В. Осеева «Ежинка»
В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живется Ежинке,
Единственной внучек Ежа.
Весь день она тихо играет,
Шуршит прошлогодним листом,
Еловые шишки бросает
И дремлет в тени под кустом.
Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И Ежик любимую внучку
Заботливо вышел встречать.
И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слез:
- Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзинке унес!
Мелькают березы и елки,
Зеленый кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, Ёж.
В прохладной пыли на дороге
Он след мальчугана искал.
Он по лесу бегал в тревоге
И внучку по имени звал!
Стемнело... И дождик закапал,
Живого следа не найдешь.
Упал под сосной и заплакал
Измученный дедушка Ёж!
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зелёной ложбинке
Из города дети пришли
И дедову внучку Ежинку
В корзине назад принесли!
Пустили на мягкую травку:
- Дорогу домой ты найдешь?
- Найдет! - закричал из канавки
Взволнованным голосом Ёж!
Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая.
В серенькой одёжке
Ходит по дорожке.
«Шёл ёжик по тропинке за грибами без корзинки»
Описание внешнего вида:
Туловище похоже на яйцо
- мордочка (треугольник) маленькая с вытянутым носом, на конце носика блестящий шарик, черные как бусинки глаза, кажутся внимательными и умными, а дальше у него ушки, коричневые лапки (овалы) с маленькими коготками. Ноги у него короткие.
Ёж – единственное дикое животное, которое может подпустить человека довольно близко, не потому, что он храбрый, просто ёж плохо видит, надеется на свой нюх
- Где живут ежи? Где еще их можно встретить? (на лесных опушках, в заросших кустарником оврагах, летом приходят в огороды).
- Чем питаются?
Он неуклюжий, но на охоте проворен и ловок – уничтожает мышей и других грызунов, червей, жуков, ящериц, ядовитых змей, лягушек, любит лакомиться ягодами, грибами, зеленью – любит хорошо поесть, наедает жировые прослойки для зимы.
- Какую пользу приносят?
Живущие в природе ежи приносят человеку немалую пользу: они поедают в садах и парках насекомых-вредителей.
- Как защищаются от животных и людей?
Он сворачивается в клубок, выставляя свои острые иглы, фыркает угрожающе и подпрыгивает, пытаясь уколоть иголками.
- Где устраивают ежи себе норку для зимней спячки?
Ёж на зиму сворачивается клубком в логове, утеплённым мхом, листьями и травой, и спит более шести месяцев. Всё это время он не ест и не двигается.
Физпауза
1, 2, 3, 4, 5 – вышли ёжики гулять,
вправо, влево посмотрели: нет лисы за веткой ели?
Присели, встали, поморгали, поморгали и домой все побежали.
Чтение стихотворения В. Осеевой (эмоциональное восприятие) «Ежинка».
- Дети, я предлагаю вам сделать подарок для Ежинки (нарисовать яблоко, гриб, солнышко и т.д.)
Итог занятия.
Человек – часть природы, должен вести себя так, чтобы ей не навредить. А что для этого он должен делать? (беречь, охранять, не разорять гнёзда, не убивать, защищать, заботиться, в лесу не шуметь, громко не петь, не ловить бабочек).
1. Под соснами, под ёлками 2. Вместо шубы лишь иголки.
Лежит мешок с иголками (ёж). Не страшны ему и волки.
3. Не портной, а всю жизнь Колкий шар, не видно ножек,
С иголками ходит (ёж). Звать его, конечно, … (ёжик).
«Снежинка» (1 классы)
Цель занятия: научить вырезать ажурные снежинки по шаблонам.
Задачи занятия:
обучающие:
- показать детям красоту снежинок;
- приобретение новых знаний об изготовлении снежинок (изготовление по шаблонам);
развивающие:
- развивать у детей образную память, эмоционально-эстетическую отзывчивость;
- систематизировать и обогатить знания учащихся о зиме, учить видеть характерные признаки зимы;
- развивать мышление, умение наблюдать;
- осуществлять межпредметные связи декоративно-прикладного искусства, литературы (чтение отрывков из стихотворений А.С. Пушкина, С.Я. Маршака,
И. Сурикова о зиме, К. Бальмонта «Снежинка») и музыки (прослушивание аудиозаписи песни «Снежный вальс»);
воспитывающие:
воспитывать усидчивость и аккуратность в процессе работы на занятии;
личностные:
- понимание красоты окружающего мира и бережного отношения к природным явлениям;
коммуникативные: желание поделиться своими наблюдениями, инициатива при выполнении задания.
Оборудование занятия: листы цветной и/или белой бумаги, карандаш, ножницы, аудиозапись песни «Снежный вальс»), образцы снежинок.
Ход занятия
Организационный момент
Проверка организации рабочих мест.
Долгожданный дан звонок -
(учитель звонит в валдайский колокольчик),
Начинается урок!
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись. Тихо сели.
- Дорогие ребята, сегодня мы совершим необычное путешествие. Я приглашаю вас в гости… Отгадайте, к кому?
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома,
Значит, к нам пришла... (зима).
Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач занятия
- Мы будем путешествовать на паровозе. Итак, сели удобно, путешествие начинается (аудиозапись песни «Снежный вальс»).
Остановка «Зима»
- Приглашаю в гости к очень красивому времени года. Это время – зима.
Какие изменения в природе происходят зимой?
- С каждым днем становится все холоднее.
- Солнце греет слабее.
- Дни становятся короче, а ночи – длиннее.
- Идёт снег.
- Больше всех зиме радуются дети. Ведь у них теперь будет много новых развлечений – можно кататься на санках и на лыжах, с ледяных горок, лепить снеговиков. Красота природы во все времена была источником вдохновения поэтов, художников, композиторов.
Чтение отрывков из стихотворений А.С. Пушкина, С.Я. Маршака,
И. Сурикова о зиме
1. Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима… (А.С. Пушкин)
2. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез. (С.Я. Маршак Круглый год. Декабрь)
3. Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою всё его одело. (Иван Суриков «Зима»)
- А теперь отгадайте загадку:
Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)
- Кто догадался, что сегодня мы будем вырезать?
- Правильно, снежинки.
- Послушайте отрывок из стихотворения Константина Бальмонта «Снежинка»:
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
3. Практическая работа учащихся и индивидуальная работа учителя.
- Ребята, возьмём в руки лист белой или цветной бумаги. Сгибаем лист бумаги пополам и разрезаем. Берём одну половину листа. Делаем квадрат, соединяя 2 стороны листа бумаги. Лишнюю часть бумаги отрезаем. Затем получившийся треугольник делим на 3 части, прикладывая шаблоны, складываем и проглаживаем пальцами сгибы. К получившемуся треугольнику сверху прикладываем шаблон и обводим его простым карандашом. Убираем шаблон. Вырезаем снежинку. Разворачиваем.
(Выставка работ)
Обсуждение работ
- Вспомните, с чем сравнивают снежинку в загадке? (со звёздочкой)
- Посмотрите на свои снежинки. Какие они? (похожи на звёздочки, ажурные, резные, кружевные)
4. Подведение итогов занятия
- Со стихотворениями каких поэтов вы сегодня познакомились?
- Как называет А.С. Пушкин зиму? (волшебница-зима)
- Что говорит о снежинке Константин Бальмонт в стихотворении? Какая снежинка? (светло-пушистая, белая, чистая, смелая).
5. Рефлексия
- Ребята, наше занятие подходит к концу. Если на занятии у вас всё получилось, то покажите свои снежинки.
- А теперь покажут свои снежинки те дети, у которых возникли трудности, но вы смогли с ними справиться.
Итак, помним о необходимости убрать своё рабочее место. И сходим с паровозика, на этом наше путешествие окончено.