выполняют задания формального уровня – по заданному или составленному алгоритму; также задания предметного уровня – ориентированные на выявление того, какие умения составляют изучаемое знание, составляют обобщенный способ решения определенного класса задач, так формируются обобщенные метапредметные умения.

Т аким образом, функциональная направленность учебных занятий – это отработка умений, по которым ребенок обнаружил либо частичное, либо полное их неусвоение.

Даю возможность учащимся работать над своими умениями в несколько иных условиях – предлагаю задания, позволяющие перенести их умения на новые ситуации решения различного типа задач, решение проектные задачи с использованием умений.

Сказанное покажу на примере.

В учебниках математики из УМК «Начальная школа 21 века» даются контрольные работы базового и повышенного уровня. Ученик сам выбирает вариант работы и оценивает свой уровень знаний и умений. Рубрика «Готовимся к олимпиаде» позволяет создать условия для демонстрации обобщенных метапредметных умений. Еще одной из форм их оценивания являются проектные задания. Ход их реализации сопровождается оценочной картой, в которые заносятся данные на каждого ученика. Организация работы по проектным заданиям включены во все учебники разных предметных линий. В ходе проектной деятельности учащимся дается широкий простор для применения технологий формирующего контрольно-оценочной самостоятельности. На этапах планирования работы и подготовке к защите проекта предъявляются требования к выполнению задания. В ходе работы над проектом дети соотносят свои результаты работы с требованиями, сформулированными совместно. На этапе представления проекта оценивание провожу по 3 уровням: самооценка (анкета), оценка одногруппников (цветовая символика), оценка учителя.

Отмеченное указывает на функциональную направленность указанных занятий по отработке умений – это решение нового круга задач с использованием сформированных у них умений. Мои ученики на занятиях могут стать экспертами и тьюторами для тех, кто еще не присвоил учебное умение, а те, кто присвоил умения, по своему желанию могут начать решать задачи в новых ситуациях.

Линию отработки умений провожу и в таком виде работы как самостоятельная работа. Суть ее – отработка умений вне уроков и внеучебной работы, дома. Самостоятельная работа – это система заданий разноуровневых, ориентированных на разных учащихся. Самостоятельную работу задаю как в начале изучения нового, так и после первой диагностической работы. Логика модели предопределяет появление занятий по самооценке результатов собственной работы на занятиях, самостоятельной работы. Тип и вид, а также время задают сами дети.

Настоящий период обучения в условиях перехода на дистанцию еще раз показал значимость системного и целенаправленного проведения самостоятельной работы. Для себя я определила перспективу дальнейшего применения моей технологии именно с позиции формирования компонентов такого обобщенного умения как самостоятельность.

Линия контроля и оценки выступает в качестве урока контроля и оценки. Функциональная направленность данных уроков – это выявление уровня сформированности умений учащихся и представление его в баллах и качественной оценкой.

Если до этого ребята оценивали и контролировали сами себя и друг друга преимущественно качественно, то данные уроки дают основания появлению количественной оценки различного вида.

Таким образом, учебную деятельность строю определенными фазами, этапами: фаза запуска – уроки изучения нового и моделирования, фаза отработки – учебные занятия диагностики, занятия по отработке и решению частных задач, самостоятельная работа, качественная самооценка и самоконтроль, качественная взаимооценка и взаимоконтроль, фаза контроля – уроки контроля – количественное оценивание.

Наряду с технологией формирования контрольно-оценочной самостоятельности (КОС) применяю технологию исследовательского обучения, ИКТ-технологии.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи, поэтому реализую и на учебных занятиях, и во внеурочной деятельности технологию исследовательского обучения.

Данная технология реализуется как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности.

При прохождении новой темы предлагаю детям организовать особое учебное исследование. Ученики формулируют тему урока, определяют задачи, которые помогают им планировать самим исследование по новой теме. Учащиеся работают с информацией, проводят сравнение, анализ, обобщение, делают выводы, «открывают» новое. Выдвигая версии по решению учебной проблемы, высказывают своё мнение, учатся принимать и анализировать позицию других.

К примеру, чтобы выяснить свойства воздуха на уроке окружающего мира мы с ребятами проводим опыты. Результаты опытов записываем в рабочую тетрадь. В ходе такого исследования дети сами делают выводы и проверяют правильность практических действий по учебнику. Это так называемая квази-исследовательская работа.

Также предлагаю детям провести собственные исследования, опираясь на алгоритм проведенного в классе исследования. Опираюсь на интересы учащихся и возможности родителей. Мы ежегодно выбирали тему исследования, проводили опыты, а с результатами выступали на республиканских научно-практических конференциях.

Итоги работ:

  • XV республиканская научно-практическая конференция «Первые шаги» https://clck.ru/N6yAQ

  • V Республиканская очно-заочная научно-практическая конференция «Секреты мастеров», посвященная академику П.Р. Атутову, секция «Декоративно-прикладное творчество», 2020г. https://clck.ru/N6yH9

  • Республиканский фестиваль детских исследовательских работ «Осенний экспресс https://clck.ru/hCDfk

  • Республиканский фестиваль детских исследовательских работ «Осенний экспресс»

https://clck.ru/hCDvr

  • Республиканский фестиваль детских исследовательских работ «Осенний экспресс»

https://clck.ru/hCDuY

  • Городская научно-практическая конференция «Новое поколение» https://clck.ru/hCEwW

На III Международной конференции учащихся «Научно –творческий форум» стали лауреатами заочного тура учащиеся, https://clck.ru/hCEyN

Учебно-исследовательская деятельность учащихся дает возможность им «открыть» для себя новое знание о предмете учебного исследования, способствует формированию навыков исследовательской деятельности.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют сформировать у учащихся, в первую очередь, цифровые навыки. Их актуальность подчеркнута еще раз с настоящим положением дел в связи с дистанционным обучением. Во-вторых, совершенствует навыки адекватной самооценки, а также технологии способствуют развитию учебной мотивации.

На уроках использую тестирующее устройство activateа. Это устройство в виде пульта позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся. Создала различные флипчарты для работы на данном устройстве, разработала банк тестовых заданий по русскому языку, математике. Мною накоплены электронные версии контрольных работ, раздаточных дидактических карточек, схем анализа различной деятельности (вычислительных навыков, техники чтения, мониторинг учебного процесса).

Начала осваивать plickers удобное приложение на телефоне, применяемое так же для тестирования учащихся.

Использование информационных дистанционных технологий в учебном процессе предоставляет возможность организовать участие учащихся в дистанционных олимпиадах. За последние годы они стали участниками «Олимпис» (28 учеников), «Учи.Ру» (30 учеников

На российской онлайн-платформе «Учи.Ру» учащиеся с 1 класса (2021-2022 уч.г.) в интерактивной форме изучают математику, русский язык, окружающий мир, английский язык. Там же организованы предметные олимпиады, марафоны между классами. Мой класс активно участвует, занимает 1 места https://clck.ru/hCFQS

С переходом на дистанционное обучение на данной платформе появились новые возможности, такие как «онлайн-уроки» (готовые уроки по пяти основным предметам) и «виртуальный класс», в которой мы проводим уроки. Эта намного облегчает взаимодействие с детьми в период дистанционного обучения, но из-за технических проблем не все учащиеся могут подключиться к данному виду обучения.

Программа «Активный учитель» образовательной платформы «Учи.Ру» стимулирует на организацию систематической работы с электронными ресурсами. Так, по итогам сентября 2019 года награждена грамотой «Активный учитель школы» ( по итогам марта 2020 г. заняла 1 место в школе среди учителей.

С 2013 года в нашей школе введен электронный журнал который дает возможность дистанционного общения с родителями. Родители узнают об отметках в момент их выставления, контролируют ребенка с помощью электронного журнала, своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью, знают, какие темы уроков пропущены по болезни, видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки.

Активно участвую в экспериментальной работе, проводимой в нашей школе по созданию банка тестовых заданий в программной оболочке M-тест. Мною для данной системы по основным темам программного материала учебных предметов 4 класса созданы банки тестовых заданий. Основной особенностью оболочки М-тест является то, что тестовая последовательность формируется для каждого тестируемого индивидуально.

В своей педагогической деятельности использую и возможности социальных сетей для решения самых различных задач, прежде всего, коммуникативных и информативных. Совместно с родителями создали закрытую группу в приложении – мессенджере «Viber», где размещаются объявления, фото-видеоматериалы с уроков, а в современный период, период дистанционного обучения – выполненные задания обучающихся.


Владение информационными технологиями

В своей работе использую следующую систему информационно-коммуникативных технологий:


Наименование используемого (созданного) программного обеспечения, ИТ

Продукт, созданный учителем с применением программного обеспечения, ИТ, и используемый в обучении по предмету

Результаты использования продукта

Power Point

Банк презентаций к урокам математики, обучения грамоте, русского языка.

Повышение познавательной и визуальной активности учащихся.

Тестовый редактор

М-тест

Банк тестовых заданий по математике, русскому языку, окружающему миру.

Проведение ежемесячного тестирования для определения качества образования по предмету.

Система интерактивного тестирования Activote

Флипчарты для уроков русского языка, математики

Ответы детей сразу обрабатываются компьютером и сразу выводится на экран, где каждый учащийся видит результат своей работы.

Plickers

Тестовые задания

МS Ассess

Таблицы базы данных учащихся 3 «Б» класса.

Оптимизация сбора данных, групповые операции, сдача отчетов.

Электронный журнал

eljur.ru

Текущая успеваемость учащихся, КТП, портфолио учащихся


Дистанционное обучение учащихся, формирование отчетов по предметам по итогам четверти, года.

Редактор фотографий

Photoshop


Создание визуальных заданий по предметам, интеллектуальных вопросов, фотоколлажи

Развитие нестандартного мышления учащихся, пополнение фото архива класса.