Надежда Григорьевна Шевченко,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 51» г. Курска,
Отличник народного просвещения
Обеспечение преемственности в процессе духовно-нравственного развития и воспитания детей на уровне дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ДОО
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Важным условием обеспечения преемственности в процессе духовно-нравственного развития и воспитания детей на уровне дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ДОО, на наш взгляд - четкое понимание целей, задач, содержания осуществления преемственности.
Цель сетевого взаимодействия начальной школы МБОУ «СОШ №51» и дошкольного учреждения реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства в условиях реализации ФГОС, придав при этом педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Поставленную цель решаем через основные задачи сотрудничества между школой и ДОУ:
- установление единства взглядов на воспитательный процесс между дошкольным учреждением и школой;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей воспитанников;
- разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении форм и методов работы с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями детей;
- оказание психологической помощи родителям, способствующей преодолению проблем при переходе детей на следующую ступень образования.
Отношения между образовательными учреждениями в рамках сетевого взаимодействия строим на договорной основе. Совместно разрабатываем планы работы по организации методической работы с педагогами дошкольного учреждения и школы, проведению досуговых мероприятий, реализации совместных проектов в рамках реализации ФГОС ДО.
Формы осуществления преемственности разнообразны и соответствуют достижению единой цели:
-Методическая работа с педагогами ДОУ.
- Работа с родителями дошкольников.
- Работа с детьми.
Для детей-дошкольников и их родителей 1 сентября очень важный день. Позади столько ожиданий, подготовки, интересных встреч.
Важную роль в преемственности начальной школы и ДОУ играет сотрудничество с родителями воспитанников. Общее родительское собрание «На пороге современной школы» для родителей будущих первоклассников по вопросам перехода детей на следующую ступень образования.
Педагоги нашей школы и сотрудники ДОУ выступают перед родителями будущих первоклашек на собрании, где родители могут задать учителям все интересующие их вопросы и познакомиться с образовательными программами.
Поэтому, к моменту подачи заявления о приеме в школу, родители имеют полное представление о нашем учебном заведении. В школе разработана программа «Подготовка детей к школе». Упор делается на те качества, которые необходимы ребенку при поступлении в школу и являются предпосылками для осуществления новой учебной деятельности. Одним из условий успешной учебной деятельности является правильная речь.
Постановкой речи будущих первоклашек и занимается наш логопед Суржикова Марианна Валентиновна, которая в течение учебного года проводила совместно с учителями начальной школы открытые занятия в ДОУ с целью развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
В течение года дважды проводится диагностика детей подготовительных групп школьным педагогом-психологом. Первая: в сентябре-ноябре – для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая: в апреле-мае – для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом ведется работа по коррекции тех или иных отклонений совместно с воспитателями и родителями.
Валентина Михайловна Соклакова,
учитель начальных классов
соответствие занимаемой должности,
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 51» г. Курска,
Почетный работник общего образования
Обеспечение преемственности в процессе духовно-нравственного развития и воспитания детей на уровне дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ДОО
Работа с детьми
Переход ребенка дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилия работников детского сада и начальной школы. В чём мы видим содержание духовно-нравственного воспитания детей. Суть состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, городу, стране, природе, к истории культуре и духовному богатству нашего народа.
Доверительные отношения между коллективами детского сада и средней общеобразовательной школы №51, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу позволяют найти общий язык, на котором могут говорить о ребенке – будущем первокласснике – все заинтересованные участники преемственной цепочки. Учителя и воспитатели организуют совместную образовательную деятельность духовно – нравственного воспитания детей на базовых национальных православных традициях и для более успешной адаптации детей в первом классе стало традицией проводить совместные открытые мероприятия: ярмарки, народные и спортивные праздники, театрализованные представления, «Народные гуляния», такие как
- Фольклорный праздник «Масленица»
Масленица — древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны. Древний славянский праздник пришел к нам из языческой культуры и сохранился после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной седмицей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. В это время по уставу не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе масла) и яиц, где семь масленичных дней были самым веселым и любимым временем в году, и завершилось всё совместным праздничным гулянием.
- Празднование 985 – летия города Курска (весёлый праздник цветных ладошек).
- Антоновка – символ нашего города (первоклассники готовили аппликацию яблока, дарили детям детского сада и результатом стала совместная фотография, принявшая участие в городском конкурсе фоторабот).
- По дорогам сказки (интересный праздник с участием взрослых и детей).
-Здравствуй, осень золотая!!! (праздник сблизивший педагогов, воспитателей, родителей и детей).
- Совместное спортивное мероприятие среди детей подготовительных групп ДОУ и первых классов «Папа, мама, я – спортивная семья»;
Ярким и радостным воспоминанием детства останется
- Праздник Белых Журавлей.
Проведение открытых мероприятий способствует определению единых подходов обучения и воспитания, выбору оптимальных средств развития детей, где ярко выражены основные принципы духовно-нравственного развития и воспитания:
-принцип нравственного примера педагога;
-принцип социально-педагогического партнёрства;
-принцип индивидуально-личностного развития;
-принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
-принцип социальной востребованности воспитания.
Любовь Ивановна Костина,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 51» города Курска,
Почетный работник общего образования РФ
(Звучит песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева и музыку Яна Френкеля)
В календаре праздников день 22 октября отмечен как Праздник Белых Журавлей, день поэзии, духовности и как память о погибших во всех войнах.
Именно Расул Гамзатов предложил 22 октября отмечать праздник Белых Журавлей.
Журавли не имеют национальности – они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. Не случайно в разных уголках бывшего Советского Союза воздвигнуто 24 памятника белым журавлям. Это говорит о том, что всех нас объединяет память, общая история, общее родство. Праздник Белых Журавлей призван объединить и скрепить дружественные отношения между многонациональным населением России. Этот день посвящен культурному единству всех наций, проживающих на территории РФ.
Есть особая песня мужества,
Что не молкнет и в эти дни.
И летит она в дальние страны,
Как молитва на вечный путь.
И теперь журавлиные стаи
Журавлями Расула зовут.
Обучающиеся 3 класса А рассказали воспитанникам ДОУ историю двенадцатилетней японской девочки Садако Сасаки, погибшей в 1955 году от последствий ядерной бомбардировки Хиросимы. В Японии существует примета — тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, гарантирует себе отменное здоровье. С тех пор бумажные журавлики стали символом мира — дети со всего мира посылали в Японию журавлики, которые Садако не успела доделать. Девочка была похоронена с тысячей журавликов. В Парке Мира в Хиросиме установлен памятник.
Богданова Вероника прочитала стихотворение Расула Гамзатова «Я не хочу войны».
С этого дня мы присоединились к акции «1000 журавлей», которая завершится 9 мая.
Обучающиеся 3А и 3Б классов подарили белых журавликов воспитанникам ДОУ №102 и отпустили воздушные шары с привязанными бумажными фигурками журавлей в небо.
Сохраним эту традицию, пусть Белый Журавль собирает своих друзей еще многие и многие годы!
Мастер – класс «Белый журавлик»
Сейчас мы поучимся делать бумажных журавликов
(практическое обучение приему оригами).
Этими журавликами можно украсить стенд в школе, гирлянду ко Дню Победы, подарить жителям города, как память о погибших в войнах.
Таким образом, идея сетевого взаимодействия дошкольного учреждения и школы находит место в реальном пространстве, выступая связующим фактором обеспечения преемственности между ступенью дошкольного образования и начального образования общей школы. Результатом плодотворного сотрудничества среди педагогов, родителей воспитанников должно быть достижение целевых ориентиров ФГОС ДОУ по окончании ступени дошкольного образования, которые служат основой необходимой для обучения детей в школе.
Быть готовым к школе-не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Использованы материалы: Семеновой О.В., Щеглаковой С.В., Костиной Л.И., Суржиковой М.В., Струковой И.К. (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Курска).
Методическая выставка подготовлена: Щеглаковой С.В., Шевченко Н.Г., Костиной Л.И., Федоровой Д.И., Садовской В.Н., Соклаковой В.М., Савиной В.П.(МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Курска).
7