Министерство образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
Реферат
Тема: Обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ
Выполнил студент: Анненков Дмитрий Дмитриевич
Группа Б-161
Руководитель: Соловьева Юлия Валерьевна
Барнаул 2018
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ПЛАТЕЛЬЩИКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ 5
ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ 7
БАЗА ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ 8
РАСЧЕТНЫЙ И ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОДЫ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
ВВЕДЕНИЕ В Российской Федерации с 01 января 2010 года утратила силу глава 24 Налогового кодекса РФ «Единый социальный налог» на основании Федерального закона от 24.07.2009 №213-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (принят ГД ФС РФ 17.07.2009).
Таким образом, в настоящее время в РФ действует Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года №212-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Наиболее оптимальной формой рассмотрения понятия «страховые взносы» считаю анализ Федерального закона №212-ФЗ по этой причине строю свой реферат на основе выдержек из статей и основных положений данного закона.
ПЛАТЕЛЬЩИКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ Согласно части 1 ст. 5 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009г. плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
пункт 1: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
пункт 2: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Плательщик страховых взносов может участвовать в отношениях, регулируемых Федеральным законом №212-ФЗ, через законного или уполномоченного представителя. Личное участие плательщика страховых взносов в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя плательщика страховых взносов не лишает плательщика страховых взносов права на личное участие в указанных правоотношениях.
Полномочия представителя плательщика страховых взносов должны быть документально подтверждены. Законными представителями плательщика страховых взносов - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями плательщика страховых взносов - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченным представителем плательщика страховых взносов признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком страховых взносов представлять его интересы в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах. Уполномоченный представитель плательщика страховых взносов - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель плательщика страховых взносов - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Не могут быть уполномоченными представителями плательщика страховых взносов должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов, налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ Согласно части 1 ст. 7 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009г. объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009г., признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 2 ст. 7 объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона).
Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Не признаются объектом обложения для плательщиков страховых взносов выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации.
БАЗА ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона №212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 2 статьи 7 Федерального закона №212-ФЗ, за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Установленная предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается.
РАСЧЕТНЫЙ И ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОДЫ Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение, в качестве итогов, хотелось бы привести информацию об основных изменениях в законодательстве о страховых взносах вступивших в действие с 01 января 2011 года.
С 1 января 2011 г. для большинства плательщиков страховых взносов действуют следующие тарифы (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ):
- Пенсионный фонд РФ - 26 процентов. Пунктом 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и младше - 20 процентов на финансирование страховой части, 6 процентов - накопительной части;
- Фонд социального страхования РФ - 2,9 процента;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента;
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента.
Таким образом, в целом налоговая нагрузка на плательщиков составит 34 процента. В 2010 г. она составляла 26 процентов.
Необходимо отметить, что страховые взносы в указанном размере уплачивают и лица, применяющие УСН или ЕНВД. В 2010 г. эти страхователи рассчитывали взносы исходя из тарифа 14 процентов.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплат физлицам), должны определять стоимость страхового года с применением указанных тарифов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). В 2011 г. они уплачивают:
- в ПФР - МРОТ x 26% x 12;
- в ФФОМС - МРОТ x 3,1% x 12;
- в ТФОМС - МРОТ x 2% x 12.
Таким образом, с учетом действующего МРОТ (4 330 руб. в месяц - Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ) плательщики, не производящие выплат физическим лицам, в 2011 г. должны перечислить в ПФР - 13509.60 руб., в ФФОМС - 1610.76 руб., в ТФОМС - 1039.20 руб. В случае повышения МРОТ тарифы поменяются.
Предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы, должна ежегодно индексироваться (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). С 1 января 2011 г. вступили в силу положения о ее округлении. Размер проиндексированной суммы округляется до тысяч, при этом сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи, а сумма менее 500 руб. отбрасывается.
Предельный размер базы для начисления страховых взносов на каждый новый год с учетом индексации устанавливает Правительство РФ. С 1 января 2011 г. предельная величина, которая в 2010 г. равнялась 415 000 руб., индексируется на 1,1164 (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 №933).
Таким образом, база для начисления взносов с выплат в пользу каждого физлица в 2011 г. не должна превышать 463 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). На выплаты и вознаграждения физлицу, превышающие эту величину, страховые взносы не начисляются.
С 2011 г. страхователи, у которых численность работников за предшествующий отчетный период составляет 50 человек и более, должны представлять персонифицированную отчетность в электронной форме. Если количество сотрудников меньше указанного предела, то информацию можно подать как в письменном, так и в электронном виде. Страхователи вправе передавать сведения в ПФР с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документ должен быть составлен по форме, установленной ПФР, и заверен электронной цифровой подписью.
С 2011 г. законодательно установлен срок для представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, - не позднее 1 марта следующего года.
С 2011 г. плательщики взносов могут подавать жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС РФ) в электронной форме через Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Решение по таким жалобам также направляется лицу с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (ч. 1 ст. 55 и ч. 5 ст. 56 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе требовать от плательщика документы, подтверждающие правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты. С 1 января 2011 г. такие документы можно представлять в электронном виде через Интернет (п. 4 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Таковы ключевые изменения законодательства в части уплаты страховых взносов в 2011 году.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Федеральный закон от 19.06.2000г. №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"
Федеральный закон от 15.12.2001г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24.07.2009 г. №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
Федеральный закон от 24.07.2009г. №213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
Постановление Правительства РФ от 27.11.2010г. №933 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г."