Просмотр содержимого документа
«Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.»
Формы и виды рефлексии в учебном процессе
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает участникам образовательного процесса сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
Исходя из целей, рефлексию классифицируют следующим образом:
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Давайте попробуем в группах оценить свой вклад в достижение поставленных в начале семинара целей, свою активность эффективность работы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Мы предлагаем провести данный тип рефлексии с помощью технологии «Рефлексивный экран».
Экран с незаконченными предложениями находится перед вами. В группах вам необходимо закончить каждую фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии в конце мероприятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах, используя например такой прием.
ТЕХНОЛОГИЯ "ВСЕ У МЕНЯ В РУКАХ!"
На доске крепится плакат с изображением ладони. Каждый палец – это какая-либо позиция, по которой необходимо написать свое мнение. Большой палец – «для меня было важно и интересно …», указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания по тому как….", средний – "Приемы, использованные на семинаре, которые буду использовать в своей деятельности….", безымянный – "Психологическая атмосфера", мизинец – "Мои предложения…".
Вашим группам предлагается вписать внутри контура руки свои ответы на эти вопросы. Затем заполненные листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с группой слушателей и в конце деятельности. Мы проведем ее с помощью:
ТЕХНОЛОГИИ "ОСТРОВА"
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о.Творчества, о.Грусти, о.Просветления, о.Наслаждения и др.
Карта островов вывешивается на доске и каждому участнику или группе участников предлагается выйти к карте прикрепить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.
Также вы можете нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если вас не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения можно предложить проанализировать получившуюся карту.
Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня модно вывешивать в классе и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние учащихся.
И в конце с целью активизация всех типов рефлексии попробуем получить информации о ходе и результатах сегодняшнего семинара. Для этого применим технологию Рефлексивная мишень.
Я предлагаю вам при помощи точки или метки зафиксировать свою оценку предложенных критериев. Мишень предполагает наличие четырех секторов, что предопределяет подбор четырех критериев для оценки: 1. Содержание семинара, 2. Формы и методы взаимодействия, 3. Деятельность педагогов, 4. Мое настроение.
Метка соответствует оценке результатов семинара по каждому критерию. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени. Эффективность проведения семинара можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».