«Обезьянка Чика в гостях у детей»
Коррекционно-развивающее занятие в старшей логопедической группе
по лексической теме: «Животные жарких стран»
Коррекционно-образовательные задачи.
Уточнять и активизировать словарь по теме «Животные жарких стран».
Совершенствовать грамматический строй речи ( согласование числительного с существительным).
Распространять предложения однородными членами.
Употреблять имя существительное в т.п. («кем?»).
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие, тонкую моторику, координацию речи с движением, обоняние. Решать проблемные ситуации (исследовательская деятельность).
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.
Оборудование: картинки с изображением животных жарких стран и их детенышей, картина с изображением джунглей, фигуры животных, коробочки с ароматической композицией( запах фруктов), игрушка обезьянка, запись звуков джунглей и голосов животных жарких стран, пуговицы (разных цветов) , по 2 смайла на каждого ребёнка, мяч, индивидуальные карточки , презентация.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед: "Доброе утро, ребята. Посмотрите, к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Возьмитесь за руки, сделайте круг. Поприветствуем друг друга.
«В нашей группе все друзья,
Я, ты, он, она.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Все мы дружная семья,
Я, ты, он, она!»
II. Основная часть.
1.Д/ и «Узнай по запаху»
Логопед: Ребята, обратите внимание, у меня на столах лежат не обычные коробочки. Они вам нравятся? Выберите себе по одной коробочке.
Под музыку дети выбирают коробочки .
- Ах, какой аромат от них исходит, давайте отгадаем, что это за запах? (мандариновый, апельсиновый, лимонный, ананасовый, эвкалиптовый)
-Правильно, так пахнут экзотические фрукты.
- Где растут эти фрукты? (в южных странах).
Логопед: Правильно.
У нас сегодня не обычный гость, это обезьянка Чика, которая прилетела из жарких стран. Какие жаркие страны вы знаете?
Дети: Африка, Австралия, Индия, Южная Америка.
- Ой, я слышу какие-то звуки, давайте внимательно их послушаем.
Звучит запись отдельных голосов животных жарких стран.
-(звучит голос) – это лев
- белый медведь (р-р-р)
- лай лисицы
-жираф и его детёныш (звук)
- кенгуру (звук)
- коала (звук)
Логопед: Дети, а какое животное не живёт в южных странах?
Правильно , это лисица.
2.Д/ и «Деление слов на слоги»
Логопед раздает детям картинки, с изображением различных животных (жирафа, коала, крокодила, обезьянки, льва и т.д.) Дети присаживаются за столы и выкладывают с помощью пуговиц, количество слогов в словах-названиях животных.
Логопед просит прокомментировать.
-Дети: в слове «Жираф» 2 слога, в слове «Жирафёнок» - 5 слогов; в слове -крокодил 3 слога;– тигр 1 слог; верблюд, обезьянка – в слове обезьянка 4 слога; лев – 1слог, зебра – 2 слога.
- А теперь немного отдохнем:
3. Пальчиковая гимнастика.
Мы по Африке гуляли И зверей там повидали… | делаем движения по столу, указательным и средним пальцем обеих рук |
Длинношеего жирафа, высотою , аж в три шкафа | пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх |
Черепаху, тигра, льва и огромного слона | попеременно соединяем все пальцы начиная с мизинца |
Мы с жирафом поиграли , ананасы доставали | складываем из пальцев жирафа, на 2-ой строчке поднимаем пальцы вверх |
Тигра полосы считаем | энергично сжимаем кулаки |
Раз, два , три, четыре, пять… | загибаем пальцы сначала на одной руке, |
Раз, два , три, четыре, пять… | потом на другой – начиная с мизинца |
Всех полос не сосчитать | разводят руками в стороны |
Логопед: Дети, когда-то вы были маленькими и животные тоже, помогите мне вспомнить и скажите, кто кем был раньше.
4.Д/и «Назови детёныша»
Зебра была кем…зебрёнком
Тигр был …тигрёнком
Жираф был …жирафинёнком
Лев был …львёнком
Кенгуру…кенгурёнком
Обезьяна…обезьянкой
Верблюд…верблюжонком
- А теперь представьте что очутились в Африке….
5. Рефлексия
Звучит музыка ( дети закрыли глаза и считаем животных…1,2,3,4,5 львёнок, тигрёнок, слоненок, )
-Дети предлагаю вам немного потренировать свои язычки.
6. Чистоговорка
Ру- ру- ру- мы видим кенгуру
Дилы - дилы появились зубастые крокодилы
Аху - аху – не вижу черепаху
Ны - ны – ны – водой брызгали слоны
Яны - яны - яны – по веткам прыгают обезьяны
Логопед: А вы знаете , что наша Чика обожает играть с мячом. И она вам предлагает поиграть.
7. Д/и «Игра с мячом»
Логопед: Придумай мне животное, со звуком [р], в середине слова – «Жираф»
Первый звук ж, он какой? – Ребенок: «Это глухой звук»
Назови парный звук звуку [ж]. Ребенок: [ш]
Придумай животное, название которого начинается с гласного звука. Ребенок: «Обезьянка»
Животное на звук [з]? Ребенок: « Зебра»
Парный согласный к звуку [з]. Ребенок: звук [с]
Придумай мне животное на звук [б], [л]; и т.д.
Логопед: Молодцы, все справились с заданием.
8. Сравнение
Логопед: Ребята, подумайте и объясните мне, почему так говорят:
Идёт, как слон – ребенок аргументирует: значит громко
Пышная грива – густые, пышные волосы
Кривляется, как обезьяна – плохие манеры у человека
Спокойный, как удав – слишком спокойный
Жизнь, как зебра, то полоска белая, то черная – то хорошие дни и новости , то не очень.
III. Итог занятия.
Логопед: Ребята, перед каждым из вас лежат по 2 смайла - веселый и грустный. Кто считает, что справился с заданиями самостоятельно, поднимает вверх веселого смайлика, а у кого были затруднения – грустного.
А чтобы настроение у всех было весёлым обезьянка решила на память подарить вам свои фотографии.